В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.
Социальные риски
Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.
Ответственность
Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:
- Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
- Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
- Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
- Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.
Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций
Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.
Классификация поведения
Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:
- Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
- Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
- Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
- Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
- Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.
Признаки отклонений
Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:
1. Уклонение от обучения в результате:
- неуспеваемости по большей части дисциплин;
- отставания по уровню интеллектуального развития;
- отсутствия познавательного интереса;
- ориентации на иные виды деятельности.
2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:
- отказе от выполнения поручений;
- пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
- демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.
3. Отрицательные поступки:
- тягу к азартным играм;
- курение и распитие спиртного;
- употребление наркотиков и психотропных препаратов;
- нездоровые поступки сексуального характера.
4. Негативную оценку действительности.
5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:
- грубости;
- драчливости;
- прогулах;
- вымогательстве;
- избиении младших, слабых;
- жестоком отношении к животным;
- немотивированных поступках;
- недисциплинированности на занятиях.
При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.
Предпосылки
Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:
- Неблагоприятные условия воспитания. Родители являются самым действенным образцом для ребенка. Если они систематически находятся в пьяном виде, проявляют жестокость, скандалят, то дети преимущественно следуют их примеру.
- Недостаток внимания и любви со стороны родителей. Модно одетый, ухоженный, накормленный ребенок внутренне может быть очень одинок. Он становится психологически безнадзорным потому, что до его переживаний, интересов, настроения никому нет дела. Такие дети обычно тянутся к сверстникам и взрослым вне семьи. В определенной степени это общение компенсирует его недостаток от родителей. Но если оно приобретает нездоровые черты, то начинает негативно отражаться на моральном состоянии ребенка.
- Излишнюю опеку. Некоторые родители, переживая, что их дети наделают ошибок, все стремятся решать за них, не давая им возможность самим выбирать и жить по внутреннему убеждению. В результате развивается инфантильность, личная несостоятельность, несамостоятельность ребенка.
- Чрезмерное удовлетворение всех запросов. В семье, где ребенку ни в чем не отказывают, избавляют от бытовых обязанностей, исполняют любые капризы, может вырасти не просто лентяй, а потребитель. Такие дети будут стремиться к новым удовольствиям и благам. При неразвитости привычки к самоограничению в разумных пределах они нередко идут на преступления. При этом деяния совершаются из исключительно потребительских мотивов.
- Авторитарность родителей и чрезмерную требовательность. Излишняя суровость взрослых, использование разнообразных запретов и ограничений, наказаний, оскорбляющих и унижающих детей, стремление подчинить их собственной воле, навязывание готовых решений и своего мнения, приказной тон, категоричность суждений, применение репрессивных и принудительных мер, в том числе и физических, негативно влияют на атмосферу в семье. В таких случаях дети зачастую идут на преступления.
Варианты решения проблем
Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:
- Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
- Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
- Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
- Воспитание навыков правовой культуры.
Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.
Основные задачи
Организация профилактической работы необходима для:
- Оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития.
- Пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия.
- Влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании.
Ключевые направления
Проведение профилактических работ ориентировано на:
- Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
- Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:
I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.
II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.
III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.
- Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.
При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.
Конкретные меры
Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.
Структура деятельности
Профилактика правонарушений включает в себя:
- Выполнение комплексной медицинской, психологической, педагогической диагностики для определения предпосылок возникновения сложностей при обучении, общении и пр.
- Выбор оптимального образовательного метода для каждого ребенка и мер психокоррекционного влияния на личность.
- Оказание индивидуальной помощи.
- Консультативную поддержку родителей, лиц, их заменяющих.
- Практическую и методическую помощь специалистам, осуществляющим реабилитационно-коррекционную деятельность.
Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:
- Диагностический.
- Психокоррекционный.
- Оздоровительный.
- Консультационный.
- Научно-методический.
- Общественно-аналитический.
- Просветительский.
- Учебно-воспитательный.
- Общественно-правовой.
На последние два направления необходимо сделать особый упор.
Учебно-воспитательный аспект
Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.
Общественно-правовой аспект
Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.
Диагностика
Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:
- Изучение степени воспитанности и уровня развития.
- Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
- Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
- Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
- Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
- Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
- Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
- Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
- Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
- Мониторинг состояния здоровья детей.
- Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
- Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).
Коррекция
Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:
- Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.
- Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия.
- Регулярное ведение дневника наблюдений за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе.
- Занятия классного руководителя, педагога-психолога, администрации учебного заведения с детьми, требующими коррекции.
- Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга.
- Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.
- Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны преподавателя, классного руководителя, социального педагога, психолога, директора образовательного учреждения действий детей в урочное и внеурочное время.
- Привлечение к чтению художественных произведений.
- Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями.
Взаимодействие с родителями
Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:
- Исследование положения ребенка дома.
- Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
- Посещение семей.
- Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
- Привлечение специалистов для консультаций родителей.
- Проведение тематических собраний, творческих встреч.
Заключение
Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.
Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.