Если человек стал свидетелем совершенного или готовящегося правонарушения или, не дай Бог, сам пострадал от преступника, он скорей всего не будет бездействовать и пойдет в полицию. Подав соответствующее заявление в компетентные органы, он начинает цепочку действий, которые предусматривает процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Его итогом может стать поиск, поимка преступника и раскрытие преступления. Но порой уголовное дело может вовсе не открыться. Людям необходимо знать, что именно на этапе начала уголовного процесса важно правильно оформить документы и подать заявление, если вдруг случилась беда.
Значение стадии возбуждения дела об уголовном преступлении
Всем необходимо хорошо запомнить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (статья № 145) четко прописывает, какие органы имеют право решать вопрос о возбуждении уголовного дела, и регламентирует их полномочия. Следует запомнить, что никакие физические и юридические лица, кроме следователя или представителей органов дознания, а также прокуратуры, на это не имеют права.
Полономочиями для начала уголовного процесса наделены капитаны судов, а также руководство геологоразведочных организаций, которые находятся вдали от органов дознания. Кроме этого, главы представительств дипломатических миссий и консульств РФ также могут подать прошение в органы возбуждения уголовного дела. Так, если к вышеперечисленным должностным лицам поступает заявление о том, что совершено или готовится к совершению преступление, то именно они решают, что делать дальше.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела абсолютно строго регламентирован законодательством нашей страны и является самым главным этапом во всем процессе, поскольку именно на этой стадии принимается решение, будет ли дан ход делу или нет, то есть делается вывод о том, достаточно ли оснований для начала процесса по делу.
Сроки принятия решения
Решить судьбу поступившего сообщения о преступлении или о его подготовке следствию и прокуратуре представляется возможным в течение трех суток, в порядке исключения – десяти, но не более того. За эти три дня надо достигнуть единогласия в том, пойдут ли документы далее - на рассмотрение уголовного дела. Порой должностным лицам сложно прийти к консенсусу. Дело в том, что есть официальный приказ Генпрокуратуры о прокурорском надзоре за деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие.
Этот приказ четко обозначает полномочия прокурора, действия которого обязаны обеспечить законность и обоснованность решений, выносимых на досудебной стадии. Например, если следователь решает отказать в открытии уголовного процесса, прокурор вправе это решение оспорить, найдя основания для дальнейшего расследования. Иными словами, если положительное решение примет прокуратура, возбуждение дела об уголовном правонарушении получит дальнейший ход. Следует учесть и тот немаловажный факт, что без прокурорского резюме постановление следователя недействительно.
Что касается самих участников процесса, Уголовный кодекс Российской Федерации позволяет им на досудебной стадии обжаловать резюме следователя, органов дознания или же прокурора, то есть отстоять свой повод для возбуждения уголовного дела, если делу не дали дальнейшего хода.
Ключевая задача на предварительной стадии - выяснить, насколько законным и обоснованным представляется возбуждение уголовного дела следователем. Уполномоченные органы ищут весомые доказательства по уголовным делам, и если они достаточно обоснованы, то дело может быть открыто. А принятие окончательного соответствующего решения фактически лежит на прокуратуре.
Поводы и основания для начала уголовного процесса
Предварительный этап представляет собой строго регламентированный процесс. Органы, принимающие сообщения о преступлении или о его подготовке, юридически обязаны его принять, проверить и вынести обоснованное решение, а также немедленно уведомить заявителя об этом.
Статья № 140 УПК РФ обозначает источники получения сведений о подготовке или совершении преступления. Далеко не каждое поданное заявление или прошение может повлечь за собой процесс возбуждения уголовного дела следователем, который подает материалы на рассмотрение прокурору. То есть, чтобы заявление было принято и получило дальнейший ход, необходимо его правильно оформить. Форма его подачи может быть как письменной, так и устной.
Согласно УПК, основанием для начала уголовного процесса могут послужить лишь нижеперечисленные действия или документы.
Заявление о преступлении
Заявление о преступлении – это наиболее широко распространенный способ заявить о случившейся или готовящейся беде. Оно может быть представлено письменно и устно. Письменное прошение заверяется подписью заявителя, а устное – протоколируется органами дознания или следователем. При этом заявитель предупреждается о несении уголовной ответственности за предоставление ложной информации, а в протокол принятия заявления заносится отметка об этом.
С подобным заявлением может прийти любой человек, то есть не только пострадавший. При этом анонимные заявления о преступлении не являются веским аргументом для открытия уголовного дела. А если поступил анонимный телефонный звонок, то возбуждение уголовного дела (УПК, ст. 140 п.3) производится на основании сообщения, полученного из посторонних источников.
