Предприниматели, менеджеры, руководители государственных и муниципальных предприятий значительный объем работы посвящают выполнению обязательств, связанных с исчислением и уплатой трудовых компенсаций работникам. Данный процесс предполагает формирование отдельной категории расходов в виде фонда оплаты труда. Какова его возможная структура?
Предназначение фонда заработной платы
Фонд заработной платы — в числе ключевых статей расходов на любом предприятии. Процесс выпуска промышленной продукции либо предоставления сервисов сопровождается необходимостью регулярной выплаты компенсаций работникам компании.
Состав фонда заработной платы на российских предприятиях может быть представлен такими статьями, как:
- выплата собственно трудовых компенсаций (в виде окладов, надбавок, премий);
- исчисление и уплата в бюджет НДФЛ;
- перечисление взносов в государственные фонды;
- расходы, связанные с выполнением социальных обязательств работодателя;
- затраты на обучение и переподготовку кадров.
По одной из распространенных классификаций, структура фонда заработной платы может быть представлена 3 основными группами издержек:
- трудовыми компенсациями;
- выплатами социального характера;
- прочими денежными перечислениями.
Касательно тех расходов по финансовой поддержке сотрудников предприятия, что несут государственные структуры - в частности, ФСС - при выплате больничных и декретных. Они, в общем случае, не включаются в фонд заработной платы. Однако возможные издержки, связанные с выполнением компании функций налогового агента, вполне могут быть включены в структуру ФЗП.
Расчет фонда заработной платы, его анализ и представление в виде статистики могут базироваться на критериях, что приняты на уровне правовых актов либо сложились в практике деловых коммуникаций в той или иной отрасли. Рассмотрим подробнее сущность соответствующих подходов.
ФЗП в подзаконных нормативных актах
Сначала мы можем изучить то, как определяется состав фонда оплаты труда в подзаконных правовых актах. Выше мы отметили, что в них могут фиксироваться нормы, регулирующие методологию статистического представления фонда оплаты труда. В числе подобных правовых актов — письмо Минкомсвязи № НН-П14-4332 от 19.03.2015 года, устанавливающее порядок предоставления в государственные органы статистической отчетности для телекоммуникационных организаций.
Так, данный документ включает положения, по которым в фонд заработной платы должны включаться:
- суммы компенсаций в денежной и иных формах;
- выплаты, связанные с особыми условиями труда, а также режимом работы сотрудников;
- различные доплаты, надбавки, премии, а также поощрительные выплаты;
- компенсация питания, жилищных расходов, в случае если она носит систематический характер.
Предусмотренная письмом Минкомсвязи, о котором идет речь, форма статистической отчетности должна включать начисленные денежные суммы — с учетом НДФЛ и иных удержаний, предусмотренных законодательством РФ, независимо от конкретных источников их происхождения, статей расходов и налоговых льгот.
Также в письме содержится положение, по которому суммы, что начислены за отпуска сотрудников, должны включаться в фонд заработной платы только в тех величинах, которые соответствуют дням отпуска в соответствующем месяце. Другое примечательное положение рассматриваемого письма — указание на то, что в структуру социальных выплат должны входить денежные средства, что связаны с предоставленными сотрудникам фирмы льготами — на лечение, проезд, организацию отдыха либо трудоустройство. Пособия из государственных фондов, в частности ФСС, не рассматриваются Минкомсвязи как часть фонда оплаты труда. В этом смысле ведомство придерживается методологии, о которой мы сказали в начале статьи.
Можно отметить, что такая юридическая категория, как фонд заработной платы, была введена в широкую правовую практику Постановлением Госкомстата № 89 от 10.07.1995 г. Методология исчисления соответствующих компенсаций, содержащаяся в данном документе, считалась основополагающей как для государственных предприятий, так и для частных бизнесов. Но в 2003 году указанный источник права был отменен. Таким образом, российские организации получили возможность осуществлять расчет фонда заработной платы, его необходимый анализ и представление в виде статистических данных, исходя из внутренней методологии. Вместе с тем в государственных ведомствах соответствующие подходы могли начать утверждаться в виде подзаконных правовых актов. Выше мы рассмотрели пример соответствующего источника права.
Законодательные акты на федеральном уровне, которое бы давали определение понятию «фонд заработной платы», пока не приняты в РФ. Вместе с тем в Налоговом кодексе РФ есть статья 255, которая называется «Расходы на оплату труда». Ее положения, как считают многие юристы, вполне могут быть использованы в качестве инструмента для интерпретации рассматриваемого термина. Изучим соответствующий правовой акт подробнее.
