Рубрики

Соглашение о разделе продукции. Образец соглашения. Федеральный закон о разделе продукции простыми словами

В 1996 году, 11 января, на территории России начал действовать ФЗ "О разделе продукции". Этот нормативный акт стал первым принятым СФ после выборов в парламент. Предписания, которые в нем содержатся, должны оказать существенное влияние на хозяйственное право в целом и перспективы развития отечественной экономики. Далее рассмотрим содержание нормативного акта. особенности соглашения о разделе продукции

Разъяснение понятия

Некоторые трудности вызывает восприятие одного из терминов, которые использует рассматриваемый закон. "Соглашение о разделе продукции" – это дословный перевод понятия production sharing agreement. Этот термин применяется за рубежом для определения отношений, которые формируются в ходе разведки и последующей эксплуатации месторождений тех или других полезных ископаемых, с участием государства, на территории которого осуществляются эти мероприятия, и инвесторов, преимущественно иностранных, которые финансируют и производят данные работы.

Для определения новой формы регулирования экономических правоотношений законодатель выбрал терминологию и юридические конструкции, наиболее близкие и понятные в первую очередь зарубежным субъектам. Этот подход отражает желание приблизить российские нормативные акты к стандартам, которые приняты в мировой практике.

Общая характеристика

Закон "О разделе продукции" ориентирован на формирование благоприятных условий для наиболее эффективного привлечения зарубежных инвесторов в сектор недропользования. Нормативным актом предусмотрены определенные государственные гарантии. Они в первую очередь распространяются на хозяйственное право. Речь, в частности, идет об обеспечении стабильности условий экономической активности в течение всего периода действия контракта. соглашение о разделе продукции

Суть нормативного акта

Соглашение о разделе продукции представляет собой специфический контракт. Он заключается между зарубежными инвесторами и государством. По его условиям, Российская Федерация предоставляет на конкретный срок на возмездной основе исключительное право на разведку, поиск и разработку определенных месторождений минерального сырья и проведение работ, связанных с этим.

Со своей стороны инвестор принимает на себя обязательства о том, что будет проводить данные мероприятия на свой риск и за собственный счет. Соглашение о разделе продукции устанавливает все условия, которые связаны с недропользованием. К ним в том числе относят порядок распределения произведенного сырья между сторонами контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативный акт осуществляет регулирование отношений, которые связаны с наиболее крупными капиталовложениями в отечественную экономическую сферу. Закон предусматривает расчет с инвесторами посредством части производимого сырья – компенсаторной продукции. С момента начала работ по промышленной добыче минеральных материалов инвестор получает право на возмещение собственных затрат, понесенных им в процессе деятельности. Остаток после компенсации считается прибыльным. Он, по условиям соглашения, подлежит распределению между сторонами. Вместе с этим действует система налогообложения. При разделе продукции инвестор обязан сделать соответствующие отчисления со своей доходной части. раздел продукции

Формы инвестиций

Достаточно четко на протяжении последних десятилетий просматривается тенденция развития контрактных форм прямых иностранных вложений в особо крупном размере. К ним, в частности, относят такие инвестиции, как договоры на:

  • Управление и обслуживание.
  • Долгосрочный целевой заем.
  • Франшизу.
  • Лизинг.
  • Раздел продукции.

Во всех этих контрактах общим обстоятельством является то, что прибыль инвестора будет напрямую зависеть от производственных показателей компании. В России сегодня используется договор о разделе продукции и лизинговый контракт (о финансовой аренде).

Основные сферы

На современном этапе экономического развития России необходимы инвестиции в нефтехимическую, нефтеперерабатывающую и горнодобывающую промышленность, а также строительство. Однако в области горной добычи на сегодня успешного опыта применения соглашения по разделу продукции нет. По мнению многих экспертов, к этой сфере промышленности данная модель непригодна. Соглашение о разделе продукции эффективно работает в нефтяной отрасли, поскольку для нее характерна высокая доходность.

