Современные информационные потоки настолько разнообразны и зачастую противоречивы, что определить, кто был первым при создании какого-то произведения, а кто – лишь сделал ремикс или написал рассказ «по мотивам» практически невозможно. Борьба за право называться «первопроходцами» стала популярным занятием многих авторов и их юристов.
Источники авторского права достаточно четко регламентированы и определены. Правда, как и во всех юридических нормах, для того чтобы разобраться в нюансах, потребуется не один день.
Содержание авторских прав
Собственно, зачем нужны авторские права? И что они дают создателю произведения? Неимущественные права заключаются в следующем:
- признание авторства;
- использование и разрешение использовать созданное под псевдонимом либо подлинным именем; иногда – анонимно;
- обнародование произведения;
- неприкосновенность произведения.
Существенным моментом является право автора на отзыв своего произведения. Оно подразумевает, что уже после разрешения обнародовать свое творение автор может передумать и отказаться. Это правило не распространяется на создание компьютерных программ, частей составного произведения и служебных произведений.
Определение
Собственно, можно утверждать, что охраной прав авторов произведений (литературы, культуры, искусства и науки) занимается гражданско-правовой институт. Понятие авторского права, его источники и система его охраны контролируется именно нормами гражданского права.
Казалось бы, давать четкое определение авторскому праву нет необходимости. Каждому человеку понятно, что создатель какого-то произведения рассматривается как единоличный его владелец. Ведь не оспариваем же мы права Пушкина на строчки "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...", и точно знаем, что цитируем Лермонтова, когда в разговоре с приятелем произносим: "Скажи-ка дядя, ведь недаром…".
Но в современных условиях, когда книги выпускаются в соавторстве, научные открытия делаются целыми лабораториями, а то и институтами, возникла необходимость сформулировать понятие авторского права (его источники весьма разнообразны). Итак, субъективно мы говорим о праве автора (или правообладателя) использовать произведение искусства или литературы. Объективно, говоря об авторском праве, мы подразумеваем совокупность различных норм, которые определяют и контролируют признание авторства и охрану произведений. Кроме того, авторы наделяются имущественными и неимущественными правами на свои творения.
Форма представления
Существует несколько условий, необходимых для признания наличия авторского права на что-то. Произведение науки, искусства или литературы должно существовать в объективной форме. Источники авторского права могут быть представлены в таком виде:
- в письменной форме (рукопись или нотная запись, например);
- в устной форме (произнесенная публично речь, исполненное музыкальное произведение);
- в виде аудио- или видеозаписи;
- в форме объемно-пространственного макета (скульптура, модель, сооружение, инсталляция).
Это далеко не полный перечень объективных форм существования авторских произведений. Общество постоянно развивается, и возникают новые формы представления своих трудов.
Другое дело, что любое овеществление происходит за счет материальных носителей. Наиболее распространенными оказываются бумага, холст, CD и т. п.
Что такое творчество
Второе важнейшее условие, которому должны отвечать международные источники авторского права, говорит о том, что вновь созданные произведения – результат творческой деятельности. В правовой терминологии нет четкого определения творческой деятельности. Предполагается, что если любой мыслительный процесс заканчивается созданием совершенно самостоятельного произведения, то это и называется творчеством.
Правда, мы различаем виды творчества и их особенности. Так, литературная деятельность предполагает наличие новизны и оригинальность произведения. В юридической практике чаще встречаются арбитражные разбирательства как раз относительно оригинальности написанного, чем об установлении авторства.
В п. 1 статьи 1259 ГК перечислены наиболее распространенные источники авторского права в РФ. В частности, выделены:
- литературные произведения;
- театральные постановки (сценарии, музыка, хореография, пантомима и т. д.);
- аудиовизуальные записи;
- предметы изобразительного искусства и скульптуры (включая комиксы и графические повествования);
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- проекты и их реализация в области архитектуры, градостроения, садово-паркового дизайна;
- фотографии;
- геологические изыскания и географические открытия (овеществленные в виде карт).
Следует помнить, что авторское право возникает независимо от объявления о его наличии. С момента первого публичного показа (выступления, публикации) речь идет об обнародовании произведения литературы или искусства, и, соответственно, о наличии прав на его эксплуатацию.
Составные и производные произведения
Система источников авторского права рассматривает и такое понятие, как производные произведения. Производными считаются самостоятельные, но связанные между собой (и, конечно, с основным) произведения. Наиболее распространенные формы – переводы, аннотации, аранжировки и инсценировки.
Что же касается составных произведений, то ими признаны всевозможные сборники и альманахи, словари и энциклопедии, антологии и базы данных. Обобщая, можно утверждать, что составное произведение – это творческий труд одного или нескольких человек по подбору и систематизации каких-либо материалов.
На что не распространяется авторское право
Следует помнить, что официальные документы и государственные символы (не только герб и флаг, а и денежные знаки, и награды и т. п.) не рассматриваются как источники авторского права. Это же утверждение относится к произведениям народного творчества, информационным сообщениям о событиях и т. д. (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).
