Клиент — это основа любого бизнеса. В первую очередь нужно просто ответить на вопрос: «Чем занимается предприятие?». А любое предприятие выпускает Продукт, но не просто эфемерное что-то, а конкретную услугу или товар с целью их продвижения на рынке. Причем это продвижение всегда направлено на покупателя — клиента. Для любого бизнесмена важно осознавать то, что его потребителями может быть много людей, но к каждому из них необходимо найти индивидуальный подход. Почему? Потому что успех бизнеса зависит от продаваемости Продукта, а она тогда будет высокой, когда все звенья цепи соединятся воедино, и клиентами предприятия станут и посредники, и конечные покупатели. Влияние на каждое из этих звеньев должно быть принципиально разным.
Кто такой клиент?
Для фирмы клиент — это, прежде всего, человек, который приносит ей прибыль. Бизнес будет успешным, если учитывать это. Предпринимателю необходимо построить такую систему взаимоотношений со своим покупателем, которая не позволит расходам на его обслуживание и содержание превышать реальную прибыль.
При этом практически каждая фирма, вне зависимости от того, чем она занимается на рынке, стремится к тому, чтобы любой покупатель в скором времени числился в базе как постоянный клиент. Это очень разумно, потому что покупатель с отметкой «постоянный» не требует к себе столько же внимания и средств, как новый или потенциальный.
Ваш бизнес зависит от них
Да, успех любого дела зависит от многих факторов. Продукт, несомненно, должен быть качественным, направленным на определенную целевую аудиторию, отвечать заданным нормам и требованиям. Кроме того, если разные подразделения фирмы не действуют сообща, а "тянут воз", как лебедь, рак и щука, в разные стороны, то даже самое значимое предложение века будет загублено, просто потому, что так и не дойдет до конечного покупателя.
Постоянный клиент способен обеспечить беспрерывную прибыль предприятию при условии компетентного сервиса. От того, насколько благосклонно относится покупатель к магазину, посетитель салона красоты — к своему мастеру или руководитель крупной торговой сети — к дистрибьютору, напрямую зависит развитие бизнеса, его процветание и конкурентоспособность.
Как наработать клиентскую базу: практические советы
Клиентская база для многих дельцов становится главным приоритетом, однако стоит понимать, что во многом хороший товарооборот и прибыль зависят не от количества, а от качества партнеров по бизнесу.
Точно так же не всегда самый крупный покупатель на рынке, доступном для того или иного производителя, принесет ему максимальный доход. Бизнесмен всегда должен просчитывать свои затраты на привлечение нового клиента, прежде чем начнет переговорный процесс. Изначально необходимо проанализировать возможности и ресурсы фирмы, может случиться, что она не потянет обслуживание «лакомого куска» на определенном этапе развития.
Для того чтобы бизнес окупался и был рентабельным, клиентская база должна постепенно расширяться. Эффективных методов привлечения новых потребителей есть немало, основные из них:
- Направленная на конкретную целевую аудиторию реклама.
- Сотрудничество с фирмами и организациями в смежных, но не конкурирующих отраслях.
- Использование личностного фактора, когда клиентов привлекают в фирму благодаря высокой коммуникации руководителя или сотрудника компании с предполагаемым покупателем.
- Качественное обслуживание людей из уже созданной базы. Клиент — это довольно переменчивая составляющая бизнеса: сегодня он есть, а завтра может уйти к другому поставщику, а за одним "перебежчиком" неминуемо потянутся и другие.
Как удержать клиента?
Для того чтобы не растерять постоянных потребителей своего продукта, за них нужно бороться. На определенном этапе, когда взаимосвязь налажена, многие менеджеры по продаже, консультанты, торговые представители расслабляются, пуская дело на самотек. Однако это непростительная ошибка: в некогда крепкий союз очень быстро проберется конкурент и переманит постоянного клиента.
Но и слепое следование всем побуждениям и требованиям покупателя чревато потерями. Да, возможно, он никогда не уйдет, но постоянные откаты, бонусы и акции — это возможность заработка, но не для компании, а для ее клиента. В некоторых случаях гораздо дешевле отказаться от такого потребителя, чем постоянно идти на поводу. Клиенты компании должны приносить ей прибыль, а не убытки!
Грязные игры
Промышленный шпионаж, воровство данных, разработок и концепций — все это реалии в современном бизнесе. Чем выше ставки, тем по более грязным правилам идет игра. Честная конкуренция — это иллюзия. Соперничающие фирмы стремятся потопить своего визави, используя для этого самые разные способы.
Зачастую наиболее вожделенной тайной, которую мечтают раскрыть все предприниматели, являются данные клиентов, с которыми сотрудничает конкурент, наступающий на пятки. Эта информация не подлежит разглашению, и за ее сохранность предприниматель отвечает собственной репутаций. В случае утечки можно не только потерять важного клиента, но и заработать реальные проблемы с законом.
Увольте сотрудника и лишитесь бизнеса
Пресловутая фраза многих работодателей о том, что незаменимых людей нет, часто оборачивается для них самих неожиданными проблемами. В маркетинге существует множество технологий, которые помогают продвигать продукт на рынке, но ни одна из них не сможет заработать без человеческого фактора. На сколько грамотный «продажник» способен поднять фирму, на столько же нерадивый может ее потопить. От одного человека, напрямую сотрудничающего с клиентами, зависит их отношение к фирме в целом.
Клиент это чувствует и со временем начинает ассоциировать конкретную фирму не столько с ней самой и товаром или услугой, который она предлагает, сколько с ее представителем. И в тот момент, когда сотрудник компании решает уходить или подпадает под увольнение, руководителю важно понимать, что он может лишиться важных, часто ключевых покупателей, и в его интересах сделать все возможное, чтобы они не ушли вслед за тем, с кем до этого сотрудничали.