Практически все государства при проведении экономических преобразований прибегают к внешним кредитам. Рациональное распределение и использование таких займов весьма способствует решению многих проблем. Но, вследствие ограниченности собственных финансовых запасов, не всегда или недостаточно эффективное применение полученных кредитов, нарушение срока выплат приводят к тому, что государственный внешний долг начинает расти. Далее рассмотрим это явление более подробно.
Ситуация в мире
В списке крупнейших мировых должников в течение достаточно продолжительного периода первые места занимали такие страны, как Аргентина, Бразилия и Мексика. Довольно быстрыми темпами роста займов отличается в последнее время Китай. В Азиатском регионе в числе крупных должников остаются Южная Корея, Индия, Турция. В этот же список включена и Индонезия. Немалым является и государственный долг Российской Федерации.
Предпосылки к займам
Относительно нашей страны можно сказать, что структура государственного долга и его объем отражают экономические и геополитические проблемы. В первую очередь это развал СССР, кризис 90-х гг. Немаловажное значение имеет и отсутствие последовательности при проведении рыночных преобразований, сложные отношения с зарубежными кредиторами.
Проблемы погашения
Благодаря переговорам о реструктуризации долга, Лондонским кредитным клубом было списано 30% российского займа. Однако непростыми до сих пор остаются отношения нашей страны и Международного валютного фонда. Остается неурегулированным государственный долг частным компаниям. Также все еще актуальна проблема погашения займа развивающихся стран по предоставленным кредитам в период существования СССР, а также участников СНГ.
Формы обязательств
Существуют разные виды государственного долга. В соответствии с обязательствами, выделяют:
- Кредитные договоры и соглашения с соответствующими организациями, зарубежными странами и международными финансовыми корпорациями в пользу этих заемщиков.
- Соглашения по предоставлению госгарантий, поручительства по реализации обязательств третьими сторонами.
- Ценные бумаги, которые выпущены от имени РФ.
- Переоформление заемных обязательств третьих сторон в государственный долг РФ на основании соответствующих законов.
- Договоры и соглашения о реорганизации и пролонгации заемных обязательств прошлых лет.
Государственный и муниципальный долг взаимосвязаны друг с другом. При дефиците бюджета, наличии свободных средств у юридических лиц и граждан в стране возникает необходимость обращаться к сторонним кредиторам.
Классификация займа
Существует разделение в зависимости от того, где расположен кредитор. Если он внутренний, то долг будет соответственным. Заем может предоставляться и из-за рубежа. В этом случае это будет государственный внешний долг. В течение весьма продолжительного времени отечественные законодатели не могли точно определиться с данной классификацией. В разделение на виды государственного долга они заложили несколько сомнительный признак. В качестве него выступала валюта. В ней были выражены заемные обязательства страны. Однако события, которые предшествовали 17 августа 1998 года, показали со всей определенностью, что рублевый кредит, приходящийся на зарубежных инвесторов – это не только внутренний государственный долг.
Заем может быть также текущим, основным и капитальным. В последнем случае речь идет о всей сумме выпущенных и непогашенных обязательств страны. В эту же категорию входят и гарантированные займы других сторон, в том числе начисленные проценты, предполагаемые к уплате. Основной государственный долг представляет собой номинальную стоимость кредитных обязательств страны. Сюда же входят гарантированные ею заимствования. Текущий государственный долг состоит из предстоящих расходов по уплате доходов кредиторам по всем принятым обязательствам. Сюда же входят затраты на погашение тех обязательств, срок для выплаты которых уже наступил.
Государственный и муниципальный долг
Такое разделение осуществляется в соответствии с существующими уровнями госвласти. Так, выделяют непосредственно государственный долг РФ и ее субъектов. В последнем случае речь идет об обязательствах, выпущенных органами местного (регионального) самоуправления.
