Явления, предметы и действующие лица, ассоциирующиеся с понятием "политика", составляют сферу политической жизни общества. Функция политической системы зиждется на упорядоченной системе, системной целостности. Это, прежде всего, государство, партии, политические нормы, институты (например, монархия или избирательное право), это символы - гимн, герб и флаг, это политическая культура, все её ценности и ещё многое, многое из того, что составляет структуру политики. Функция политической системы состоит в том, что все эти элементы работают в совокупности, взаимосвязанно, и ни одна из них не существует обособленно.
Политическая система
Упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, взаимодействий и отношений между ними, организующих политическую власть, - это и есть политическая система. Она является целым комплексом негосударственных и государственных институтов, которые осуществляют функции политической системы общества, деятельность, при помощи которой происходит вся работа государственной власти. Хотя понятие это гораздо более ёмкое, чем просто государственная власть и государственное управление.
Политическая система охватывает все институты и все лица, которые участвуют в политическом процессе и, кроме того, все неправительственные и неформальные явления и факторы, обладающие влиянием на постановку проблем, а также и выработку решений и их реализацию в государственно-властных отношениях. Если толковать наиболее широко, то в это понятие можно включить всё то, что в любой мере имеет отношение к политике. Функция политической системы - влияние на политические решения с помощью людских и материальных ресурсов.
Характеристика
Любая политическая система имеет характеристики, которые рассматриваются по следующим параметрам:
- политическая идеология;
- политическая культура;
- политические нормы, традиции и обычаи.
Основные функции политической системы общества состоят в следующем:
- преобразование общественного требования в политическое решение (конверсия);
- приспособление политической системы к условиям жизни общества, которые постоянно меняются;
- концентрация людских и материальных ресурсов (избирателей и денежных средств) для преследования политических целей;
- защита базовых ценностей и исходных принципов общественно-политического строя - охранительная функция;
- установление и развитие сотрудничества с другими государствами на взаимовыгодной основе - внешнеполитическая функция;
- согласование требований отдельных социальных групп и коллективных интересов - консолидирующая функция;
- создание духовных и материальных ценностей и их распределение.
С организацией институтов политической власти регулируется каждая функция политической системы, в совокупности это названо политическим режимом.
Принципы
Прежде всего, это способы принятия решений со стороны власти и пределы вмешательства их в регулирование отношений в обществе. Способы принятия властных решений могут быть демократические и авторитарные, что и определяет вид и функции политической системы власти. Ещё один признак такого деления различается по пределам вмешательства в регулирование отношений в обществе, и здесь можно назвать тоталитарные и либеральные политические режимы. Относительно социально-экономической основы режимы делятся на следующие виды.
- Тоталитарно-распределительный режим, где экономика подверглась огосударствлению, материальные блага тоже распределяются государством. Такая структура и функции политической системы свойственны тоталитарному режиму.
- Либерально-демократический, где основой является рыночная экономика. Этот политический режим демократический.
- Мобилизационные и конвергенционные, где в рыночную экономику существует различной степени вмешательство со стороны государства. Такие структура и функции политической системы являются авторитарным режимом.
Основные элементы
Каждое конкретное общество формирует собственную специфическую политическую систему, потому что все элементы, её составляющие, - институты и традиции, политические ценности и само понятие структура и функции политической системы - в разных общностях различны. Поскольку политика - система открытая, активно взаимодействующая со всеми сферами общественной жизни, она не только оказывает влияние на экономическую, духовную, социальную и другие составляющие, но и сама испытывает огромное ответное влияние.
Но основные элементы содержит абсолютно любая политическая система общества. Понятие, структура, функции её обрисовывают более чем наглядно, для этого нужно всего лишь рассмотреть отдельные подсистемы.
- Организационно-институциональная подсистема. Организации (разнообразные социальные группы, оппозиционные и революционные движения и так далее), а также институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и тому подобное).
- Нормативно-регулятивная подсистема. Правовые, политические и моральные нормы, традиции и обычаи.
- Коммуникативная подсистема. Отношения, формы и связи взаимодействия между участниками политического процесса, а затем между обществом и политической системой.
- Культурно-идеологическая подсистема. Политические идеи и политическая культура, идеология, политическая психология.
Далее нужно рассмотреть подробнее каждую из выделенных подсистем для полнейшего понимания того, как устроена структура и функции политической системы общества.
Организационно-институциональная подсистема
Люди, совместно действующие организованной группой для достижения какой-либо политической цели, - это политическая организация. Например, политическая партия, общественное движение или объединение, которое влияет на государственную политику, а также группа граждан с инициативой выдвижения кандидатов в депутаты, даже ячейка революционеров. Можно назвать и те организации, для которых политические цели не являются основными, - церковь или профсоюз, клубы рыбаков или нумизматов, однако в некоторых условиях и они подчас выступают как политические организации.
А вот политический институт - это гораздо более сложный элемент системы, поскольку социальное взаимодействие у него устойчиво и постоянно, где он регулирует свой участок на политической арене общества. Политическая система, понятие и функции которой значимы для всего общества, формирует упорядоченное устройство с распределением социальных ролей и чёткими правилами взаимодействия. Здесь можно назвать институт госслужбы, парламент, исполнительную власть, институт главы государства, монархию, президентство, гражданство, судопроизводство, политические партии и тому подобное.
