Рубрики

Порядок применения оружия военнослужащими и сотрудниками полиции

Применение физической силы, специальных средств и оружия должностными лицами и гражданами, в том числе состоящими в рядах ВС, регламентируется Уставами, ФЗ и прочими юридическими документами. В нормативных актах присутствует указание на наличие крайней необходимости. В частности, об этом говорит УВС (13 статья). Применение оружия считается крайней мерой. Рассмотрим далее подробно ситуации, в которых это допускается действующими в настоящее время нормативными актами. порядок применения оружия

Общие сведения

В уголовном законодательстве оговариваются случаи применения оружия. Эта мера может использоваться при задержании преступника или в условиях крайней необходимости. Между тем, как показывает анализ норм, порядок применения оружия, установленный ст. 13 УВС, определяет ряд ограничений и для ситуаций, формально подпадающих под необходимую оборону.

Отражение нападения

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается при наличии угрозы для охраняемых объектов. К ним в том числе относят расположения подразделений и в/ч, колонны машин, эшелоны, сооружения и здания, единичный транспорт и караулы. Нападение может быть как вооруженным, так и невооруженным групповым. По форме действия, по его отражению расценивается как необходимая оборона. Между тем вооруженное нападение обладает признаком угрозы для жизни. Ее наличие, в соответствии со ст. 37, ч. 1 УК, позволяет наносить любой вред субъекту, посягающему на указанные выше объекты. При этом невооруженное групповое нападение не связано с прямой угрозой для жизни. Согласно уголовным нормам, в такой ситуации не допускается причинение смерти как правомерного вреда. Соответственно, применение оружия военнослужащими может разрешаться после оценки соразмерности потенциального вреда и причиняемого в ответ ущерба. статья применение оружия

Пресечение незаконного захвата техники и боеприпасов

В данной ситуации имеет место оборона объекта. Относительно этого условия вполне можно применить приведенную выше аргументацию. Военная техника и боеприпасы считаются меньшими ценностями, чем человеческая жизнь. В данной ситуации признак соразмерности вероятного и причиненного ущерба с уголовно-правовым критерием не совпадает.

Защита от нападения

Применение огнестрельного оружия полицией допускается при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, как мирных, так и находящихся в рядах ВС. При этом должно быть констатировано, что иными способами защиту указанных лиц осуществить невозможно. Условия необходимой обороны охватывают данную ситуацию, если исключить из нее угрозу здоровью. Она не позволяет осуществлять оборонительные действия, направленные на причинение смерти. Присутствующее в данном положении указание на иные способы обеспечения защиты ограничивает рамки законности необходимой обороны, предусмотренные в первую очередь в ст. 37, ч. 1 УК. По мнению экспертов, добавление в предписание фразы "если другими способами осуществить защиту не представляется возможным" является юридически избыточным. применение огнестрельного оружия полицией

Задержание

Применение огнестрельного оружия разрешается в отношении субъекта, оказывающего сопротивление. При этом должно выполняться одно условие. Субъект должен оказывать вооруженное сопротивление. Должностные лица могут осуществлять задержание гражданина, отказывающегося исполнить их требования. Пистолет, автомат и пр. могут использоваться, если гражданин вооружен и не хочет сдавать добровольно оружие. Данная ситуация по всем признакам внешне аналогична задержанию субъекта, который совершил преступление.

Сам факт незаконной вооруженности и оказания сопротивления можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. Согласно ст. 38 УК, в качестве цели задержания выступает доставка гражданина в специально уполномоченные органы (правоохранительные) и пресечение совершения этим субъектом новых преступлений.

По смыслу нормы причинение смерти не допускается ни при каких обстоятельствах. При более глубоком анализе можно обнаружить, что вооруженное сопротивление, которое оказывается задерживаемым лицом с момента начала противодействия представителям правоохранительных органов, трансформируется в посягательство. Оно содержит угрозу для жизни должностного лица. Соответственно, возникает условие необходимой обороны. При этом наличие оружия у задерживаемого лица, даже если оно в момент пресечения его действий не использует, может считаться достаточным основанием для соответствующих ответных действий, которые могут повлечь его смерть. применение физической силы специальных средств и оружия

Другие ситуации

В ст. 14, ч. 2 УВС предусматриваются иные случаи применения оружия. Например, оно может использоваться для вызова помощи либо подачи тревожного сигнала, а также для отпугивания животного, создающего угрозу для здоровья или жизни людей. Нормы, допускающие подобные ситуации, присутствуют и федеральных законах.

Запреты

Они устанавливаются в ст. 14, ч. 4 УВС. В соответствии с нормой, не допускается применение оружия в отношении:

  1. Несовершеннолетних, когда возраст известен либо очевиден.
  2. Женщин.
  3. Граждан с явными (внешними) признаками инвалидности.

Исключение составляют ситуации, когда указанные лица совершают групповое либо вооруженное нападение, которое создает угрозу для других лиц. Применение оружия в таких случаях допускается, если устранить опасность, исходящую от них, иными способами не представляется возможным.

