Рубрики
...

Система конституционного права России как отрасли права

Система конституционного права России – это комплекс особых юридических актов. Они направлены на охрану основных интересов и свобод людей. Для реализации данной задачи создана определенная структура госвласти. система конституционного права россии Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет система конституционного государственного права России.

Общие сведения

Система конституционного права России как отрасли права, касающейся другой сферы человеческих отношений, имеет свои особенности. Однако среди всех областей именно она занимает ведущее место. Собственно, система отрасли конституционного права России выступает в качестве фундамента для остальных юридических сфер страны. В этом состоит ее главная задача. система конституционного права россии это Любые принимаемые законодательные акты должны соответствовать тем положениям, которые предусматривает система конституционного права России. Как отрасли права могут существовать без учета принципов, заложенных в Основном Законе? Это невозможно. Более того, в демократической стране не может действовать законодательство, противоречащее основополагающим актам. Формы, в которых находит свое выражение система конституционного права России, его источники имеют высшую юридическую силу. К ним, в частности, относят Указы, Законы, Постановления. Основным источником является Конституция. В качестве критериев для формирования всей структуры выступают определенные группы актов. Они именуются институтами конституционного права. Эти группы регулируют сравнительно самостоятельные сферы отношений внутри рассматриваемой области.

Система конституционного права России: кратко о месте в общей юридической сфере

 система конституционного права россии институты и нормы Акты и положения Основного Закона регулируют те или другие общественные отношения в общих чертах. Система источников конституционного права России является фундаментом, исходной базой для прочих сфер: уголовного, гражданского, семейного, финансового и других законодательств. При этом Основы выступают в качестве ядра, вокруг которого объединены все компоненты структуры. Система конституционного права России играет стимулирующую и направляющую роль. Под ее влиянием осуществляется координация деятельности и развития каждого элемента. Играя роль ядра, система конституционного права России выступает в виде той основы, во исполнение и в соответствии с которой регулируются общественные отношения, законотворческая и исполнительная деятельность власти. Таким образом, абсолютно все юридические сферы базируются на Основах, исходят из них, развивают их положения. При этом законы, регулирующие эти области, должны соответствовать диспозициям, которые присутствуют в конституционных нормах. Они выступают не просто в качестве юридических актов. Нормы Конституции имеют высшую силу, и законы, реализуемые на территории России, не должны им противоречить.

Соотношение с Основами

Это один из важнейших вопросов в характеристике рассматриваемой сферы. Система конституционного права России, несомненно, объемнее и шире непосредственно самих Основ. Здесь стоит отметить, что наименования некоторых компонентов совпадают. Однако сфера их влияния различна. Так, например, институт федеративной структуры в Конституции отражен в виде ее норм, в системе конституционного права он, кроме прочего, включает в себя и другие акты Основного Закона, уставов субъектов и федеральных законов. Примерами могут выступать ФЗ "О национальной культурной автономии", договоры между органами госвласти страны и ее регионами и так далее.

Система конституционного права России: институты и нормы

Эта сфера также имеет свои особенности. Непосредственно в Конституции определены относительно самостоятельные правовые институты. В качестве них, в частности, выступает Президент, Правительство, Федеральное собрание, местное самоуправление, судебная власть. Система конституционного права России объединяет их все в одну структуру - госвласти и местного самоуправления. Из ее элементов при этом можно выделить более широкие, комплексные компоненты. Они, в свою очередь, включают в себя более узкие конституционно-правовые институты. система конституционного государственного права россии

Комплексные элементы

В качестве такого института, например, выступает Федеральное Собрание. В него, в свою очередь, включены Госдума и Совет Федераций. Вместе с этим каждая палата Парламента может считаться комплексным институтом относительно, например, депутатов, комитетов, председателя. В одной такой структуре могут быть объединены акты, которые обладают различной юридической силой. Например, в составе института Госдумы присутствуют нормы Регламента и Конституции. Вместе с этим один и тот же акт может относиться к тому или другому элементу рассматриваемой структуры. Так, например, по ст. 102 Основ в компетенцию Совета Федерации относится, в числе прочего, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ. Данная норма относится к конституционно-правовым институтам СФ и Прокуратуры.