Коммуникативная подсистема
Связи, отношения, формы общения и взаимодействия, складывающиеся при политической деятельности - коммуникативный компонент, который имеет каждое политическое общество. Функции политической системы государства охватывают все компоненты этой системы. А для реализации собственных целей организации, институты, крупные социальные общности и отдельные лица должны отношения друг с другом выстраивать, а также обрабатывать социальную среду, здесь и взаимодействие комитетов парламента, и связи между госорганами и политическими партиями, и отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, и, конечно, общение государства со своим населением.
Самое важное в этих взаимоотношениях - каналы связи, вся коммуникативная подсистема на них держится. По этим каналам передаётся информация населения, предназначенная государственной власти (комиссии по расследованию, открытые слушания, результаты выборов, социологические опросы и так далее), а также и в другую сторону - от государства к населению (СМИ, из которых становится известно о политических решениях, новых законах и тому подобном). Для любого политического взаимодействия существуют нормы - правовые, политические и моральные, кроме того, не забываются и традиции, и обычаи.
Культурно-идеологическая подсистема
Сюда входят политические взгляды, идеи, убеждения, представления и чувства политических деятелей всех уровней. В этом компоненте политической системы можно выделить аспекты политико-психологический и политико-идеологический. Первый касается поведенческих черт политики, а второй сфокусирован на её теории. Политическая психология концентрируется на поведенческих чертах как целых обществ, так групп и отдельных лиц, их настроениях, мотивации, чувствах, мнениях, эмоциях, заблуждениях и убеждениях.
Значительно влияют на характеристику культурно-идеологического компонента харизма лидеров, психология толпы и манипуляции массовым сознанием. Политическая идеология находится на более высоком уровне и входит в функции политической системы государства. Сюда включаются политические учения, теории, концепции и идеи. Политическая культура - это часть духовной культуры человечества с совокупностью политических знаний, моделей поведения и общепринятых ценностей, в неё входят традиции государственности, символы и политический язык.
Основные функции
Политической системы не бывает без взаимодействия её элементов, поскольку именно оно определяет все её самые важные социальные функции.
- Политическая система определяет перспективные направления социального развития.
- Она же и оптимизирует движение общества к намеченным целям.
- С её помощью происходит распределение ресурсов.
- Она согласовывает интересы различных субъектов и приобщает граждан к активнейшему участию в политике.
- Политическая система разрабатывает нормы и правила поведения всех членов общества.
- Она же и контролирует выполнение правил, норм и законов.
- Только политическая система может обеспечить стабильность и безопасность в обществе.
Политическая система функционирует в следующих институтах:
- государство и все его органы;
- общественно-политические движения;
- группы давления, иначе говоря - группы интересов;
- политические партии.
Государство
Это главный системообразующий элемент, имеющий практически все функции политической системы. Государство - объект политики наиболее сильный, поскольку обладает властью и способно принуждать. Здесь же и разворачивается самая ожесточённая политическая борьба, самые разные политические силы хотят заполучить этот приз - государственную машину. Однако далеко не всегда государство работает в политической системе слаженно.
Борьба за власть довольно часто даёт самостоятельность отдельным государственным подразделениям, например армии, затем совершающей государственный переворот. Случаются подобные конфликты между парламентом и президентом (Россия 1993 года, когда политические силы разделились именно по этому принципу). Государство и его власть получает победитель на выборах, если система взрастила развитые политические партии и у них есть контроль над органами власти.
Политические партии
Идеологическая организация, которая объединяет граждан, имеющих одинаковые политические взгляды, для реализации своей программы во власти создаёт партию. Идеология - это философия, идеи, которыми партия руководствуется в политической борьбе. По этому принципу партии можно разделить на либеральные, консервативные, социал-демократические и просто демократические, коммунистические, социалистические и националистические. У каждой из них руководящие кадры и организационная структура постоянны, есть устав и оформляется членство.
Организация, не имеющая пятидесяти тысяч членов, партией в России называться не может. Государство подразделяет партии на системные и несистемные, где системные являются частью действующей политической системы и руководствуются существующими законами. Несистемные обычно полулегальны или нелегальны и борются против существующей системы. Демократические государства обычно переходят из рук в руки: правящая партия после следующих выборов вполне может стать оппозиционной, а оппозиционная - правящей. Авторитарные и тоталитарные государства обычно однопартийны, редко двухпрартийны, а демократические многопартийны.
Другие группы
Менее значительное место в политических системах занимают общественно-политические движения и общественные организации. К выборам они допускаются редко, поскольку малочисленны. Группы интересов или группы давления - это профсоюзы, а также крупные монополии, организации промышленников, СМИ, церковь и многие другие институты, не имеющие целью приход к власти. Но оказать влияние (давление) на власть для удовлетворения тех или иных интересов (например, налоги уменьшить) такие группы могут. Все эти структурные элементы - и государственные и нет, - действуют с соблюдением особых политических традиций и норм, поскольку определённые опыт уже наработан.
Традиционно проводятся выборы, где в избирательном бюллетене менее двух кандидатов не бывает, проводятся демонстрации, митинги, встречи действительных и будущих депутатов и избирателей, далеко не одна функция политической системы способна сплотить общественные группы вокруг правильно поданной идеи. Политическая власть значительно шире власти государственной, ей подчиняется такая масса различных институтов, что в целом она выглядит даже несколько обезличенной. Функция политической системы состоит в совокупности усилий всех элементов и подразделений её, а система правления органов политической власти - механизм этой функции.