Рубрики

Нюансы демократии: что такое вотум недоверия?

В странах, характеризующихся нестабильностью политической обстановки, людям часто приходится слышать выражение «вотум недоверия». Красивое и тревожное словосочетание. От него веет переменами, причем не всегда приятными и спокойными. А что на самом деле означает это понятие и в чем заключается выражение вотума недоверия? Давайте разбираться.

вотум недоверия

Определение

Любой термин стоит разбирать, заручившись поддержкой словарей соответствующей направленности. Не станем отступать от традиции. Вотум – согласованное решение некоего коллегиального органа. Слово «недоверие» в дополнительных разъяснениях не нуждается. Оно говорит об утрате поддержки. Само понятие «вотум недоверия» характерно для описания политической обстановки в кризисной ситуации. Он выносится, как правило, собранием лиц, обличенных властными полномочиями от имени общества. Проще говоря, объявить его могут депутаты, избранные народным голосованием. Получается, что таковым образом некоему участнику политического процесса демонстрируется неодобрение народа. Недовольство последний высказывает чаще всего своим бедственным положением. Ведь люди любой страны хотят жить в мире и покое, иметь работу и зарплату, растить детей, отдыхать и так далее. Тот, кто не сумел организовать приемлемые для народа условия, и рискует получить вотум недоверия от официальных представителей гражданского общества.

вотум недоверия правительству

Политическая ответственность

Властные полномочия любого демократического государства разделены между определенными Конституцией органами. Они являются политическими игроками или фигурами. Каждый влияет на определенную сторону жизни общества. Например, парламент издает законы, правительство организует их исполнение, глава государства занимается внешней и внутренней политикой. Приведенное распределение весьма относительно. Каждая страна прописывает все в точности в основном законе.

Нам же интересно, что политические структуры несут перед обществом ответственность за свою работу. Кроме того, создаются механизмы, позволяющие влиять на ту политическую структуру, которая не справляется. Контролером здесь выступает представительский орган, то есть парламент. Понятно, что его критическое внимание привлечено к работе исполнительной власти. А кто ее возглавляет, опять же необходимо смотреть в основном законе. В одних странах это президент, в других – премьер-министр. Есть государства, которые решили поделить ответственность между указанными политическими постами.

выражение вотума недоверия

Вотум недоверия правительству

Демократические процедуры, необходимые для организации такового процесса, закрепляются законодательно. В актах прописываются любые мелочи, которые могут привести к смене политического курса государства. Парламентская демократия предполагает, что вотум недоверия может быть вынесен правительству, когда его перестают поддерживать народные избранники. Право инициативы есть и у премьер-министра, и у депутатов.

Часто это происходит после очередного обновления состава парламентариев путем народного плебисцита. Меняется состав выборного органа, одни партии уходят, другие приступают к законотворческой деятельности, они подбирают исполнителя согласно собственным убеждениям. То есть правительству предстоит пройти процедуру оценки со стороны парламента. Если политические взгляды и предлагаемый курс не устраивают народных избранников, он принимают резолюцию порицания (иное название описываемого понятия).

конструктивный вотум недоверия

Конструктивный вотум недоверия

Теоретически, да и практически парламент имеет возможность (в некоторых странах реализует ее) утроить настоящий кризис безвластия в стране. Это происходит, когда депутаты не могут договориться по составу правительства, разделить портфели между партиями. Чтобы избежать такой негативной ситуации, процесс вынесения вотума недоверия усложнили. Так, в ФРГ для смены канцлера парламенту необходимо большинством голосов выбрать нового.

При этом президенту страны направляется специальная петиция с предложением уволить главу правительства и утвердить нового кандидата на эту должность. Таковой усложненный процесс не умаляет демократических принципов, но защищает государство от длительного кризиса. Смена политического курса может произойти только в том случае, когда все уже фактически договорятся. То есть исполнительная власть не остается без руководителя на долгое время, что способствует решению политических вопросов без риска хаотизации государства.