Расходы на оплату труда в НК РФ
Итак, фонд заработной платы труда как самостоятельная правовая категория после отмены указанного выше постановления Госкомстата не был впоследствии закреплен в законодательстве на федеральном уровне. Однако в статье 255 НК РФ есть положения, устанавливающие структуру расходов на оплату труда. В их состав, если следовать указанному правовому акту, должны включаться:
- любые компенсации в денежном и ином виде;
- стимулирующие надбавки;
- начисления, что связаны с особыми условиями труда;
- премии;
- поощрительные начисления;
- издержки, связанные с необходимостью выполнения работодателем норм трудового права или положений контрактов с сотрудниками.
Фонд заработной платы рабочих, исходя из положений статьи 255 НК РФ, также включает:
- суммы, которые начислены по должностным окладам, различным тарифным ставкам, сдельным показателям либо в виде доли от выручки в соответствии с локальными системами оплаты труда;
- премии за достигнутые на производстве результаты;
- начисления к тарифным ставкам за проявленное мастерство, значимые достижения в труде;
- надбавки за особые условия труда, включая выполнение трудовых обязанностей в ночное время, в рамках многосменного режима, при совмещении профессий, выполнение сверхурочной работы, осуществление трудовых обязанностей в выходные и праздники;
- стоимость компенсаций за коммунальные услуги, продукты питания для работников;
- расходы на покупку либо заказ в мастерской спецодежды, обмундирования;
- средний заработок, что должен сохраняться за сотрудниками в период выполнения ими государственных или социальных обязанностей;
- издержки по оплате проезда сотрудников в населенные пункты, в которых они проводят отпуск, компенсации за неиспользованные дни отпуска;
- выплаты работникам, которые увольняются с предприятия — в том числе в связи с процедурами реорганизации, ликвидации компании, сокращения штата;
- выплаты за выслугу лет;
- надбавки, обусловленные утвержденными в законодательстве районными и иными коэффициентами;
- надбавки за работу в регионах Крайнего Севера, а также на территориях, приравненных к ним;
- издержки на сохранение среднего заработка в период учебных отпусков сотрудника, а также на оплату проезда работника к месту учебы;
- компенсация труда в период вынужденного прогула либо вынужденного выполнения низкооплачиваемой работы.
Положения статьи 255 НК РФ также устанавливают, что в структуру фонда оплаты труда должны входить платежи в государственные фонды. Рассмотрим данный аспект подробнее.
Взносы в государственные фонды как часть оплаты труда
Использование фонда заработной платы предприятием может быть связано с выполнением обязательств по перечислению в государственные структуры — ПФР, ФСС, ФФОМС, необходимых взносов. Что касается платежей в ПФР, то они могут быть классифицированы на обязательные и добровольные. При втором сценарии расходы на оплату труда коррелируют с договорами: страхования, негосударственного пенсионного обеспечения. Также работодатели могут осуществлять дополнительные взносы, направленные на увеличение накопительной пенсии сотрудников, либо те платежи, что связаны по договорам страхования.
Прочие статьи фонда оплаты труда
Какие еще статьи расходов могут входить в фонд заработной платы работников в силу положений статьи 255 ГК РФ? В числе таковых:
- суммы, что соответствуют величине оклада либо тарифной ставки, что установлены в коллективном трудовом договоре, за период нахождения сотрудника на вахте;
- суммы, что перечислены в качестве компенсации труда физлиц, привлеченных на работу в соответствии со специальными договорами между работодателем и государственными структурами;
- компенсации за обучение сотрудникам предприятия, связанное с отрывом от рабочего места;
- расходы на сохранение заработка работников-доноров в периоды их отсутствия на работе, связанного с их нахождением в медицинских учреждениях и прохождением отдыха после соответствующих процедур;
- выплаты по гражданско-правовым контрактам;
- начисления военнослужащим, которые проходят службу на государственных предприятиях;
- доплаты гражданам с инвалидностью;
- отчисления денежных средств в резерв, что формируется с целью последующей компенсации отпусков сотрудникам, либо начисления ежегодных вознаграждений работникам за выслугу лет;
- издержки, связанные с компенсацией процентов по ипотечным кредитам, которые оформлены сотрудниками компании.
Таковы ключевые категории расходов предприятия, что предусмотрены положениями статьи 255 НК РФ.
Методология Госкомстата
Итак, мы рассмотрели то, как интерпретируется фонд выплаты заработной платы в действующих источниках права РФ. Вместе с тем методология, заложенная в Постановлении Госкомстата № 89, о котором мы сказали выше, продолжает активно использоваться до сих пор. Анализ фонда заработной платы, формирование тех или иных статистических данных во многих организациях, главным образом частных, базируются на принципах, которые содержит указанный источник права. Поэтому полезно будет рассмотреть ключевые положения Госкомстата — хотя они и носят неофициальный характер.
