Рубрики

Издержки производства. Виды издержек производства. Постоянные и переменные издержки

Любой бизнес подразумевает издержки. Если их нет, то и нет продукта, поставляемого на рынок. Чтобы что-то произвести, нужно на что-то потратиться. Разумеется, чем меньше издержки, тем и рентабельнее бизнес.

Однако следование этому простому правилу требует от предпринимателя учитывать большое количество нюансов, отражающих разнообразие факторов, влияющих на успех компании. Каковы наиболее примечательные аспекты, раскрывающие сущность и разновидности производственных издержек? От чего зависит эффективность бизнеса?

Издержки производства

Немного теории

Издержки производства, согласно распространенной трактовке в среде российских экономистов - это затраты предприятия, связанные с приобретением так называемых "факторов производства" (ресурсов, без которых нельзя выпустить товар). Чем они ниже, тем экономически рентабельнее бизнес.

Измеряются издержки производства, как правило, соотносительно общему объему затрат предприятия. В частности, отдельным классом расходов могут идти те, что связаны с продажей выпущенной продукции. Однако все зависит от используемой методологии в классификации издержек. Какие здесь могут быть варианты? В числе самых распространенных в российской маркетинговой школе их две: методология "бухгалтерского" типа, и та, что именуется "экономической".

Снижение издержек производства

Согласно первому подходу, издержки производства - это общая совокупность всех фактических расходов, связанных с бизнесом (закупка сырья, аренда помещения, оплата коммунальных услуг, компенсация труда персонала и т. д.). "Экономическая" методология предполагает включение также и тех издержек, величина которых прямо связана с недополученной прибылью компании.

В соответствии с популярными теориями, которых придерживаются российские маркетологи, издержки производства делятся на постоянные и переменные. Те, что относятся к первому типу, как правило, не изменяются (если говорить о краткосрочных временных периодах) в зависимости от роста или сокращения темпов выпуска товара.

Издержки постоянного типа

Постоянные издержки производства - это, чаще всего, такие статьи расходов, как аренда помещения, оплата труда административного персонала (менеджеров, руководителей), обязательства по уплате некоторых видов взносов в социальные фонды. Если их представлять в виде графика, это будет кривая, находящаяся в прямой зависимости от объемов производимой продукции.

Как правило, экономистами предприятий вычисляются средние издержки производства из тех, что относятся к постоянным. Они рассчитываются, исходя из объема затрат на одну единицу выпускаемого товара. Обычно по мере роста объемов выпуска товаров "график" средних издержек нисходящий. То есть, как правило, чем больше продуктивность фабрики, тем дешевле единичное изделие.

Предельные издержки производства

Переменные издержки

Издержки производства предприятия, относящиеся к переменным, в свою очередь, очень восприимчивы к изменениям объема выпуска продукции. К таковым относятся расходы на закупку сырья, оплату электричества, компенсацию труда персонала на уровне специалистов. Оно и понятно: требуется больше материала, тратится энергия, нужны новые кадры. График, отображающий динамику переменных издержек, как правило, непостоянный. Если компания только начинает что-то выпускать, то эти расходы обычно растут активнее в сравнении с темпами увеличения производства.

Но как только фабрика выходит на в достаточной мере интенсивные обороты, то и переменные затраты, как правило, растут не так активно. Как и в случае с постоянными издержками, в отношении второго типа затрат часто вычисляется средний показатель - опять же, соотносительно с выпуском единицы продукции. Совокупность постоянных и переменных затрат - это общие издержки производства. Обычно они просто математически складываются при анализе экономических показателей компании.

Издержки и амортизация

Такие явление, как амортизация и тесно связанный с ней термин "износ", имеют непосредственное отношение к издержкам производства. Посредством каких механизмов?

Сначала определим, что такое износ. Это, согласно распространенной в среде российских экономистов трактовке, снижение ценности производственных ресурсов в силу. Износ может быть физическим (когда, к примеру, станок или иное оборудование попросту выходит из строя или не может выдерживать прежние темпы выпуска товаров), или моральным (если используемые предприятием средства производства, скажем, сильно уступают по эффективности тем, что используются на конкурирующих фабриках).