Явка преступника с повинной
Это процедура, при которой лицо добровольно приходит и сообщает о совершении им преступления, причем сообщение может быть передано в письменном или устном виде. Взятие на контроль уголовного дела с подачи самого правонарушителя возможно при соблюдении двух условий: лицо обязано указывать на собственные действия и считать эти действия преступными. При этом добровольная повинность может явиться смягчающим обстоятельством в уже начатом уголовном процессе.
Заявление или сообщение о преступлении, которое получено из сторонних источников
Основанием может послужить сообщение о готовящемся или свершившемся преступлении от физических лиц, организаций или лиц при исполнении. Они подаются письменно: это может быть служебное письмо, рапорт или телефонограмма, к ним могут прилагаться документы, доказывающие фактическое совершение преступления. К этой категории относится и распространение информации в СМИ, причем лицу, уполномоченному начать уголовный процесс и возбуждать дело, эти сообщения не адресуются. Скорее, целью является привлечение общего внимания, включая и внимание органов, ответственных за возбуждение уголовных дел.
Прокурорское постановление, которое регламентирует передачу дела в орган предварительного расследования
Прокуратура следит за выполнением требований законодательства как юридическими, так и физическими должностными лицами, а также контролирует деятельность самих органов предварительного расследования.
Также принимаются заявления от налоговых органов об уголовных правонарушениях в области законодательства о налогах и сборах.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела по критерию "характер правонарушения"
Уголовное преследование может проводиться как в обычном режиме, так и в закрытом, в зависимости от характера правонарушения. Говоря юридическим языком, существует публичный порядок расследования, а есть дела, решаемые в частно-публичном и в частном порядке.
Частный и частно-публичный характер преследований
Уголовное преследование преступников в частно-публичном порядке осуществляется по делам, связанных с изнасилованиями, несанкционированными вторжениями в частную жизнь, делами о несоблюдении тайн переписки. Таким же образом расследуются дела, связанные с отказами работодателей в приеме на работу, нарушениями авторских прав. С перечнем подобных дел можно ознакомиться более подробно в УПК РФ. Частный характер преследования касается и дел, связанных с причинением физического вреда здоровью.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в этих случаях не отличается от случаев публичного преследования правонарушений.
Публичное обвинение
С согласия прокурора органы следствия или дознаватель выносят постановление о начале уголовного преследования (ч. 1 ст. 146 УПК). В рамках своей компетенции прокурор дает ход раскрытию уголовного преступления. Еще раз необходимо отметить, что только с согласия прокурора может быть начат подобный процесс, решения одного следователя или дознавателя недостаточно.
Постановление, которое касается возбуждения дела и выносится следователем на суд прокурора, должно содержать (по ст. 146 УПК, ч.2):
1. Дату, время, место факта вынесения этого постановления.
2. Чин, должность лица, выносившего постановление.
3. Доказательства, основание и повод для начала расследования.
4. Нарушенную статью УК РФ, по которой начат уголовный процесс.
Согласно УПК, прокурор проводит безотлагательную проверку обоснованности возбуждения дела. При этом и следователь, и дознаватель в день оформления постановления незамедлительно передают материалы прокурору на вынесение решения. Они могут содержать доказательный материал, который обязательно передается в оригинальном виде, без копий и может быть использован в ходе дальнейшего расследования.
Не позднее текущего дня, когда происходит поступление материалов от дознавателя, прокурор выносит решение: вернуть материалы на проверку, отказать совсем или дать ход процессу уголовного преследования. В последнем случае датой начала предварительного расследования считается дата вынесения постановления следователем или дознавателем.
В день получения прокурорского согласия на дальнейшие действия дознаватель или следователь оповещают об этом всех заинтересованных лиц и начинают предпринимать меры по пресечению правонарушения. При этом отсчет срока досудебной проверки начинается с даты, когда следователь вынес свое решение по данному вопросу. Если прокурор не дал согласия, то постановление следователя не получает юридической силы.
Прокурор может вернуть следователю или дознавателю материалы для дополнительной проверки длительностью не более 5 суток. После ее проведения обновленные материалы с новым постановлением следователя вновь ложатся на прокурорский стол. При этом предварительное расследование начнется со дня подписания дознавателем или следователем нового документа. Все материалы, в том числе и ранее полученные, могут быть использованы в ходе расследования.
Решения прокурора могут обжаловаться следователем перед вышестоящим прокурором.
Удаленное возбуждение уголовного процесса
Такие процессы осуществляются капитанами дальнего плавания, начальниками геологоразведки, руководителями дипломатических миссий. Если преступление совершается в удалении от мест расположения следственных органов, то прокурор немедленно уведомляется о начатом расследовании. Таким образом, прокуратура возбуждение уголовного дела не визирует. Но прокурор, получив при первой же возможности все материалы и не сочтя достаточными основания к возбуждению дела, может прекратить производство по делу.