При анализе финансовых результатов, полученных при продаже активов компании, осуществляется проверка их достоверности. Предполагаемый доход сопоставляется с возможными затратами. В ходе комплексного анализа фактически достигнутый финансовый результат сравнивается с запланированным.
Нюансы реализации
Принимая решение о продаже ОС, нужно сопоставить возможный доход с прибылью, которую может извлечь организация, если будет продолжать эксплуатацию средств. Если будет установлено, что реализация выгоднее, то ее нужно осуществить. Кроме дохода и убытков от продажи, компания может получить внереализационную прибыль. Ее величина не связана с непосредственным сбытом имущества, активов и пр.
Внереализационные итоги деятельности
Их формируют прибыль операционная, чрезвычайная, внепродажная или соответствующие убытки. К первым относят:
- Страховые компенсации.
- Стоимость имущества, оставшегося после списания активов, не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению.
Чрезвычайные расходы возникают вследствие действия исключительных факторов. Среди них стихийные явления (наводнения, пожары), техногенные аварии, национализация имущества и пр. Операционная прибыль, формула расчета которой будет приведена далее, формируется из:
- Поступлений от участия в других компаниях.
- Процентов к получению.
- Прочих доходов.
Анализ: особенности
Как правило, внереализационная, чрезвычайная, операционная прибыль организации и соответствующие расходы не планируются. Поэтому основным методом их оценки является изучение показателей в динамике. Сравнению подлежат значения, полученные в настоящем и предыдущих периодах.
В ходе анализа по каждой статье выявляются причины возникновения тех или иных показателей, устанавливается, были ли своевременно приняты надлежащие меры по выплате задолженности, определяются лица, ответственные за пропуск сроков и пр. Исследование внереализационных результатов позволяет оценить степень организации и качество работы маркетинговой и финансовой служб, соблюдения договорных условий.
Прибыль операционная (чистая)
Она является показателем деятельности хозяйствующего субъекта. Чистая операционная прибыль предприятия вычисляется по формуле, в которой из нетто-выручки вычитаются затраты от обычной работы компании. Показатель почти соответствует поступлениям от реализации. Но необходимо учесть один нюанс. Считается, что прибыль операционная имеет такое же значение, что поступления до обложения. Однако эти показатели имеют существенную разницу. В доходы до обложения включены поступления и затраты, не связанные с основной деятельности. Если у фирмы отсутствуют другие поступления и затраты, то чистая операционная прибыль равна им.
Структура дохода
Прибыль операционная формируется под влиянием:
- Объема реализованных готовых изделий.
- Ассортимента и состава товаров.
- Себестоимости выпущенных продуктов, оптовой и розничной цены.
Каждый из указанных факторов, в свою очередь, складывается из различных элементов. Например, себестоимость формируется из затрат на зарплату сотрудникам, амортизационных сумм.
Операционная прибыль: формула расчета
Чтобы определить показатель дохода, применяют следующее уравнение:
ОР = GP + OR – ОЕ, в котором:
- GP – валовый доход;
- OR – поступления;
- ОЕ – расходы.
Схема
Прибыль операционная определяется поэтапно:
- Определение затрат. Для этого расходы на выплату зарплаты сотрудникам прибавляют к прочим административным издержкам, коммерческим затратам (на рекламу, к примеру). Сюда же включается общая величина существующей задолженности.
- Определение доходов. В их состав включают поступления от партнеров, проценты по размещенным средствам, оплату за имущество, переданное в аренду.
- Вычисление валового дохода. Этот показатель определяют как разницу между общими поступлениями и себестоимостью выпущенных изделий.
Полученные значения нужно подставить в уравнение, приведенное выше.
Менеджмент
Особое значение для эффективной деятельности предприятия имеет грамотное управление формированием доходов. В ходе этой работы решается несколько важнейших задач. Их можно рассматривать как этапы административной деятельности:
- Определение точки безубыточности. В ходе анализа работы компании и планирования последующей деятельности вычисляется такой объем реализованных изделий, при котором затраты на их выпуск будут возмещены.
- Определение порога рентабельности на длительный период. Здесь нужно отметить, что долгосрочная работа существенно отличается от краткосрочной. Поэтому специалисты считают, что целесообразно выделить этот этап как самостоятельный. За счет эффективного использования материалов переменные затраты на выпуск единицы изделия уменьшаются с течением времени. Вместе с тем при повышении объемов реализации увеличиваются постоянные издержки. Это обуславливается необходимостью введения дополнительного оборудования и привлечения большего числа сотрудников.
- Определение объема реализации, позволяющего получить запланированную прибыль. Эта задача может формулироваться и в обратном направлении: составить прогноз дохода на основании имеющихся данных о продаже.
- Определение "запаса прочности". Он представляет собой минимальное значение продаж, позволяющий не нести убытки. "Запас прочности" является одним из основных ценообразующих факторов.
- Оценка возможностей по увеличению операционной прибыли за счет уменьшения постоянных и переменных расходов.
Выводы
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что управление процессом формирования доходов направлено не только на определение требуемого объема реализации выпущенных изделий. Немаловажное значение имеет и поиск способов увеличения его показателя. Повысить операционную прибыль можно разными методами. Самыми популярными считаются эффективная ассортиментная политика, минимизация затрат, повышение качества, улучшение потребительских свойств изделий.