Ряд современных экономистов сходится во мнении, что моральный износ - это постоянные издержки производства продукции. Физический - переменные. Затраты, связанные с поддержанием объемов выпуска товара при условии износа оборудования, формируют собой те самые амортизационные отчисления.

Как правило, это связано с закупкой новой техники или вложениями в ремонт текущей. Иногда - с изменением технологических процессов (например, если на фабрике велосипедов выходит из строя станок, выпускающий спицы для колес, то их выпуск может отдаться временно или на бессрочной основе на "аутсорсинг", что, как правило, увеличивает себестоимость выпуска готовой продукции).

Издержки производства и прибыли

Таким образом, своевременная модернизация и закупка качественного оборудования - фактор, в значительной мере влияющий на снижение издержек производства. Более новая и современная техника во многих случаях предполагает меньшие амортизационные расходы. Иногда на издержки, связанные с износом оборудования, влияет также и квалификация персонала.

Как правило, более опытные мастера обращаются с техникой бережнее, чем новички, и потому может иметь смысл потратиться на приглашение дорогих, имеющих высокую квалификацию специалистов (или инвестировать в обучение молодых). Эти издержки могут оказаться ниже, чем вложения в амортизацию оборудования, попавшего под интенсивную эксплуатацию неопытных новичков.

Пределы "оптимизма"

В экономической теории в части изучения издержек есть два интересных термина. Первый - "технологический оптимизм". Второй - "предельные издержки производства". Что это за явления?

Выше мы говорили, что есть общие издержки - совокупность всех, что есть на производстве. В отношении них вычисляется средний показатель - соотносительно выпуску одной единицы товара. Мы также выявили закономерность: чем больше производится изделий, тем ниже средние издержки. Но когда-то их величина сводится к минимуму, ниже которого значения опускаться практически никак не могут. Это состояние и называется "технологическим оптимизмом".

Постоянные издержки производства

Теперь о том, что такое предельные издержки производства. Они отражают собой то, насколько дороже выйдет выпускать продукцию в объеме на одну единицу больше, чем при текущих темпах. Как правило, на цифры, их отражающие, не влияют постоянные издержки производства. В основном, только переменные.

Большинство предприятий стремится вывести темпы выпуска товаров на тот уровень, который будет максимально приближен к "технологическому оптимизму". Только после того, как этот результат достигнут, можно "завоевывать" рынок, открывать филиалы в других странах. Или же начинать выпуск новых товаров, чтобы затем выйти на уровень "технологического оптимизма" еще раз.

Издержки и прибыли

Сущность любого бизнеса - извлечение прибылей. Величина их непосредственным образом зависит от размера расходов на выпуск товара. Издержки производства и прибыли тесно связаны между собой. Какие здесь прослеживаются закономерности?

Самая простая формула подсчета прибыли - это совокупный объем доходов минус общие издержки за один и тот же временной интервал. Есть средняя выручка, совокупная и предельная. Выручка первого типа - это, фактически, рыночная цена товара (то есть, она отражает среднюю стоимость одной единицы продукции).

Та, что совокупная, отражает общий объем денежных поступлений в компанию от реализации всех выпущенных изделий. Предельная выручка, по аналогии с аналогичным типом издержек - это приращение дохода, возникающее по факту продажи единичного экземпляра произведенной продукции. Нередки случаи, когда первый и третий тип выручки равны или очень близки.

Издержки внешние и внутренние как фактор прибыли

Есть еще один рыночный механизм, отражающий то, как связаны между собой издержки производства и прибыли. Дело в том, что расходы на выпуск товара могут носить характер внешних или внутренних (это, к слову, еще одно популярное основание для их классификации).

Те, что первые, определяются совокупной величиной расходов фирмы на приобретение "факторов производства" у сторонних поставщиков. Вторые же определяются тем, сколько стоят ресурсы, которыми владеет сама компания. Как правило, руководство предприятий, изучая первый, внешний тип издержек, не может ожидать адекватных прибылей, игнорируя рассмотрение расходов внутренних.

Не упустить возможность

В современной экономической теории допускается наличие издержек, которые сложно причислить к одному из указанных нами типов. Главным образом потому, что такие виды затрат могут иметь признаки как общих, так и переменных (равно как внутренних и внешних). Это издержки производства фирмы, предприятия, связанные с упущенными финансовыми возможностями. Как правило, такие издержки возникают вследствие неграмотной политики руководства компании. На практике здесь возможно очень много вариантов.

