Комплекс необходимых контролирующих действий за образованием денежных фондов и их использованием как в государстве и региональных субъектах, так и в компаниях разных форм собственности (государственных и коммерческих), называется финансовым контролем. Это мощное средство соблюдения принципов законности в производственно-финансовой деятельности страны. Рассмотрим, какие бывают виды финансового контроля. А также поговорим о задачах и целях его проведения и убедимся в необходимости его грамотного проведения.
Понятие и виды контроля
Хотя основным объектом осуществления финансового контроля являются денежные операции, тем не менее охват контролирующих действий зачастую вбирает в себя большой круг из множества хозяйственных отношений благодаря взаимосвязи абсолютно всех производственных процессов. Например, проверяя правильность формирования таких показателей, как прибыль, себестоимость, фондоотдача, следует проанализировать целый блок различных направлений производственной и снабженческо-сбытовой деятельности компаний, применяя различные методы контроля, виды и приемы.
Под финансовым контролем нужно понимать проводимую уполномоченными органами деятельность, направленную на обеспечение законности, своевременности и достоверности проводимых финансовых операций, дающую объективную оценку эффективности работы и выявляющую резервы для ее повышения, а также увеличения доходов и сохранности госсобственности.
Цели и задачи контроля
Сущность контроля отражена в поставленных перед ним задачах:
- проверка исполнения принятых обязательств перед государством либо региональными властными структурами, либо компаниями и частными лицами;
- проверка целевой направленности используемых организациями фондов и ресурсов, принадлежащих компании или управляемых ею;
- ревизия соблюдения установленных правил ведения финансовой политики и требований сохранности денежной наличности;
- выявление скрытых внутренних резервов компании;
- установление нарушений действующего законодательства в вопросах финансово-правовой деятельности, их пресечение и устранение.
Действенность контроля базируется на ответственности за установленные проверками нарушения в использовании финансовых ресурсов, предусматривающей различные меры воздействия: от дисциплинарных взысканий и возмещения ущерба до административно-уголовного преследования. Реализуют поставленные цели проведением проверок, представляющими собой различные виды контроля. Он может быть государственным, внутрифирменным или независимым (аудитом). Все зависит от органа, который проводит проверку и от оснований, которыми она вызвана.
Виды и формы контроля
Различные основания для осуществления проверок делят контроль на несколько видов. По времени проведения, он может быть:
- предварительным (осуществляемым до совершения операций и имеющим предупреждающий возможные нарушения, характер);
- текущим, т. е. оперативным (проводимым в процессе осуществления операций, например, при использовании фондов на различные цели – в инвестиционных проектах, приобретении/реализации имущества, выполнении госзаказа);
- последующим (осуществляемым по факту совершения финансовых операций, к примеру, при исполнении утвержденного платежного бюджета.
При осуществлении последнего выясняется фактическое положение дел в компании, выявляются допущенные нарушения, намечаются пути их устранения.
По характеру проведения проверки виды контроля делятся на обязательные и инициативные. Обязательный контроль осуществляется в соответствии с требованиями закона. К примеру, любая плановая проверка утверждается в установленной законом периодичности и по согласованному плану. Инициативный контроль называется именно так потому, что проверка начинается по решению государственных органов, инициирующих ее.
Органы, уполномоченные на осуществление контроля
Классифицируют виды контроля в зависимости от проводимых его органов. Поэтому существует контроль:
- президента;
- представительных органов государственных или региональных властных структур;
- исполнительных органов власти;
- ведомственный, внутрихозяйственный;
- общественности;
- аудит.
Государственный контроль
Первые три пункта указанного перечисления относятся к системе государственного контроля, осуществляемого законодательной и исполнительными властными структурами.
В компетенцию этой системы входит:
- контролирование неукоснительного исполнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней;
- состояние госрезервов и динамика внутреннего и внешнего долга;
- организация обращения финансовых фондов;
- использование заемных средств;
- предоставление налоговых и финансовых или других льгот.
Полномочия контролирующих органов действующим законодательством возложены на Счетную палату РФ, Центробанк РФ, Минфин РФ и другие органы федеральной и исполнительной власти. Законом признано обязательным ежегодное проведение контролирующими органами плановых ревизий и проверок поступления, освоения и движения бюджетных ресурсов не только в организациях властных структур, но и в компаниях, работающих с бюджетными средствами.
Внутрихозяйственный контроль
Проводимый министерствами контроль деятельности входящих в их систему компаний и организаций, схож с проверками, проводимыми в системе общественных организаций. Финансовый внутрихозяйственный контроль неразрывно связан с полным циклом производства продукции. Поэтому проверка качества – еще одна составляющая комплекса контролирующих действий. Виды контроля качества подразделяются на:
- Входной (проверка качества поступающих в производство материалов и оборудования, а также узлов и заготовок).
- Операционный (периодический, иногда постоянный) – проводится в ходе рабочего процесса и обязательно после выполнения каждой отдельной операции, например, на сборочном конвейере. В отдельных случаях такие виды контроля имеют постоянный характер. Например, при работе в космической отрасли и производстве точных технологий.
- Контроль готовой продукции – результативный вид, проводимый сплошным порядком общего количества произведенного продукта.
- Контроль квалификации производственного персонала.
Объемы и методы проверок указываются в технологических процессах, утвержденных для каждой отрасти. Все виды контроля качества продукции являются весьма существенной частью внутрисистемного контроля.
Проведение аудита
Осуществление аудита регламентировано законодательством. Независимые аудиторы проводят вневедомственные проверки состояния финансовой отчетности, достоверности расчетов и платежных операций и других обязательств. Такие виды финансового контроля, как аудит, также могут иметь как обязательный, так и инициативный характер.