Кроме того, в п.5 ст. 1259 ГК РФ говорится, что идеи, принципы, способы, концепции и научные открытия и факты также не могут фигурировать как источники авторского права. Это необходимо для понимания того, что объектом авторского права выступает форма произведения и ее элементы. Элементы содержания – сюжет, тематика – не могут претендовать на какие-то особые права. Важность этого постулата заключается в том, что автор не является единоличным владельцем сюжета произведения или его темы. Другие авторы вполне могут творить на ту же тему, чтобы мир узнал многообразие возможных вариантов развития событий.
География авторского права
Конечно, авторское право не распространяется на «весь белый свет». Охрана произведений искусства и литературы зависит от гражданства автора и места обнародования самого произведения.
Согласно ст. 1256 ГК РФ источниками авторского права являются все произведения, которые находятся на территории России. При этом гражданство автора или его правопреемников не имеет никакого значения. Так же, как не имеет значения обнародованность произведения.
Если же произведения находятся за границами РФ, то права на них признаются только за авторами – гражданами России. Для всех остальных граждан мира существуют двусторонние межгосударственные договора о защите интеллектуальной собственности. Но стоит знать, что, если в течение календарного месяца после обнародования за рубежом какого-то произведения на территории России появится публикация или публичное выступление, то за автором будет признано право интеллектуальной собственности на территории РФ.
Источники авторского права ЕС, например, совершенно аналогичны российским. Поэтому практически со всеми странами ЕС существуют соглашения об установлении национального правового режима в отношении авторских прав.
Субъекты
Все самостоятельные авторы или их коллективы (соавторы), и также их правопреемники являются субъектами авторского права. Кроме того, субъектами признаются и все физические и юридические лица, получившие законным путем права на наследование произведений искусства.
Источники авторского права в Украине, как и в большинстве других стран, не требуют оформления или регистрации. Предполагается, что сам факт создания произведения является основанием для возникновения авторских прав. Но никто не станет возражать, если автор добровольно зарегистрирует в нотариальной конторе свое произведение. Зачастую это существенно упрощает возникающие споры. Помимо нотариуса, можно обратиться в Российское авторское общество или в общественную организацию, предоставляющую подобные услуги.
Составные произведения и авторские права
Авторы сборников также имеют права на свое творчество. В данном случае это компоновка информации в соответствии с определенной логикой создателя. Согласно п.2 ст. 1260 ГК РФ составители пользуются своими правами при условии соблюдения ими прав авторов отдельных частей сборника. Сами же эти авторы могут использовать плоды своих трудов независимо; правда, только в том случае, если это не оговорено специальными условиями контракта.
Стоит отметить, что любой другой составитель вправе использовать ту же информацию и располагать ее в соответствии с иными принципами. В этом случае никакие авторские права нарушены не будут.
Источники авторского права и смежных прав предполагают и особенности издания энциклопедий, словарей, периодических тематических сборников, газет, журналов и т.д. Издательству принадлежат все исключительные права на использование таких произведений (п. 7, ст. 1260). При этом авторы отдельных самостоятельных произведений, составляющих эти энциклопедии (словари), могут использовать свои труды независимо ни от кого.
Производные произведения и авторское право
Авторы любых производных произведений (переводов, аранжировок, сценариев и т.д.) обладают правом защиты интеллектуальной собственности. Это распространяется только на плоды их деятельности. При этом необходимо соблюдать права автора оригинального произведения.
По аналогии с составными произведениями, наличие одного перевода (переделки) произведения не препятствует другим специалистам заниматься этой же деятельностью. Мы с удовольствием зачитываемся переводами сонетов Шекспира, сделанными как Маршаком, так и Пастернаком. Выигрывает от этого только само оригинальное произведение.
Авторское право и драматургия
Как и во всем мире, источники авторского права РБ включают в себя и создание аудиовизуального произведения. Другое дело, что авторов у такого произведения довольно много: сценарист, композитор, режиссер-постановщик и т. д.
Если подобное произведение создается на заказ, то заключение договора чаще всего влечет передачу всех прав продюсеру. Под всеми правами тут подразумевается не только создание, но и воспроизведение, и ретрансляция, и дублирование (включая субтитрирование) произведения. Продюсер (его в договорах обозначают, как "исполнитель") не обязан, но может указывать свое имя (или название юридического лица) во всех информационных сообщениях, связанных с произведением. Это относится даже к публикациям в периодических изданиях и рекламе.
Знак охраны авторского права
Значок в виде латинской буквы «C», заключенной в окружность, знаком всем («© Copyright»). Именно его может, но не обязан использовать обладатель исключительных прав на произведение.
Сам по себе этот значок всего лишь оповещает читателей (чаще всего мы сталкиваемся с ним именно на титульных страницах книг) о существовании правообладателя и дате первой публикации произведения. Именно эта информация и указывается после знака охраны авторских прав.