Рубрики

Что такое модернизация? Суть модернизации

Макропроцесс, ведущий традиционное общество к современному, называется модернизацией. Чтобы прояснить, что такое модернизация, нужно рассмотреть различные значения, из которых преимущественно и состоит это понятие.

что такое модернизация

Три значения

Прежде всего, этот термин применяется по отношению к внутреннему развитию стран Северной Америки и Западной Европы, относящемуся к европейскому Новому времени.

Что такое модернизация во втором значении? Здесь рассматривается догоняющая модернизация, практикующаяся в странах, которые не относятся к первой группе, но стремятся к ней.

И третье значение говорит о процессах эволюционного развития в наиболее модернизированных обществах (Северная Америка и Западная Европа). Это понятие трактуется как некий перманентный процесс модернизации, то есть внедрение инноваций и проведение реформ, приводящих к построению постиндустриального общества.

Возникновение понятия

Изучать архаические, то есть традиционные формы человеческого сосуществования начали учёные-антропологи - Тайлор, Херсковиц, Уайт, Крёбер, которые рассматривали эволюцию традиционных локальных культур. Они и определили две её основные формы, с помощью которых прояснилась суть модернизации, скоррелированной с общими классическими модернизационными процессами. Это, во-первых, прогрессивная эволюция, которая проходит линейно по стадиям: от простого общества к всё более сложному. Об этом много писали в Англии - Спенсер, Лебок, Мак-Леннан, Фрезер, Тайлор, в Германии - Липперт, Вайц, Бастиан, во Франции - Летурно, в США - Морган.

Во-вторых, известный учёный Эйзенштадт рассматривал в несколько другой ипостаси, что такое модернизация. Он писал, что это ещё и многолинейное развитие разных типов культур, где процессы модернизации проходят своеобразно, и, как следствие, модерность вариативна. Он рассматривал эту эволюцию общества через призму реализации многообразных, но самой историей обусловленных типов.

программа модернизации

История

Слово modern впервые было использовано в конце пятого века в Европе, разграничивая христианское настоящее и языческое прошлое. Впоследствии содержание понятия неоднократно менялось. Только эпоха Просвещения задала ему смысл, вполне соотносящийся с современным. Спонтанно обновляющийся актуальный дух времени и то, что помогает этому процессу, считается современным, модерным. Таким образом, в связи с ускорением движения общества по этому пути в период Нового времени сложилась европейская цивилизация модерности, которая радикально отличалась от традиционных обществ.

Перемены произошли благодаря возникновению трудовой этики протестантов, развитию рыночной экономики, правовой системы и бюрократии. Этот процесс не быстр, Европе понадобилось несколько столетий, чтобы прочувствовать, что такое модернизация, пережить английский промышленный переворот, политизированность и укрепление буржуазии, а также обретение ею власти в результате революций: английской, американской и французской. Учёные приходят к выводу, что современная модернизация в принципе окончания иметь не может, процессы эти идут по сей день и будут продолжаться до тех пор, пока существуют общности людей.

модернизация образования

Принципы модернового общества

В современном обществе сосуществуют несколько базовых институтов, как минимум четыре: рыночная экономика, конкурентная демократия, массовая коммуникация и всеобщее благоденствие. Основой автономного общества является рыночная экономика, с нею преодолеваются все границы и создаётся открытый социум. Модерновое общество значительно отличается от традиционного, поскольку строится на других принципах. Главными здесь являются:

  • избирательное право;
  • законность;
  • универсальные права граждан;
  • институты социальных изменений;
  • светская культура;
  • секуляризация общества;
  • урбанизация;
  • автономия подсистем;
  • рационализация;
  • доминирование рыночной экономики;
  • бюрократизация;
  • профессионализация;
  • массовое распространение грамотности;
  • средства массовой информации;
  • рост профессиональной и социальной мобильности.

В модерновом обществе граждане обладают неотчуждаемыми правами - социальными, политическими и гражданскими. Технический прогресс и научная революция привели к созданию национального общества из разрозненных местных общин ещё в семнадцатом веке. Современная модернизация пошла даже дальше. Общество становится наднациональным.

современная модернизация

Программа модернизации

Отличительными чертами модернизированного современного общества являются: в политике - конституционное демократическое государство, в государственном строительстве - национальное государство, в науке и образовании - автономная наука, в экономике - капитализм. Модернизационные трансформации универсальны. Уровень социокультурной организации в обществе благодаря модернизации продвигается от индустриализма к постиндустриализму в экономике, от авторитарного к демократическому режиму в политике, переходит от обычного права к юридическому.

Само обоснование миропорядка сдвигается от священного к светскому, в философии моноистическое миропонимание становится плюралистическим, в искусстве исчезает чистота жанра: стилистическое единство стремится к полистилистике, а в науке объективизм сменяется антропизмом. Сторонники теории модернизации уверены, что такая программа принесёт человечеству поголовное улучшение условий существования и социальной жизни. Конвергенция и модернизация считаются необходимыми, необратимыми, эндогенными и благотворными процессами.

