Сегодня криминогенная ситуация в мире свидетельствует о невиданном ранее росте преступности. Мировое спокойствие может быть нарушено не только отдельными воинствующими государствами, но и единичными субъектами, преступниками. Многие подвергают этот факт критике, однако его реальное существование подтверждено наличием преступников, имеющих статус международных. Если во времена Холодной войны угрозу мировому правопорядку несли страны, то современный мир наполнен людьми, ресурсы которых позволяют им нарушать устоявшиеся мировые порядки ради собственной выгоды, причём они могут быть выходцами из самых маленьких и незначительных на мировой арене стран. Примером таких людей служат Муаммар Каддафи, Усама Бен Ладен, Семен Могилевич, Доку Умаров, Пабло Эскобар и др. Чтобы не допустить постоянного появления преступников «международного» значения, а также способствовать взаимному сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, странами был создан незаменимый и очень полезный институт экстрадиции. Особенности и основные нюансы его работы будут рассмотрены в этой статье.
История института выдачи
Экстрадиция преступников имеет свою историю. Этот международно-правовой институт по большей части сформировался лишь только в XX веке, однако его основы были заложены ещё древние времена. Самый ранний пример выдачи, а точнее, договора о выдаче, датируется 1278 годом до нашей эры. Он был составлен между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царём Хаттусили III. Согласно этому договору, хетты обязывались возвращать любого сбежавшего гражданина Египта, при этом не осуществляя над ним каких-либо судебных действий, например пыток. Также известны и другие примеры в древнем мире, например:
- Катон потребовал выдачи Цезаря германским племенам, из-за того что последний начал незаконную войну против них.
- Когда на Филиппа Македонского было совершено покушение, афиняне выдали всех лиц, которые тем или иным образом были в этом замешаны.
- Ахейцы требовали у Спарты выдачи своего гражданина, который сжигал деревни мирных жителей.
В средневековье известен случай, когда предводитель племени Курайш потребовал выдачи бежавших от преследования курайшитов у Эфиопского царя. Но он получил отказ на свою просьбу. Помимо этих фактов существует множество исторических подтверждений существования института выдачи или хотя бы его основ.
Основные положения об институте экстрадиции
В современном международном праве существует такой термин, как экстрадиция. Что это такое, многие даже и не знают. Но эта международно-правовая категория, по сути, является выдачей, только с учётом нормативного регулирования международными договорами. Отсюда следует, что экстрадиция – это особая форма сотрудничества между государствами (международное сотрудничество) в сфере борьбы с преступностью, регулируемая международными актами. Суть экстрадиции заключается в следующем: арест определённого лица на территории одной страны и его передача другой стране согласно запросу. Передача осуществляется для осуждения преступника или же реализации, исполнения приговора, который уже вынесен другой стороной. В некоторых государствах с федеративным территориальным строем термин может использоваться в контексте передачи преступника одним субъектом федерации другому. Передаваться могут те лица, которых подозревают или обвиняют в совершении преступлений.
Условия для выдачи преступников
Каждое государство имеет право на выдачу преступников, но не обязанность производить подобные действия. Обязанность выдаваться преступников может появиться, если существует двухсторонний договор об экстрадиции. Для выдачи преступников существуют специальные условия, которые оговариваются в договоре ранее. Обычно в них указаны критерии, согласно которым действует институт экстрадиции. Наиболее традиционное условие выдачи – это наличие «двойной подсудности», когда совершённое деяние осуждается в законодательстве как запрашивающей страны, так и запрашиваемой. В договоре также прописываются условия, которые позволяют отказаться от экстрадиции преступника.
Правовая основа экстрадиции
Экстрадиция (что это такое, мы разобрались выше) имеет правовую основу, как и любой международно-правовой институт. Это обусловлено существованием мирового правопорядка и законности, когда любые действия, касающиеся людской свободы и чести, должны регулироваться международно-правовыми актами. Чаще всего правовой основой выдачи является договор между государствами, но существуют также конвенции многостороннего характера. При этом участниками подобных конвенций должны быть как запрашиваемые, так и запрашивающие страны. Примером такого международного акта является «Европейская конвенция о выдаче» 1957 года.
Экстрадиция в России
В законодательстве Российской Федерации институт выдачи присутствует, потому что государство является участником Европейской конвенции об экстрадиции 1957 года. Тем не менее существуют некоторые оговорки, которые были выдвинуты со стороны России. В статье 61 Конституции РФ указано, что граждане страны не могут быть выданы за пределы государства или переданы иностранной державе. Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников.
Процесс экстрадиции
Процесс выдачи имеет особый регламент, который регулируется международно-правовыми нормами действующих договоров и конвенций или международно-правовым обычаем. Экстрадиция в уголовном праве играет незначительную роль, в отличие от конституции. Чаще всего уголовное право страны имеет некоторые предписания по поводу международного сотрудничества в сфере выдачи, но уж никак не императивные нормы, требующие соблюдения.
Процедура начинается с элементарного запроса, составленного на языке запрашиваемой стороны или на одном из международных языков. Отправка запроса производится через министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции и т. п. В запрашиваемой стране начинается процедура судебного рассмотрения обоснованности запроса с юридической точки зрения. Если суд подтвердит запрос, тогда преступника экстрадируют, если же нет – процесс остановится.
Тенденции к упрощению процесса экстрадиции
Чаще всего система выдачи настолько громоздкая, что этот институт фактически не действует. Он имеет место лишь в контексте политического противостояния. Но некоторые страны всё-таки добились определённого прогресса в этом вопросе. Например, члены Евросоюза создали «Европейский ордер на арест». Этот международное соглашение позволяет передавать граждан стран-участниц без подтверждения и рассмотрения запроса.
Существование соглашения фактически «оживило» такой институт, как экстрадиция. Что это соглашение несёт пользу странам-участникам, понятно многим, тем не менее независимые от договора государства держат дистанцию между собой и любыми способами пытаются уйти от создания подобного соглашения.
Будущее института
Экстрадиция, что это такое, какие правовые акты регулируют институт – все эти вопросы были рассмотрены в статье. Нужно также отметить, что современные государства все ещё испытывают определённую степень недоверия друг к другу, поэтому институт экстрадиции не может развиваться в полной мере. Однако многие учёные уверены, что подобные тенденции будут сломаны из-за постоянной угрозы и роста международной преступности. Этот негативный фактор нужно искоренить, а для этого следует чем-то жертвовать.