В отличие от ст. 28, ч. 3 ФЗ, регламентирующего деятельность внутренних войск, в указанных запретах отсутствует ряд положений. В частности, нет указания на вооруженность сопротивления и на неприменение оружия при большом скоплении граждан. Между тем для полноты анализа необходимо сказать, что приведенные выше исключения, отменяющие запреты, не могут охватить всю широту ситуационного многообразия, когда угроза для жизни при посягательствах инвалидов, женщин и несовершеннолетних может проявляться в других, отличных от установленных в ст. 14, ч. 4 УВС формах. Это, в свою очередь, означает, что военнослужащие вправе применять оружие против указанных субъектов в ситуациях, выходящих за пределы ограничений, предусмотренных в норме. При этом должна иметь место опасность для жизни при их нападении в любой иной форме. применение огнестрельного оружия

Порядок применения оружия

Общие положения предусматриваются в ч. 1 и 2 ст. 13 УВС. Установленные в них правила применения оружия наделяют должностных лиц определенными полномочиями. Реализовывать их допускается в процессе исполнения своих прямых обязанностей. При этом в случаях крайней необходимости допускается применять оружие во внеслужебное время. Кроме этого, в общих положениях установлены предписания, касающиеся его ношения и хранения. Порядок применения оружия определяется и в федеральном законе. Установленные положения не соотносятся с обстоятельствами, которыми исключается преступность деяния. Однако они ставят человека за пределы уголовного преследования при выявлении фактов ношения и хранения оружия, если в качестве фигуранта выступает должностное лицо.

Приказ или решение командира (начальника)

В ч. 3 ст. 13 УВС содержится порядок применения оружия уполномоченным субъектом лично. Кроме этого, в норме определены положения, по которым командиры вправе приказать использовать его подчиненным при необходимости защиты здоровья, собственности и жизни при условиях крайней необходимости и обороны.

Аналогичные указания присутствуют и в ч. 4 данной статьи. Подобные положения содержатся и в ФЗ, регламентирующем деятельность внутренних войск. Использование пистолетов, автоматов и пр. по приказу начальника (командира) должно осуществляться в первую очередь в соответствии с требованиями ст. 42 УК. Кроме того, принятие решения о применении оружия может указывать только на начало открытия огня.

Ответственность за обоснованность его использования несет конкретный исполнитель. Следует обратить внимание, что в указанном выше ФЗ принимается решение относительно начала открытия огня. В ч. 3 ст. 13 Устава говорится о приказе. В последнем случае имеет место некоторое смещение ответственности за обоснованность применения оружия на начальника (командира), без снятия ее с исполнителя при осознании им вероятности незаконности распоряжения. применение оружия военнослужащими

Закон об оружии

В нормативном акте содержатся предписания, распространяющиеся на граждан страны. В первую очередь лица могут применять оружие, которое находится у них на законных основаниях, для защиты собственности, здоровья, жизни в крайних случаях и при необходимой обороне. Перед тем как его использовать, гражданин обязан предупредить субъекта, против которого оно направлено, о действиях, которые он собирается совершить. Исключение составляют ситуации, когда промедление создает непосредственную угрозу для жизни людей либо может спровоцировать другие тяжкие последствия. Применение оружия в условиях крайней необходимости при этом не должно причинять ущерб третьим лицам.

Ограничения

Как и в рассмотренных выше нормативных положениях, ФЗ устанавливает ряд запретов. Не допускается применять оружие против несовершеннолетних, если возраст их известен либо очевиден, женщин и граждан, которые имеют явные признаки инвалидности. Исключением являются ситуации, когда от данных субъектов исходит прямая угроза. Закон об оружии предписывает лицам, применившим его, сообщать о каждом таком случае в ОВД по месту происшествия.

Дополнительно

В законе устанавливаются запреты для владельцев оружия, касающиеся его ношения. В частности, оно не допускается, если:

  1. Лицо пребывает в состоянии опьянения.
  2. Субъект участвует в собрании, митинге, шествии, демонстрации, пикетировании, религиозной церемонии или обряде, спортивном, культурно-развлекательном или ином публичном мероприятии.

Для последнего случая установлено исключение. Указанное правило не распространяется на:

  1. Лиц, которые принимают непосредственное участие в соревнованиях с применением спортивного оружия.
  2. Казаков, находящихся на собраниях своих обществ, участвующих в религиозных церемониях и обрядах, культурных, развлекательных мероприятиях, связанных с обязательным ношением национального костюма, на территориях, где наличие холодного клинкового оружия является неотъемлемой его частью.
  3. Субъектов, уполномоченных обеспечивать общественную безопасность и порядок граждан.

Лица, выступающие в качестве организаторов культурно-массовых спортивных и развлекательных мероприятий, имеют право на временное хранение оружия, принадлежащего гражданам, в порядке, установленном в ФЗ. применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Заключение

Необходимо сказать, что в ряде случаев применение оружия является единственным способом защиты жизни граждан. Это особенно актуально в свете последних событий в мире и в России. Между тем должностное лицо, равно как и гражданин, владеющий оружием, обязано соблюдать предписания законодательства и прочих нормативных актов. Необоснованное его использование влечет за собой уголовную ответственность.

В законодательстве присутствует запрет на обнажение оружия в случаях, если основания для его последующего применения, установленные в нормативных актах, отсутствуют. Его использование может повлечь смерть субъекта, против которого оно направлено. В этой связи необходимо правильно оценивать ситуацию и степень угрозы, которая исходит от лица.