Специфические черты

Участники соглашений о разделе продукции вступают в отношения на определенных условиях. Специфика их состоит в том, что возможность пользоваться недрами нельзя назвать обычной, применимой к общераспространенным вещам или товарам. Рассматривая особенности соглашения о разделе продукции, нельзя также не отметить качественно новую базу построения экономики инвестиционных проектов. Так, в соответствии с условиями контракта, только часть произведенного сырья становится собственностью инвестора. Остаток же поступает в счет государства. В качестве одной из важнейших характеристик таких отношений выступает тот факт, что непосредственно сам Закон отошел от принципа "раздельности". Это значит, что установлены единые правила как для иностранных, так и для национальных инвестиций. закон о разделе продукции

Организация работ

Все сметы, проекты и программы, на основании которых будет осуществляться деятельность инвестора, должны быть утверждены в порядке, установленном в соглашении. Все операции и мероприятия по контракту выполняются в соответствии с российскими юридическими актами, отечественными стандартами и техническими нормами. Международные параметры должны пройти одобрение органами власти РФ. Контрактом определяются порядок, сроки и условия возврата территорий, которые были переданы инвестору и на которых он закончил поиск и разведку минерального материала. Все данные должны быть предоставлены на государственную экспертизу. Организация работ включает в себя также ведение отчетности и учета (налогообложение). Соглашение о разделе продукции предусматривает привлечение операторов, в качестве которых могут выступать юр. лица. Инвестор при этом несет перед государством ответственность имущественного характера за действия данных специалистов, как за собственные.

Условия

Закон достаточно четко устанавливает их. В частности, в нормативном акте предусмотрены условия о:

  • Сроке действия контракта.
  • Пользовании недрами.
  • Порядке заключения контракта.
  • Разделе продукции.
  • Проведении работ на территории.
  • Правах собственности инвестора.
  • Государственных гарантиях.
  • Обеспечении контроля над исполнением контракта.
  • Стабильности предоставляемых возможностей инвестору.
  • Ответственности сторон.
  • Порядке разрешения споров.

договор о разделе продукции

Субъекты

Как выше было сказано, соглашение о разделе продукции заключается между инвесторами и государством (Россией в данном случае). От имени последнего могут выступать исполнительный орган субъекта, на территории которого располагается предоставляемая в пользование территория, и Правительство. В качестве инвестора могут выступать:

  • Иностранные и российские граждане.
  • Юридические лица и объединения, формируемые на основании соглашения о коллективной деятельности и не обладающие статусом юр. лица, производящие вложения привлеченных или собственных заемных средств в разведку, поиск и добычу минеральных материалов.

Специфика субъектного состава заключается не только в том, что контракты заключаются между принципиально разными сторонами: государством с одной стороны и частным инвестором – с другой, в качестве которого может выступать не только организация, но и индивид. Соглашение может быть подписано и с объединением, не выступающим как единый правосубъект. Взаимодействия сторон регулируются в ст. 3 главы первой.

Права собственности

Статья 9 главы второй устанавливает, что часть продукции, которая по соглашению считается долей инвестора, ему и принадлежит. Минеральное сырье, которое по условиям контракта поступает в собственность этой стороны, может вывозиться с таможенной территории страны в соответствии с установленным порядком. При этом не определяется какое-либо ограничение на количество экспорта. Исключение составляют случаи, предусмотренные в Законе о госрегулировании внешнеторговой деятельности.

Вывезена может быть компенсационная и прибыльная часть, которая приходится на долю инвестора. В качестве последней выступает остаток после выплаты налога на прибыль. Среди основных выгод инвестора, которые обеспечиваются Законом, имеет место неограничиваемая возможность экспорта той продукции, которая принадлежит ему по праву собственности. Оно может перейти к государству с момента установления полного возмещения стоимости имущества либо со дня окончания срока контракта, либо с иного другого, оговоренного в условиях.

При этом на протяжении периода действия соглашения инвестор получает исключительное право на использование данного имущества на безвозмездной основе с целью проведения работ по контракту. Он несет бремя по его содержанию, риск случайного его повреждения или гибели. При переходе права собственности от инвестора к государству, данное имущество становится федеральной собственностью. Порядок последующего использования будет определяться Правительством страны.