Критерии разграничения

В качестве основных признаков, позволяющих отделить конституционно-правовые институты, выступают:

  • Сфера общественных отношений, на управление и регулирование которых направлены акты.
  • Специфика норм института и тех взаимодействий, которые возникают под их влиянием.
  • Сфера основ, из которых исходят акты.система источников конституционного права россии

В юридических изданиях нет единого подхода к разделению конституционно-правовой отрасли на институты. Общепринятой, однако, считается классификация в соответствии со строением Основного Закона.

Главные категории

В конституционно-правовой системе выделяются институты, которые считаются основными элементами отрасли. Они объединяют акты, которые закрепляют:

  • Федеративное устройство.
  • Фундамент конституционного строя.
  • Структуру госвласти и местного самоуправления.
  • Основы юридического статуса гражданина и человека.

Такое строение согласуется с внутренней системностью сфер общественных взаимодействий, которые составляют предмет конституционного права. В каждой категории отношений присутствует своя специфика. Они отличаются по субъектам, объектам, мере и форме должного юридического воздействия, а также по его характеру. Данные особенности общественных взаимодействий, регулируемых нормами, предопределяют конституционно-правовую систему, однако они не выступают в качестве ее основы.

Критерии структуризации

В качестве них выступают факторы, которые свойственны непосредственно самой форме права, его нормам и их особенностям. Эти критерии исходят из содержания общественных отношений. Они, в свою очередь, предопределяют особенности юридического влияния на них, механизма регулирования, объема воздействия и прочих качественных параметров. система конституционного права россии кратко

Соотношение элементов

Системный анализ отрасли конституционного права предусматривает не только выявление ее компонентов. В рамках данной деятельности немаловажным является и обоснование соотношения ее элементов, определение позиции каждого из них. Такой подход базируется на взаимодействии сфер общественных отношений, которые выступают в качестве предмета регулирования нормами правовых конституционных институтов. Следует, однако, отметить, что данное соотношение необходимо рассматривать как первичную, исходную основу. Она определяет структуру всей отрасли. Ее юридическое обоснование заключено в том, что между элементами существует такая форма взаимодействия, в соответствии с которой акты одного сегмента образуют предпосылки для действия актов другого, определяя их содержание и направленность.

Иерархия

Нормы института, закрепляющего основы конституционного устройства, находятся на первом месте. Это обусловлено тем, что они содержат исходные начала юридического регулирования. Они реализуются нормами прочих конституционных институтов. Следующее место занимает сегмент, устанавливающий основы статуса гражданина и человека, его юридические возможности, обязанности и свободы. Такая позиция обуславливается тем, что названные категории признаются властью высшей ценностью. Защита свобод и интересов считается основной целью деятельности общественных и административных структур. Конституционный правовой институт, закрепляющий посредством своих норм федеративное устройство, формирует предпосылки для создания системы органов госвласти. Акты, издающиеся в ее рамках, устанавливают национальные и территориальные образования. В соответствии с ними выстраивается структура госорганов.

Классификация

Самое общее, первичное деление норм на институты определяет Конституция. Разделы Закона выступают в качестве основ для формирования конституционно-правовой системы. Поскольку в качестве основного критерия разделения права на институты выступает присутствие в ней сравнительно обособленных категорий общественных отношений, классификация выглядит соответствующим образом. Многие элементы занимают промежуточную позицию. Институты, имеющие межотраслевой характер, регламентируются нормами прочих правовых отраслей. Так, например, в управлении структурой избирательного процесса участвуют административные акты, общественные отношения находятся под влиянием гражданского законодательства и так далее. система конституционного права россии его источники

Специфика предписаний

Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:

  • Обязательностью для каждого, кто оказался в сфере ее влияния.
  • Формальной определенностью. Внешне она выражена письменно в официальном документе. Вместе с этим имеет место и внутренняя определенность обязанностей и юридических возможностей.
  • Обеспечением гарантий. В данном случае имеется в виду возможность применения государственного принуждения при нарушении.

Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:

  • Санкция. Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
  • Диспозиция. Она выступает в качестве непосредственно предписания.
  • Гипотеза. Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.

Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.