суть модернизации

Этапы

В своем пути модернизационные трансформации должны последовательно пройти определённые этапы (стадии). Например, от традиционной через переходную до современной. Или от традиционной до стадии предварительных условий начала измерений, затем после начала непрерывного роста до созревания и достижения планки массового потребления. Здесь чаще всего принимается во внимание контраст между мирами - "первыми" и "третьими", руководствуясь европоцентризмом исторического процесса, рассматривая путь самых разных народов к рационализму и экономикоцентризму.

Относительно этапов как отправных точек этого пути рассматривались две кардинально отличающиеся друг от друга концепции. Классическая эволюционная - идея постепенности в освобождении человечества от невежества и страха в достижении более высоких уровней цивилизации. Диффузионная - когда модернизация планируется и осуществляется сверху путём реформ и инноваций, предпринимаемых властной элитой или (что чаще) путём взаимодействия между более развитым обществом с менее модернизированным.

процесс модернизации

Виды модернизационных процессов

Трансформирующиеся государства видят в качестве образца развитость стран западной цивилизации и понимают модернизацию как прямое и точное перенесение чуждых норм, моделей труда и досуга, разнообразных ценностей, государственных институтов на свою почву.

Незападные общества могут использовать в процессе модернизации одновременно и эволюционный (эндогенный), и диффузионистский (экзогенный) тип. Классификация будет достаточно разветвлённой. Эндогенный вид модернизации детерминирован как процесс с социокультурной динамикой: комплекс внутренних причин, саморазвитие, общественная самотрансформация (Северная Америка, Западная Европа).

Догнать и перегнать

Догоняющий (адаптивный) вид практикуют государства, не относящиеся к вышеперечисленным, начиная с адаптационной реакции на динамику социальной культуры модерновых стран по типу "вызов-ответ". Здесь нужно отметить самовестернизацию, инициируемую для достижения внутренних целей (в том числе преодоление технологических отставаний и сохранение независимости), которая тоже подразделяется на подвиды.

  • Оборонная модернизация: укрепление государства с помощью военного и политического потенциала (надо учесть, что только первые модернизирующиеся нации могут автономно следовать своей дорогой, не ощущая внешнего давления, на все остальные влияют арьергард и авангард модернизации).
  • Либеральная модернизация: изменение общества и освобождение человека, заимствование самих процессов, которые прошли западные страны: генеалогию институтов, ценностей, норм и моделей поведения.

Внешняя опека

Этот вид модернизации предполагает трансформацию социокультурной системы при участии одного или нескольких государств западной цивилизованной модерности, и суверенитет чаще всего не сохраняется. Здесь тоже сосуществуют два подвида.

  • Частичная ответственность - колониальная политика, когда колонии служат интересам метрополии, развивая одну или несколько нужных ей отраслей, остальные же оставляя без развития. Например, в 1949 году, после окончания английского колониального владычества, в Индии осталось менее одного процента знающих буквы аборигенов, а из ценностей было вывезено в Англию всё что только возможно.
  • Системная ответственность, когда государства, модернизированные полностью, опекают территории стран отсталых. Как пример - Япония или Германия после Второй мировой войны.

Вся эта схема, естественно, условна, поскольку практика преподносит самые разнообразные переплетения модернизационных процессов.

модернизация общества

Примеры

Здесь можно рассмотреть, как проходит в России модернизация образования и экономики. С 90-х годов прошлого века на социум рухнуло огромное количество концепций, программ, реформ, инноваций - все они были сугубо коммерческого толка. В итоге этих заимствований (весьма дорогостоящих) страна не дождалась ничего утешительного за прошедшие четверть века. А всё потому, что модернизация как таковая и не предусматривалась, поскольку это было не в интересах внедрявших её в нашей стране "цивилизованных" государств. Совершенно ненужные планы, которые предусматривала, например, модернизация экономики, были перевыполнены, а нужные провалены целиком и полностью.

Число общеобразовательных школ только за последнее десятилетие сократилось на пятнадцать тысяч, высшая школа стала чёрным рынком по продаже дипломов (сколько ужасающих роликов в сети, где успешные выпускники, например РГГУ, не могут ответить на самые простые вопросы при трудоустройстве: что такое модернизация, девальвация, деноминация, даже из чего состоит золотовалютный запас страны). Начальное, среднее и профессиональное образование находится в плачевном состоянии. Всё оттого, что сменились приоритеты. Раньше в нашей "немодернизированной" стране хорошо и бесплатно лечили, учили и просвещали, а не оказывали услуги. Таким образом, духовное содержание социальной работы оказалось разрушенным. Зато состоялась модернизация общества, которое значительно расширило свой словарь и выучилось толерантности.