Управление государственным долгом
Оно представляет собой комплекс мероприятий власти по уплате доходов кредиторам, погашению займов. В управление государственным долгом также входит изменение условий выпущенных обязательств, определение обстоятельств выпуска новых ценных бумаг. Формы, в соответствии с которыми осуществляются данные мероприятия, могут быть различными. Так, управление может осуществляться путем:
- Изменения доходности займов – конверсии.
- Увеличения срока действия, внесения корректив прочих условий.
- Объединения в один нескольких займов – консолидации. Данная мера предусматривает понижение числа видов одновременно обращающихся ценных бумаг. Это значительно упрощает работу, а также сокращает государственные расходы по системе долга.
- Приравнивания нескольких облигаций прежнего займа строго к одной – обмена по регрессивному соотношению.
- Отсрочки погашения кредита. Такая мера применяется при условии, если дальнейшее развитие операций, связанных с выпуском ценных бумаг, не будет иметь финансовой эффективности для страны. Это случается, когда правительством было выпущено слишком большое количество займов, а условия их эмиссии были недостаточно выгодны. В этих случаях значительная доля дохода от реализации облигаций по новым займам направляется на уплату процентов по выпущенным ранее обязательствам.
- Аннулирования госдолга. В этом случае имеет место полный отказ правительства от обязательств по займам. Такая форма управления используется в тех случаях, когда происходит переворот в стране со сменой власти, либо государство признает свое банкротство.
- Реструктуризации кредитных обязательств. Для России считается весьма актуальным замена дорогих и коротких долгов дешевыми и длинными.
- Рефинансирования обязательств. В этом случае прежний госдолг гасится выпуском новых займов.
Данные формы считаются общими, вне зависимости от классификации займа. Однако внутренний государственный долг не так специфичен.
Регулирование займовых обязательств перед зарубежными кредиторами
Чрезмерное увеличение внешнего долга может угрожать безопасности страны, фактически привести к ее банкротству. Регулирование займов иностранных кредиторов выполняется в трех формах:
- Финансовое размещение. Этот способ считается наиболее эффективным. Он предполагает финансирование инвестиционных программ и развитие экономики.
- Бюджетное использование. В данном случае осуществляется финансирование расходов и дефицита госбюджета. Сюда же входит обслуживание внешней задолженности.
- Смешанное размещение.
В России применяется второй способ. Он считается самым неэффективным из всех. Управление погашением внешней задолженности может выполняться с использованием разных источников. В частности, это могут быть бюджетные средства, золотовалютные резервы, конвертация обязательств в акции предприятий, а также новые займы. Последние использует правительство РФ.
Задачи регулирования
Россия начинает проводить работу по обслуживанию государственного долга. В связи с этим первоочередными являются следующие задачи:
- Оптимизация структуры займа: по срочности, доходности, типам. В частности, необходимо привлекать долго- и среднесрочные кредиты, расширять спектр применяемых финансовых инструментов и эмиссию, учитывать соотношение валютной и рублевой доходности.
- Использование программ и проектов, финансирование которых осуществляется посредством связанных займов.
- Конверсия – обмен задолженности на национальную валюту, выкуп кредита с дисконтом, обмен на экспорт, долг, собственность.
- Управление внешними активами. Здесь предполагается проведение инвентаризации имущества страны за рубежом, а также непосредственный возврат долгов и золота.
Регулирование обязательств по займам отечественных кредиторов
Этот государственный долг России координируется посредством прогнозирования, планирования, анализа и контроля. В основу мероприятий по регулированию положены следующие принципы:
- Единство учета. Оно предполагает контроль над всеми видами ценных бумаг, которые эмитированы государственными органами всех уровней.
- Безусловность. Под ней понимают обеспечение своевременного и точного исполнения обязательств правительства перед кредиторами и инвесторами без постановки дополнительных условий.
- Единство заемной политики. Оно предполагает один подход в процессе управления госдолгом со стороны центра относительно субъектов и муниципальных образований.
- Согласованность. Речь идет об обеспечении максимально возможной сбалансированности интересов заемщика и кредиторов.