Классификация расходов предприятия, которые формируют соответствующий фонд оплаты (заработной платы), предполагает, прежде всего, выделение в отдельную категорию оплаты труда за отработанное время. К данным издержкам, в соответствии с положениями Госкомстата, следует относить:
- зарплату, которая начислена по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам либо в виде процентов от выручки;
- компенсацию в виде натуральной продукции, премии, вознаграждения, стимулирующие надбавки;
- доплаты за особые условия труда, выполнение трудовых обязанностей в ночное время, работу в выходные и в праздники, выполнение трудовых обязанностей сверхурочно.
Следующая категория расходов компании, входящих в структуру фонда оплаты труда — это компенсации за неотработанное сотрудником время. Она включает:
- оплату отпусков, предоставляемых на ежегодной основе;
- компенсацию учебных отпусков для сотрудников;
- выплаты, связанные с прохождением работниками компании обучения, профессиональной подготовки;
- компенсация вынужденных простоев, прогулов, выплаты работникам-донорам.
Следующая категория расходов, которые входят в основной фонд заработной платы по методологии Госкомстата — поощрительные выплаты, которые начисляются сотрудникам единовременно. В числе таковых:
- разовые премии;
- вознаграждения по результатам выполнения трудовых обязанностей за год;
- выплаты за выслугу лет;
- материальная помощь работникам;
- выплаты сверх отпускных;
- компенсация для работников, не воспользовавшихся отпуском;
- стоимость акций либо льгот, что связаны с их приобретением.
Другая категория расходов по Госкомстату — выплаты, связанные с компенсацией питания, жилищных расходов, топлива. Также отмеченный правовой акт предусматривает различные денежные перечисления социального характера. В числе таковых — надбавки к пенсиям сотрудников, работающих в компании, единовременные пособия ветеранам труда, которые выходят на пенсию — если речь идет о собственных средствах предприятия.
Классификация фондов заработной платы
Теперь мы знаем, каковы основные законодательные стандарты, в которых определяется сущность фонда заработной платы и классификация статей расходов, характерных для него. Вместе с тем в российском экспертном сообществе утвердился ряд подходов, связанных с классификацией, собственно, фондов, о которых идет речь. Исследователи выделяют следующие разновидности фондов: прямые, часовые, дневные, месячные, квартальные и годовые. Рассмотрим их сущность подробнее.
Прямые фонды заработной платы
Прямой фонд заработной платы характеризуется тем, что его величина коррелирует количеством, качеством, а также результатами трудовых активностей работников компании. Соответствующие выплаты включают повременные компенсации работникам в соответствии с утвержденными окладами и тарифами, то есть за фактическое время выполнения сотрудниками своих обязательств.
Часовой фонд заработной платы
Специфика данного фонда в том, что он исчисляется исходя из фактически отработанных сотрудником часов. Также в него могут быть включены надбавки — за выполнение обязанностей в ночное время либо за работу в особых условиях труда, в выходные и праздники. В структуре часового фонда могут присутствовать надбавки за профессиональное мастерство, выполнение трудовых обязанностей на условиях совмещения
Дневной фонд
В рассматриваемом фонде учитываются, в свою очередь, дни, которые сотрудник фактически отработал. Как правило, он включает в себя показатели часового фонда, а также доплаты за те периоды, которые являются нерабочими, но по закону должны компенсироваться. В состав дневного фонда могут быть включены доплаты несовершеннолетним сотрудникам за сокращенный рабочий день, компенсации кормящим матерям, а также оплата вынужденных простоев.
Годовой, квартальный и месячный фонды
Рассматриваемые фонды включают, в свою очередь, все те, что мы рассмотрели выше, за соответствующий период. Также в их структуре могут присутствовать выплаты в виде коэффициентов, надбавок за выслугу лет, а также премий, что предусмотрены законодательством либо локальными нормативными актами предприятия.
Российские предприятия, осуществляющие формирование и анализ фонда заработной платы, могут использовать в качестве основы для решения соответствующих задач как те критерии, что зафиксированы в рассмотренных нами правовых актах, так и те, что сложились на практике в бизнес-сообществе. В случае с государственными организациями, в большинстве случаев они обязаны следовать предписаниям правовых актов, принятых на том или ином уровне.
Резюме
Состав фонда заработной платы на российских предприятиях имеет сложную структуру. Это может быть предопределено спецификой регулирующего законодательства либо стандартов, принятых в конкретной организации. В соответствующие расходы включается не только собственно заработная плата. Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС и другие получатели предусмотренных законом платежей также становятся объектами исчисления издержек, входящих в структуру фондов оплаты труда. Предприятие может издавать локальные нормативные акты, на основе которых осуществляются анализ и интерпретация соответствующих расходов. Многие фирмы, анализируя подобные данные, определяют средний фонд заработной платы. Или, наоборот, обеспечивают подробную детализацию расходов по тем или иным статьям.