Виды (услуги) аудита представляют собой мероприятия, которые проводятся компетентными органами или лицами. Они включают в себя вневедомственную проверку бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, учетной и прочей документации предприятия. Рассмотрим далее подробнее понятие и виды аудита.
Терминология
В соответствии с отечественными стандартами, вид деятельности аудита определяется как независимая экспертиза отчетности компании. Она поводится на основе проверки соблюдения установленного порядка ведения отчетности, соответствия хозяйственных и денежных операций законодательству, точности и полноты отражения сведений в документации. Аудитор является компетентным лицом, осуществляющим анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за определенный период. Такая проверка обеспечивает не только оценку достоверности показателей в документации. Основные виды аудита позволяют осуществлять разработку предложений, направленных на оптимизацию работы предприятия для увеличения прибыли и рационализации затрат.
Классификация видов аудита
Как показывает анализ отраслевого законодательства, существует две формы экспертизы: обязательная и инициативная. Первая представляет собой плановую ежегодную проверку ведения бухучета и отчетности индивидуального предпринимателя либо организации. Необходимость ее проведения обуславливается спецификой организационно-правового типа предприятия, в котором проводится экспертиза, особенностями их функций, большим объемом прибыли от сбыта товаров или значительной величиной активов в балансе на завершение отчетного периода. Все эти обстоятельства требуют установления гарантии достоверности для обеспечения защиты интересов и прав других субъектов и экономической безопасности государства.
Категории лиц, подлежащих обязательной проверке
Такие виды контроля (аудита) применяются к субъектам, которые попадают под определенные критерии, установленные законодательством. Проверка осуществляется, если:
- Организационно-правовая форма предприятия - ОАО.
- Компания является кредитной, страховой либо выступает в качестве общества по взаимному страхованию, фондовой или товарной биржей, внебюджетным государственным или инвестиционным фондом, источником формирования средств в котором являются обязательные или добровольные платежи, выполняемые юрлицами и гражданами.
- Объем прибыли индивидуального предпринимателя или организации от сбыта товара/оказания услуг/исполнения работ за год выше установленной законом МРОТ в 500 раз либо величина активов баланса больше МРОТ в 200 раз на конец периода.
- Организация выступает в качестве муниципального или государственного унитарного предприятия, которое основано на праве хоз. ведения, если финансовые результаты его деятельности соответствуют приведенным выше цифрам.
Обязательная проверка для конкретных юрлиц и индивидуальных предпринимателей предусматривается Федеральным законом.
Уполномоченные лица
Все виды аудита могут проводиться только субъектами, которые отвечают установленным жестким требованиям законодательства. Если документация проверяемого лица содержит информацию, составляющую государственную тайну, экспертиза может выполняться только организациями, сформированными без привлечения иностранных участников и имеющими соответствующий допуск к таким данным. Если в складочном (уставном) капитале компании доля госсобственности или имущества субъекта РФ составляет не меньше 25 %, обязательные виды аудита осуществляются в соответствии с договором, заключенным по результатам открытого конкурса.
Важный момент
Обязательные виды аудита необходимо отличать от проверок, выполняемых по поручению следователя или органа дознания при наличии соответствующей санкции, прокурора, суда (арбитражного в том числе) при возбуждении производства по уголовному, гражданскому или иному другому подведомственному указанным инстанциям делу. Такие мероприятия преследуют конкретные цели и предназначены для определенных заинтересованных лиц. Выполняя такие виды аудита, специалисты используют особые методы, аналогичные приемам судебно-бухгалтерской экспертизы.
Инициативные проверки
Для предприятий, не попадающих под указанные выше критерии, экспертиза выполняется в добровольном порядке на основании договора между самой компанией и уполномоченными лицами. Инициативные аудиты выполняются в любое время и в тех объемах, которые устанавливает администрация фирмы самостоятельным решением. К ним, например, можно отнести проверки промышленных групп, осуществляемые добровольно и за счет уполномоченных органов. Таки виды финансового аудита нужны для установления действительного экономического состояния хозяйственных операций указанных субъектов. Проведение таких проверок может обуславливаться рядом причин:
- Обнаружением недостоверных сведений в предоставленной документации.
- Уклонением от своевременного и полного предъявления необходимых бумаг.
- Злоупотреблением имеющимися полномочиями и предоставленными мерами господдержки.
- Нарушениями требований Федеральных или субъектных законов.
Такие виды аудита ориентированы обычно на проверку отдельных сфер работы определенного промышленного объединения. Вместе с этим не исключена проверка по всему кругу вопросов, относящихся к производству и хозяйствованию группы, включая оценку соответствия положениям действующих ФЗ.
