Исполнительная власть, понятие и признаки которой будут рассмотрены далее, появилась совместно с возникновением государственности. Однако уже в первобытнообщинном строе просматриваются ее черты. Она проявлялась в качестве власти вожака и помощников над остальными. Основанием ее являлись мужество и сила. Далее рассмотрим, что сегодня представляет собой исполнительная власть: понятие, признаки, содержание этого явления.
Общие сведения
Полностью признаки и функции исполнительной власти проявляются в государстве. Здесь она опирается на налоги, вооруженные силы, аппарат чиновников. Ранее на высшем уровне она была сконцентрирована в руках монархов. Тогда она выступала в качестве единственной госвласти, одновременно осуществлявшей правосудие, законотворчество. Развитие государства способствует резкому увеличению числа и размеров управляемых территорий, усилению разделения труда и прочим факторам становления гражданского общества. Государственной власти сегодня служат министры, губернаторы и иные административные деятели. Все они претворяют в жизнь важные решения, касающиеся жизни общества.
Основные цели
Признаки исполнительной власти РФ достаточно четко проявляются в тех задачах, которые стоят перед ней. Главными целями этого института выступают:
- Обеспечение безопасности государства, общества и граждан.
- Формирование условий, которые способствуют социальному благополучию и экономическому прогрессу.
- Содействие в реализации гражданами и предприятиями своих свобод и прав; развитие политической, духовной, культурной, социально-экономической жизни.
Государственный административный аппарат самостоятельно обеспечивает безопасность в стране, защищает слабых, формирует систему опеки над гражданами. Ею же создаются условия, способствующие активности механизмов саморегуляции во всех областях социальной жизни.
Признак деятельности органов исполнительной власти
Рассматриваемая категория государственной силы выступает в качестве инструмента защиты и сохранения интересов как общества в целом, так и его отдельных граждан в частности. Социум, формируя административную структуру, оплачивает ее содержание, исполняет ее требования. При этом общество рассчитывает, что активность системы будет результативной, то есть цели, которые поставлены перед ней, будут реализованы с наименьшими затратами и в оптимальный срок.
Для того чтобы стать эффективным инструментом, административный аппарат должен осуществлять свою деятельность разумно, используя данные ему полномочия и имеющиеся ресурсы наиболее рационально. Вместе с этим, выполняя свои задачи, она обязана соблюдать законность. В качестве основного принципа административной деятельности выступает именно целесообразность в рамках норм права. Чем последовательнее он будет реализовываться, тем активность будет эффективнее.
Категории отношений
Сфера деятельности управленческого госаппарата выходит довольно далеко за его пределы. На основе нее формируются определенные группы соответствующих отношений исполнительной власти и:
- Гражданина и общества.
- Разнообразных и многочисленных объединений. В данном случае речь идет о политических партиях, общественных организациях и прочих образованиях, в составе которых находятся граждане, стремящиеся участвовать в политической и социальной жизни, общаться с коллегами по профессии, развивать разные инициативы и прочее. Это, в свою очередь, формирует одно из условий развития страны в целом.
- Субъектов, задействованных в социальной, хозяйственной, правоохранительной, внешнеполитической сферах. Все эти области тем или иным образом оформлены и выражены в организационном плане. Так, существуют органы управления госимуществом, предприятиями и учреждениями, культурой, наукой, образованием, здравоохранением и проч. В иных сферах сформированы ведомства и министерства внутренних дел, обороны, безопасности, внешнеэкономических связей и другие.
- Учреждений, предприятий и прочих организаций, не имеющих данных статусов. Государственный аппарат взаимодействует также и с рабочими коллективами указанных организаций.
Органы исполнительной власти: понятие, признаки
Государственный аппарат управления обладает специфическими чертами. Основные признаки исполнительной власти отражают сущность и содержание этого института. Благодаря им данная структура имеет существенное отличие от прочих ветвей. Первым основным признаком исполнительной власти является ее вторичность. Она находится в подчиненном положении и зависит от вышестоящей структуры.
