В современном мире существуют различные партийные системы. Чаще всего их делят по количественному признаку. Чем больше легальных партий в стране, тем больше взглядов и интересов представлено в различных органах власти.
Однопартийная система
Некоторые партийные системы включают в себя только одну партию. Как правило, в таком случае речь идет о государстве с авторитарным или тоталитарным типом власти. Однопартийная система подразумевает запрет на деятельность любых других политических организаций. Всем известны примеры нацистской Германии, Советского Союза или других коммунистических стран.
Если государство разрешает деятельность только одной партии, то оно неизбежно срастается с этой организацией. Отсутствует конкуренция в споре за власть. Решения принимаются только узкой группой чиновников, в то же время являющихся верхушкой правящей партии. Члены таких политических образований работают, соблюдая строгую дисциплину. Характерен пример многочисленных коммунистических стран, где не допускался даже малейший отход от принципов марксизма-ленинизма, социализма и т. д.
Номенклатурное государство
Любые партийные системы, существующие в строгих рамках, опираются на деятельность номенклатуры. Это класс чиновников и бюрократов, которых назначают на ключевые государственные должности согласно решениям руководства (например, Центрального Комитета и т. д.).
Партийные системы с правящей идеологией, как правило, строятся вокруг влиятельного лидера. Таким, например, был Владимир Ленин. Его публикации, статьи и выступления печатались миллионными тиражами и выпускались во всех типографиях Советского Союза. Образ вождя мирового пролетариата был жив даже после смерти самого Ленина и оставался двигателем советской идеологии на протяжении еще многих десятилетий.
Двухпартийность
Современные политические партии и партийные системы могут существовать в виде так называемого бипартизма, когда в стране есть две ведущие политические силы, борющиеся между собой за власть. Например, в Великобритании это консерваторы и лейбористы. В то же время подобный формат вовсе не означает, что другие политические организации находятся под запретом, как, например, при тоталитарном режиме. В уже упомянутом Соединенном Королевстве существуют национальные партии, однако они по традиции пользуются меньше популярностью, чем их более успешные конкуренты.
Если в стране есть два одинаково влиятельных движения, то в правительстве будет сохраняться баланс интересов. Такие политические партии и партийные системы не создают перекоса в управлении, когда государство может игнорировать необходимость назревшей реформы и т. д. Не появляется главенствующей идеологии. Даже если после очередных выборов торжествует определенный курс, он может остаться в прошлом после следующего голосования. В данном случае будущее страны определяет избиратель, который может проголосовать за другую крупную партию, предлагающую альтернативную нынешней политике программу.
Особенности бипартизма
Двухпартийные типы партийных систем имеют и свои недостатки. Они позволяют изменить политический курс страны, однако не допускают разрушения существующей избирательной системы в целом. Например, в США уже на протяжении многих поколений между собой стабильно борются демократы и республиканцы. Их положение монопольно – третьи силы не могут попасть в Сенат, не говоря уже о победе на выборах президента.
Подобные типы партийных систем во многом существуют за счет политической традиции, зародившейся в ходе развития история определенной страны. Например, в Великобритании существует строгая дисциплина, касающаяся голосования депутатов. Если член партии поддерживает программу, не принятую большинством, то его почти наверняка исключат из организации и заменят более лояльным новичком. А вот в США традиционно больше свободы. Там выборщики (или сенаторы) могут отойти от общепринятого курса. Это так называемая «мягкая» двухпартийность, в то время как британский вариант является «жестким».
«Две с половиной» партии
Есть и более подвижные политически системы. Таким, например, является формат «двух с половиной партий». Это система, при которой после выборов ни одна из политических сил не может получить парламентского или конституционного большинства, необходимого для принятия и изменения законов. Подобная ситуация может привести к параличу власти. Если оппоненты будут блокировать решения друг друга, то ни о каких реформах и улучшениях жизни в стране и речи быть не может.
Поэтому в случае с «двумя с половиной партиями» лидирующая организация идет на союз с третьей силой. Такая коалиция математически получает большинство в парламенте (или любом другом ведущем государственном органе), после чего у нее, наконец, появляется возможность воплощать в жизнь свои идеи.
Важность «третьей силы»
Конечно, союз двух сил (например, социалистов и социал-демократов) неизбежно ведет к взаимным уступкам, необходимым для обоюдной пользы. Так современные партии и партийные системы, во-первых, достигают взаимного компромисса, а во-вторых, поддерживают баланс интересов различных частей общества. Это мобильный и подвижный формат принятия решений.