- Уменьшение рисков.
- Оптимальность. Под ней понимают формирование такой структуры государственного долга, чтобы при выполнении обязательств риски и негативное влияние на экономику были минимальными.
- Гласность. Она предполагает предоставление своевременных, полных и достоверных сведений о параметрах кредита всем заинтересованным лицам.
Методы регулирования
Контроль над тем, как соблюдаются обязательства, по которым предоставлен российский государственный долг, в широком смысле предусматривает:
- Формирование соответствующей политики.
- Определение главных показателей и предельных параметров задолженности.
- Формирование приоритетных направлений применения привлеченных ресурсов и прочее.
Определение политики и верхнего предела, который может иметь государственный долг России, осуществляется соответствующими законодательными органами. Регулирование этих моментов выполняют исполнительные комитеты. В управлении госдолгом используются следующие методы:
- Рефинансирование.
- Конверсия.
- Консолидация.
- Новация – договор между страной-заемщиком и кредитором о замене обстоятельств в рамках одного соглашения.
- Унификация – решение об объединении нескольких займов, выпущенных ранее.
- Отсрочка – консолидация с одновременным отказом от выплаты дохода по кредиту.
- Дефолт. Он представляет собой полный отказ госвласти от выплаты долга.
В качестве основной формы кредита выступает заем, который характеризуется тем, что имеющиеся у населения, организаций и предприятий временно свободные финансы привлекаются для восполнения дефицита бюджета страны посредством выпуска и последующей реализации ценных бумаг.
Отечественная кредитная деятельность
Необходимо отметить, что Россия является не только заемщиком. Кредит бывших социалистических и развивающихся стран составляет на сегодня больше 120 млрд долларов. Главная доля государственного долга при этом приходится на Вьетнам, Кубу, Монголию, Индию, Ливию, Ирак, Сирию. В 1992 году РФ должно было быть перечислено 14.2 млрд долл. по операциям по погашению выданных кредитов. Фактические же поступления составили около двух млрд долл. Основная часть задолженности погашается за счет традиционных для указанных стран товаров.
Эти кредиты, оформленные в рублях и американских долларах, не котируются на мировых торговых площадках. Это связано с тем, что в договорах указывалось на то, что все действия по ним должны являться объектом предварительной договоренности. Постепенно поступают средства от Аргентины, часть выплатил Вьетнам. Погашение кредита Индией осуществляется поставками изделий ширпотреба, хлопка, чая. Вступление РФ в Парижский клуб государств-кредиторов должно было способствовать облегчению обязательств для Вьетнама, Йемена, Алжира и ряда других стран.
Актуальность проблемы
Являясь преемницей СССР, РФ взяла обязательства обслуживания его внешнего долга на себя. С 1991 по 1998 гг. страна получила займы от МВФ, МБРР, ЕБРР и стран ОЭСР. Общая сумма составила больше 13.6 млрд долл. в первом случае, 5.6 – во втором, 22 – в третьем. СССР имел положительную репутацию, будучи должником, обязательства выполнялись строго по графику. Однако с 1992 года последний перестал соблюдаться. России было необходимо отчислить 19.6 млрд, а по факту поступило 2.6. То же самое произошло и в период с 1993-го по 1995-й. В течение последнего десятилетия отмечается достаточно опасная тенденция увеличения государственного долга РФ.
Несмотря на мировую практику, кредиторы Запада не во всех случаях учитывали невысокую кредитоспособность страны. Одной из важнейших проблем считается необходимость добиться оседания значительной части доходов от экспорта товаров в зарубежных банках и возвращение данных капиталов на родину. По сведениям из заграничных изданий, там задерживается ежегодно около 15-17 млн долл. Решение проблемы выполнения обязательств по внешнему долгу зависит во многом от восстановления доверия к российской денежной единице и формирования условий, благоприятных для инвестирования. В том случае, если стабилизация рубля будет осуществляться активно, будут преодолены и сложности в погашении займов зарубежных кредиторов.