Кроме того, вся первичная геофизическая, геологическая и прочая информация, сведения по ее интерпретации, производные данные, образцы ископаемых, в том числе пластовые жидкости, керн, которые получены были инвестором при выполнении работ по условиям контракта, принадлежат государству на праве собственности. Правительство обеспечивает другую сторону определенными гарантиями. В частности, это касается защиты имущественного и прочих прав, которые были приобретены инвестором и осуществлялись им по условиям контракта. На него не распространяется действие нормативных актов исполнительных органов федерального значения, предписаний и положений субъектов страны, местного самоуправления, если они ограничивают его возможности.

Процедура заключения контракта

Ее регулирует ст. 6 главы второй. Заключение соглашения осуществляется в соответствии с российским законодательством. В связи с этим возможность применить иные нормы отсутствует. Контракт подписывается с инвестором – победителем в конкурсе или аукционе на условиях этих мероприятий. Последние являются обязательными для сторон. Разработка начальных условий мероприятий осуществляется на основании технико-экономических расчетов, выполняемых в соответствии с поручением госорганов, которые ответственны за проведение аукционов и конкурсов. Финансирование всех работ, связанных с подготовкой, производится за счет доли средств, полученных от реализации контракта. Законом предусмотрено заключение соглашений вне конкурса.

Проект контракта

Образец соглашения на каждый объект недропользования подготавливается Комиссией. Она формируется Правительством при согласовании с исполнительным органом госвласти соответствующего региона страны. В составе Комиссии присутствуют представители указанных институтов, а также консультанты и эксперты. Инвестор в список членов не включается.

Составляя образец соглашения, сторонам необходимо предусмотреть, что не меньше 70% технологического оснащения в стоимостном выражении, используемого для добычи минерального сырья, его транспортировки, а также переработки (если данное условие присутствует в контракте), либо (и) приобретаемого инвестором для осуществления работ, должно быть произведено на территории России. Действие данного предписания не распространяется на пользование объектами магистрального трубопровода, приобретение и строительство которых не предполагаются в условиях контракта. образец соглашения

Этапы распределения

Особенности и новизна, а также непосредственно суть соглашения сосредотачиваются в используемом механизме расчетов, а точнее именно в разделе продукции, произведенной в ходе мероприятий по контракту. В России применяется индонезийская модель. Эта схема реализуется в подавляющем большинстве нефтедобывающих государств. Раздел касается прибыльной части продукции. Под ней следует понимать произведенное сырье за вычетом доли компенсации и той, что направляется для погашения налоговых платежей за недропользование. Порядок и условия процесса разделения продукции устанавливаются в соглашении инвестора с государством.

Данное мероприятие предполагает два этапа. В ходе первого всю произведенную продукцию разделяют на 2 части. Одна из них отправляется в пользу государству в счет выплаты за недропользование. Другая часть полагается инвестору. Он, в свою очередь, разделяет собственную долю еще на 2: прибыльную и компенсаторную. Далее выполняется второй этап. В ходе него прибыльная продукция разделяется на валовую инвесторскую в части доходов и государственную в статье прибыли.

Это делается в пропорции, которая определяется контрактом. Инвестор из своей доли осуществляет выплаты налогов. Оставшаяся часть и является его чистой частью в разделе дохода. Государственная доля в соответствии с условиями контракта о разделе продукции перераспределяется дополнительно между бюджетами: федеральным и того субъекта, где осуществлялись работы. Пропорции при разделении продукции в этом случае устанавливаются отдельными соглашениями между соответствующими органами государственной и местной власти. Инвестор в данном процессе не участвует.  система налогообложения при разделе продукции

Заключение

Благодаря принятию рассмотренного в статье Закона, вступили в силу контракты по разделу продукции по проектам "Сахалин" (1 и 2). Они предусматривают освоение 5 крупных нефтеконденсатных залежей на шельфе острова. Согласно технико-экономическим расчетам, предположительный объем инвестиций составляет около 27 млрд долларов. Чистая прибыль России при этом – 35-40 млрд долларов. Вместе с этим реализация соглашения предусматривает формирование новых рабочих мест, обеспечение Дальневосточного округа собственными нефтепродуктами и топливом.