В данном случае (как это ни странно) главной силой в стране является та самая третья партия, которая сама решает, кого из двух лидеров общественного мнения ей поддержать. Как правило, крупные оппоненты начинают торговаться, предлагая большие уступки своему потенциальному союзнику. Этим и хороши современные партийные системы – они меняются и не могут существовать в замороженном состоянии, как это бывает с однопартийной страной. Яркий пример варианта «двух с половиной» – это послевоенная Италия до 1994 года, а также Япония.
Многопартийность
Самой сложной и разносторонней, безусловно, является многопартийная система. Она характеризуется несколькими важными особенностями, которых не может быть в вышеописанных случаях. Во-первых, это регулярная смена элит. Во-вторых, публичность и состязательность политического процесса. В-третьих, в данном случае легче и быстрее всего возникнуть новой силе, которая бы представляла интересы определенной прослойки жителей страны.
Подобные партийные системы стран всего мира не позволяют ни одной партии заполучить абсолютное большинство голосов (больше 50 %), даже если она обогнала всех своих конкурентов. Такая ситуация всегда сопряжена с раздробленностью. И тем не менее в многопартийных странах (Бельгии, Дании, Нидерландах, Австрии) не возникает коллапса власти.
Почему так происходит? Сказывается тот факт, что эти европейские системы существуют уже на протяжении долгих лет. В них есть множество инструментов по предотвращению кризисов и неурядиц в правящих кругах. Здесь также прибегают к коалициям и союзам. Только они не носят такого определенного характера, как это бывает в случае с «двумя с половиной» партиями.
Недостатки раздробленности
Множественность фракций и движений может блокировать работу правительства. Особенно часто это происходит в молодых демократиях, где еще не сложились избирательные традиции и институты.
Например, партийная система в России в первые постсоветские годы была яркой иллюстрацией подобной политической анархии. Существовало огромное количество мелких движений. После очередных выборов они не могли договориться между собой – мешали исполнительной власти и друг другу. Некоторые решения не могли принять в течение нескольких лет, даже если ситуация требовала экстренных мер (экономических, социальных и т. д.).
Система блоков
В 60-70-е годы XX века сложилась блоковая разновидность многопартийной системы. Это особенный случай регулирования власти в государстве. Когда в стране начинается очередная избирательная кампания, политические партии всех направлений делятся на два блока. Например, это могут быть правые и левые. Несколько партий в одном блоке договариваются по определенным пунктам своей повестки, хотя по-прежнему остаются независимыми друг от друга.
Такой подход важен именно тем, что избиратель заранее знает о предлагаемом раскладе сил. В случае с «классической» многопартийностью союзы и коалиции возникают уже после выборов, когда парламент уже выбран, а движениям остается договариваться, имея то количество мест, какое было получено после выборов.
Особенности
Характерно, что понятие партийной системы в странах с несколькими национальностями сильно отличается от того, которое присуще государствам с этнически однородным населением. Конфликты на почве языка в современном мире регулируются как раз с помощью легальных политических инструментов.
Другим важным обобщающим признаком многопартийности является проведение второго тура выборов. Эта система голосования используется во многих странах, где из множества кандидатов (например, на президентский пост) ни один не может набрать больше 50 % голосов. В таком случае два претендента, получившие наибольшую поддержку избирателей, во втором туре определяют победителя. При этом важно помнить, что эти кандидаты выдвигаются от партий, а беспартийные, как правило, остаются в стороне от интереса избирателей.
Преимущества
Многопартийность - это самый эффективный инструмент саморегулирования гражданского общества. Наличие конкуренции заставляет политиков внимательно относиться к своим обещаниям. В таком случае элита и все общество в целом несут ответственность за происходящее в стране. Даже если сформированное правительство состоит из нескольких партий, в странах с испытанными институтами власти эта ситуация приводит к взаимосвязанности разных блоков и коалиций.
Гибкая политическая система показывает свою исключительную пользу в периоды кризисов. Например, в стране нарастает социальное напряжение, связанное с ущемлением прав и интересов определенного класса. Какая партийная система поможет выбраться из этого тупика, если не многопартийная?
В таком случае ситуация может разрядиться уже до выборов. Политики, желающие сохранить свои должности после очередного голосования, идут навстречу избирателям. Если они этого не делают, то на их место приходят другие люди, выражающие интересы недовольного большинства.
Маневренность многопартийности также заключается в том, что в этой системе проще всего создать и развить новую партию. В странах с другим укладом, где лидирующее положение занимает одна идеология, сделать это почти невозможно. Не менее сложно этого достичь и в государствах с двухпартийной системой, где избирательный процесс заключен в определенные рамки (республиканцы против демократов, консерваторы против лейбористов и т. д.).