В процессе анализа финансовых итогов от реализации активов предприятия проверяется достоверность их оценки. Кроме того, сравнивается предполагаемый доход с вероятными затратами на соответствующие операции по продаже. В процессе последующего анализа сопоставляется фактический финансовый итог с запланированным ранее результатом.
При продаже ОС необходимо сравнить вероятную прибыль с доходами, которые предприятие может получить, если продолжит их эксплуатацию. Если выяснится, что реализация средств выгоднее, то ее необходимо осуществить. Кроме прибыли и убытка от операций по продаже активов компания может получить и внереализационные результаты. Их показатели не связаны с продажей имущества, активов и проч.
Внереализационные результаты
Их составляют:
- Операционная прибыль/убыток.
- Внереализационные доходы/затраты.
- Чрезвычайные поступления/траты.
К последним относят:
- Стоимость ценностей, которые остаются от списания активов, непригодных к последующему использованию и не подлежащих восстановлению.
- Страховые возмещения.
Чрезвычайные затраты появляются вследствие исключительных обстоятельств (наводнений, пожаров, национализации имущества, аварий и проч.). Операционная прибыль складывается из:
- Процентов к получению.
- Доходов от участия в других обществах.
- Других поступлений.
Затраты этой категории формируются из процентов к выплате и иных расходов.
Специфика анализа
Внереализационные, чрезвычайные и операционные показатели деятельности предприятия обычно не планируются. В этой связи в качестве основного метода анализа выступает изучение их динамики. Сравниваются показатели текущего и предыдущих отчетных периодов. В процессе анализа по каждой статье этих доходов/расходов необходимо выявить причины их появления, определить, своевременно ли были предприняты меры по погашению задолженности, установить лиц, виновных в пропусках сроков и так далее. Изучение внереализационных результатов позволяет оценить уровень организации функционирования финансовой и маркетинговой служб, степень соблюдения условий договоров.
Чистая операционная прибыль
Она представляет собой показатель работы экономического субъекта, который находится путем вычитания из нетто-выручки расходов по обычной деятельности. Операционная прибыль почти эквивалентна доходам от продаж. Однако следует обратить внимание на достаточно распространенную ошибку. Считается, что операционная прибыль имеет то же значение, что доход до выплаты налогов (EBIT). Между этими показателями есть существенная разница. В величину EBIT входят расходы и доходы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью. То есть это неоперационная прибыль. Если у компании нет прочих издержек и поступлений, то показатели будут равными.
Состав дохода
Основными факторами формирования операционной прибыли являются:
- Объем реализованной готовой продукции.
- Структура и ассортимент товаров.
- Себестоимость изготовленной продукции, розничная и оптовая цена.
Каждый указанный фактор включает в себя более мелкие компоненты. Так, к примеру, в себестоимость входят расходы на зарплату персоналу, суммы амортизации.
Операционная прибыль: формула
Для определения показателя используется следующее уравнение:
- Operating Profit = GP + OR – OE, где:
Валовый доход – GP.
Операционные: поступления OR и затраты OE.
Процедура вычисления
Расчет операционной прибыли осуществляется по следующей схеме:
- Определяются расходы. Для этого складываются затраты на зарплату персонала и остальные административные расходы, коммерческие издержки (к примеру, за услуги рекламного агентства). К этим расходам также относится общая сумма задолженности перед кредиторами.
- Определяется показатель операционных доходов. В них включаются поступления от контрагентов, проценты, которые получены по размещенным средствам, плата за сданные в аренду площади или иные объекты.
- Вычисляется валовый доход. Он определяется как разница между общей прибылью и себестоимостью произведенной продукции.
Полученные результаты подставляются в уравнение, приведенное выше.
Управление образованием дохода
В рамках этой деятельности компания решает несколько важных задач, которые можно рассматривать и в качестве этапов ее административной работы:
1. Определяется точка безубыточности – такого объема проданной продукции, который мог бы покрыть затраты на ее производство.
2. Рассчитывается порог рентабельности на дальнюю перспективу. Стоит сказать, что долгосрочная деятельность имеет ряд отличий от кратковременной. В этой связи специалисты выделяют данную задачу как самостоятельную. Ключевыми отличиями долго- и краткосрочной операционной деятельности считаются следующие факторы:
- благодаря эффективному использованию материалов переменные расходы на производство единицы продукции с течением времени уменьшаются;
- повышение реализационных объемов способствует увеличению постоянных затрат, поскольку необходимы дополнительные сотрудники и новые машины.
3. Определяется такое количество продаж, которое позволило бы достичь запланированной прибыли. Задача может ставиться и в обратном направлении: спрогнозировать доход на основе текущих сведений о реализации.
4. Определяется "запас прочности". Это минимальный показатель реализации, позволяющий предприятию не уходить в минус. "Запас прочности" считается одним из ключевых факторов ценообразования.
5. Оцениваются возможности увеличения операционной прибыли путем сокращения переменных и постоянных затрат.
Таким образом, управление формированием дохода ориентировано не только на определение необходимого реализационного объема, но и на поиск способов повышения его показателя. Операционная прибыль увеличивается различными способами. Наиболее распространенными считаются минимизация расходов, проведение эффективной ассортиментной политики, улучшение качественных характеристик товара.