Виды внешнего аудита
Такую проверку выполняют специалисты компетентных организаций или индивидуальное лицо. Целью внешних аудитов выступает оценка достоверности сведений, которые представлены в отчетности и отражают состояние предприятия, результаты операций и перемещения денежных средств. Эти экспертизы выполняются на основании общепринятых бухгалтерских принципов.
Собственная проверка компании
Кроме указанных выше, существуют также виды внутреннего аудита. Такие проверки выполняются служащими непосредственно самого предприятия. Мероприятия направлены на оценку работы компании в ее же интересах. Полученные сведения необходимы управленческому персоналу предприятия. Организацию, роль и задачи внутренних аудитов определяет само руководство (собственник). Они будут зависеть от специфики работы, объемов показателей хозяйствования, утвержденной системы управления.
Юридический аспект
Необходимо отметить, что правоотношения, которые возникают при выполнении собственного и внешнего аудитов, имеют существенные отличия. В частности, порядок проведения последних регламентируется законодательством. Что касается внутренних аудитов, то ряд авторов видит существенную недоработку действующих нормативных актов. Специалисты предлагают распространить силу отраслевого законодательства и на проверки, инициированные и проводимые служащими самого предприятия.
Взгляды на проблему
Эксперты считают, что целесообразно внести в ФЗ "Об аудите" дополнения о том, что к контрольной деятельности, вместе с независимыми мероприятиями бухгалтерской отчетности и прочей документации, оказанием сопутствующих услуг индивидуальным предпринимателям и организациям, относится и сформированная в рамках компании и действующая в его экономических интересах система оценки соблюдения порядка ведения бухучета и делопроизводства. Однако данное предложение считается несколько неверным. Несмотря на то что по своему содержанию деятельность внутреннего и независимого аудита аналогична, так как в их рамках выполняется проверка хозяйствования субъекта, по характеру отношений они принципиально отличаются.
Служба, сформированная непосредственно на самом предприятии, выступает в качестве внутрихозяйственного органа. Его правовой статус устанавливается в соответствии с положениями локальных актов, принятых непосредственно самим экономическим субъектом. В ряде случаев для обеспечения защиты интересов инвесторов, вкладчиков, клиентов распоряжениями и прочими бумагами предписывается формирование аудиторской службы. Отношения при самостоятельной проверке имеют вертикальный характер. Они возникают между определенным подразделением и юрлицом в целом. Отношения при независимых (внешних) формах аудита являются горизонтальными. Они строятся в соответствии с гражданско-правовым договором, который заключает экспертная компания с предприятием, на котором проводится проверка. Отношения первой категории не имеют признака независимости, которого требует законодатель. Кроме того, они никак не относятся к предпринимательской деятельности, какой является, по сути, независимый аудит в любом виде.
Взаимодействие структур
В практике аудиторской деятельности отмечается тесная взаимосвязь между независимыми и локальными службами. Это взаимодействие выражается в предоставлении сведений, полученных при собственных проверках, компетентным независимым инстанциям. Это значительно уменьшает и упрощает работу последних и, следовательно, стоимость их услуг. Такое взаимодействие позволяет внешним аудиторам глубже рассмотреть и изучить работу предприятия. Особенно актуальна такая взаимосвязь при расширении компании, формировании сети филиалов, усложнении проводимых денежных и хозяйственных операций.
Прочие типы проверки
В зависимости от своей направленности, выделяют аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и специальные мероприятия. Последние направлены на проверку определенных вопросов хозяйствования субъекта. Экспертной организации может поручаться составить мнение касательно нескольких или одной статьи бухгалтерской отчетности. К примеру, оценка может проводиться относительно кредиторской и дебиторской задолженности, наличия и состояния МПЗ, ОС и так далее. Характер, содержание и объем деятельности аудиторской фирмы по таким специальным заданиям будут зависеть от обстоятельств, связанных непосредственно с причинами возникновения необходимости проводить такие проверки. Они фиксируются непосредственно в договоре на оказание услуг. Специальные задания аудиторская фирма может получить от государственного органа, экономического субъекта, заинтересованных лиц - пользователей отчетности.
Налоговая проверка
Она представляет собой разновидность специального аудита. К данной работе относят выполнение заданий по рассмотрению налоговой и бухгалтерской отчетности для выражения мнения о достоверности сведений, соответствия существенных аспектов установленным нормам. В ходе таких проверок устанавливается также следование порядку формирования, отражения и отчисления предприятием обязательных платежей в бюджет. В качестве объекта аудита выступают налоговые декларации, справки по авансовым выплатам, расчеты по ставкам и прочее.