В Уголовном кодексе установлена ответственность за служебный подлог. УК РФ предусматривает наказание за внесение должностными лицами заведомо ложной информации в официальные документы. Неправомерным считается и исправление имеющихся в таких бумагах сведений, искажающих их содержание. Субъектами преступлений могут быть также госслужащие или служащие органов местной власти, не являющиеся должностными лицами. Состав преступления образуется при наличии личной заинтересованности или корыстного мотива. При квалификации не будут иметь значения цели, достижение которых предполагалось субъектом.
Санкции
Служебный подлог (ст. 292) наказывается:
- Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
- Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
- Арестом. Он может длиться до полугода.
- Исправительными работами от 1 до 2-х л.
- Заключением в тюрьму до 2 л.
Комментарии
Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство - заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.
Мотивы
Корыстная заинтересованность субъекта, совершающего служебный подлог, состоит в стремлении лица получить безвозмездную незаконную прибыль либо имущественную выгоду. Он может желать ее как лично для себя, так и для своих близких. Другая заинтересованность может быть выражена в многообразных действиях. Нередко она представляет собой оценочную категорию, которую зачастую приходится тщательно мотивировать в судебном процессе. Личная заинтересованность может проявляться как стремление угодить начальству с надеждой на оказание им взаимной услуги впоследствии, карьеризм, кумовство и так далее.
Объект
В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства - работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.
Важный момент
Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как "объект" и "предмет" преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, - это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности - непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.
Предмет
В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:
- В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
- Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.
Объективная часть
Служебный подлог выражается в двух формах:
- Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
- Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.
Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ ("Служебный подлог"), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.
Установление факта
Квалифицируя деяние по ст. УК РФ "Служебный подлог", необходимо определить наличие события совершенного преступления. В первую очередь следует установить, откуда поступил официальный документ. Немаловажно определить, был ли наделен субъект преступления полномочиями на подписание того или иного акта, то есть, был ли он "соответствующим лицом" в данном случае. Если его обязанности не включали таких действий или он фальсифицировал неофициальную бумагу, то его поведение может квалифицироваться по 327 ст. УК. Служебный подлог в данном случае может быть и не установлен. Вероятна и конкуренция указанных статей.
Конструкция преступления
Служебный подлог (292 норма) имеет формальный состав. Такое преступление не требует возникновения каких-либо негативных последствий. Для признания деяния завершенным достаточно внесения в официальный письменный акт сведений, заведомо являющихся ложными, или каких-либо корректировок, которые исказят его действительное содержание. Такие действия, как направление документа в ту или другую инстанцию, вручение бумаги гражданину, иные способы использования находятся за пределами комментируемой статьи. Факт возникновения негативных последствий, размер причиненного вреда могут учитываться при определении наказания.
Цели
В законе вопрос по их установлению не освящается. Цель фальсификации субъектом официального документа может быть связана с будущими событиями. Например, подложный акт может использоваться для совершения иного посягательства. В таких случаях виновное лицо несет ответственности одновременно и за приготовление к другим преступлениям.
Дифференциация составов
У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий. Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.
Дополнительно
Как выше было указано, рассматриваемое преступление характеризуется наличием прямого умысла и специального мотива - корысти или личной заинтересованности. При отсутствии умысла состава деяния не возникает. Преступление окончено с момента внесения искажающих содержание или заведомо ложных данных в документ, вне зависимости от того, был ли исправлен такой текст впоследствии. При рассмотрении этого обстоятельства нужно учитывать, что при включении в официальный акт информации, выступающей как основание для приобретения гражданства (к примеру, вид на жительство), деяние попадает под действие ст. 292.1 в ч. 1 УК. В нем содержится два преступления:
- Внесение госслужащим, должностным лицом в документы заведомо ложных данных, повлекшее неправомерное получение гражданства.
- Незаконная выдача паспорта РФ иностранцу или лицу без гражданства.
Этими обстоятельствами формируется объективная часть преступления.
Судебная практика
В следственных мероприятиях, как и в последующем разбирательстве дела, необходимо исключать вероятность ошибок в процессе квалификации преступлений. Например, в практике имел место случай, когда старшего специалиста структуры местного самоуправления, изготовившего подложный документ за вознаграждение, привлекают к ответственности за получение взятки. Но в ходе предварительного следствия выясняется, что этот субъект выполнял вспомогательные функции, подготавливая документы на основании письменных резолюций своего начальника. В таком случае работа специалиста носит исключительно технический характер, а он сам выступает в роли делопроизводителя. Дезориентация правоохранительных органов может иметь место в таких случаях, если в должностной инструкции специалиста будет присутствовать множество указаний на осуществление им контроля в разнообразных сферах. На самом же деле субъект может и не осуществлять таких функций. В этой связи действия специалиста переквалифицируются по ст. 292. Этот пример иллюстрирует предупредительную функцию рассматриваемой нормы. Ее действие в таких случаях направлено на предотвращение развития коррупции среди госслужащих.
Заключение
Ст. 292 УК специфична преимущественно для служащих, выступающих субъектами преступления. Относительно должностных лиц эта норма считается общей к иным составам против госвласти, интересов функционирования органов местного и государственного управления. Все эти деяния объединяются одним объектом посягательства. Наказание за указанные преступления имеет достаточно широкую альтернативу в применении. В санкциях предусмотрен штраф, исправительные и обязательные работы, тюремное заключение и арест. В соответствии с категоризацией преступлений, установленной в ст. 15, рассмотренное деяние имеет небольшую тяжесть. За счет широкого спектра санкций суд может максимальным образом индивидуализировать наказание конкретно для каждого случая. Если совершение подлога направлено на осуществление иных преступных действий, то поведение виновного должно квалифицироваться по совокупности статей. В таких случаях становится неуместным говорить о соотношении между специальной и общей нормой. Так, по совокупности составов может определяться наказание для субъекта, совершившего служебный подлог и мошенничество, растрату или присвоение.