Издержки производства предприятия

Например, недополученная прибыль может возникнуть вследствие запоздалой модернизации производственных мощностей (соответственно, ростом средних издержек на выпуск одной единицы продукции). Возможен сценарий, когда на какой-то товар вдруг пошел спрос, а фабрика не поспевает сделать конкурентное (по стоимости) предложение из-за дороговизны выпуска на текущем оборудовании.

В то время, как конкуренты вовремя инвестировали в обновление техники и с удовольствием теперь наращивают долю на рынке. Возможны варианты, когда вина руководства не столь очевидна, но издержки существенны. Пример: фабрика выпускает товары, основной объем сырья закупая за рубежом. Контракты фирма зачем-то прописала в долларах США. В течение долгого времени компания отлично чувствует себя на рынке, работая с высокой рентабельностью.

Но тут на мировой политической арене происходят известные события, и курс доллара США растет по отношению к рублю в полтора раза. Почти пропорционально, соответственно, увеличиваются издержки на закупку сырья. Как результат, снижается прибыль компании. Она явно недополученная. Если бы контракты были в рублях, то ее величина была бы гораздо выше. Упущенные финансовые возможности могут также иметь место, если фирма, имея ресурсы для производства альтернативного вида товара (например, тарелок вместо чашек), могла бы иметь больше прибыли, чем при выпуске текущих типов продукции. То есть, может выйти так, что средние издержки окажутся неоправданно высокими.

Издержки внепроизводственные

Рассмотрим аспект, касающийся так называемых "внепроизводственных" издержек. Они не имеют прямого отношения к оборудованию (а значит, и к амортизации), однако их сущность во многом влияет на прибыль компании. К таковым издержкам относятся, в основном, расходы на рекламу и продвижение, комиссия посредникам, иногда затраты на проведение маркетинговых и имеющих к бизнесу отношение социологических исследований. В отношении этих типов издержек также может вычисляться средний показатель, показывающий, например, сколько стоит привлечь покупателя одной товарной единицы.

Средние издержки производства

Величина внепроизводственных издержек между тем не всегда пропорциональна выручке. Вполне может оказаться так, что компания вложится в рекламу, а отдачи не будет никакой. Однако может оказаться так, что фирма пренебрегла той или иной инвестицией непроизводственного характера (например, не стала пользоваться каналом поисковой оптимизации), а конкурирующее предприятие сделало это, вследствие чего перехватило значительный процент целевой группы покупателей. Таким образом, внепроизводственный тип издержек значим с точки зрения эффективности бизнеса, как и расходы, прямо связанные с выпуском товаров.

Внешние эффекты

Величина издержек большинства коммерческих предприятий, как правило, зависит от так называемых "внешних эффектов". О чем здесь идет речь? Это довольно широкое понятие, которое подразумевает влияние факторов экономической, политической и социальной природы, способных повлиять на производственные затраты компании. Выше мы привели пример с курсом доллара. В принципе, мы вправе объяснить рост издержек, связанных с закупкой сырья, именно внешними эффектами. Так как отдельно взятая фабрика почти никогда не имеет практических рычагов влияния на валютный рынок.

Внешние эффекты, безусловно, могут сыграть и положительную роль в уменьшении издержек. Самый простой и очевидный вариант - снижение курса доллара США (применительно к нашему примеру). Еще вариант - уменьшение налоговой нагрузки на бизнес. Например, если государство снизит нормативы на отчисления в ПФР и ФСС, то расходы, связанные с оплатой труда персонала, снизятся.

Снижение издержек производства, таким образом, зависит не только от качества бизнес-процессов, выстроенных внутри компании. "Внешние эффекты", природа которых может быть абсолютно автономной относительно отдельно взятого предприятия, могут играть не меньшую роль. Вместе с тем это не отменяет необходимости анализировать аспекты, отражающие внутреннюю структуру бизнеса в рамках конкретной фирмы: тип выпускаемой продукции, ее объем и издержки производства. Поскольку при равной восприимчивости к "внешним эффектам" в конкурентной борьбе выиграет то предприятие, которое может наладить более эффективную модель снижения затрат на выпуск продукции.