В качестве второго основного признака выступает организующий характер системы. Такая структура способствует налаживанию сложной сети социальных взаимодействий в общественной, культурной, экономической, административной и политической областях, а также в правоохранительной и созидательной сферах. Исполнительная власть сосредотачивает всю реальную работу по реализации на практике законов, нормативных актов высшего руководящего состава. Система переводит политические задачи в организационные. Административная структура должна объединять усилия, энергию граждан, уметь наводить и сохранять порядок как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Закон при этом выступает в качестве исключительно абстрактной нормы, посредством которой намечается поведенческая модель людей. Для реализации правового акта требуются контролирующие, координирующие и организующие государственные действия. Их выполняет административный аппарат, связанный отношениями с реальными жизненными явлениями и выполняющий задачи целенаправленного постоянного управления поведением людей, а через него – общественными процессами и имуществом.
Универсальность
Такие признаки исполнительной власти, как систематичность и непрерывность организации, характеризуют институт как структуру, проникающую во все сферы жизни. Административный аппарат организует непосредственную защиту страны, сохранение общественной и государственной безопасности. Эти признаки исполнительной власти проявляются и при управлении учреждениями и предприятиями, осуществлении руководства негосударственными компаниями (контроль, налогообложение, лицензирование, регистрация). Воздействие на поведение граждан при этом производится посредством норм. Универсальность и непрерывность как признаки органов исполнительной власти отмечаются в существующих методах влияния на людей. Речь, в частности, идет не только о привлечении к ответственности и пресечении, но и о таких средствах, как поощрение, убеждение, регистрация, договор и других.
Ресурсы
В руках исполнительной власти сконцентрированы разные средства. В частности, это экономические, правовые, информационные, технические, организационные, идеологические ресурсы. В ней концентрируется фактическая государственная мощь. Только она, по сути, может наделять определенных субъектов правами, выделять им ресурсы. При этом, имея такие мощности, госаппарат непосредственно ими не пользуется: он не выпускает продукцию, не учит, не лечит. Признаки федеральных органов исполнительной власти проявляются в иной активности. Государственный аппарат распоряжается поведением людей, природными и прочими ресурсами с целью организовать производство, здравоохранение, образование, культурное, экономическое и иное развитие. Административная власть представляет собой исполнительно-распорядительный институт. В процессе реализации своих полномочий по велению вышестоящей структуры ею издается огромное число нормативных актов – распоряжений о наложении взысканий, призыве, приеме, выделении, поощрении и прочем.
Состав административного аппарата
Кроме приведенных выше, признаками исполнительной власти являются разветвленность и обширность структуры. В непосредственном ведении административного государственного аппарата находятся:
- Полиция.
- Вооруженные силы.
- Органы госбезопасности.
- Принудительные специализированные учреждения.
Признаки федеральных органов исполнительной власти, проявляющиеся в возможности применять организационные, физические и иные меры принуждения, не свойственны больше никакой государственной сфере. Административный аппарат использует их самостоятельно в рамках законности. Опора на силу, принудительность, наличие правовых и фактических возможностей для административного, внесудебного принуждения – важнейшие признаки исполнительной власти.
Структурное единство
Приведенные выше признаки исполнительной власти – принудительность, универсальность, организующий характер – обуславливают ее форму. Она представлена в виде большой, единой, иерархически построенной государственной структуры. Известно, что ни судебная, ни законодательная ветви власти не имеют иерархии, подчинения нижестоящих элементов вышестоящим. Для осуществления непосредственной повседневной организации различных общественных связей, а также реальной реализации принуждения необходимо большое количество сотрудников. Число служащих, задействованных в государственном аппарате, во много раз больше, чем во всех прочих госорганах. Выполнение задач требует привлечения профессионалов и рационализации их работы. В качестве основной фигуры в администрации выступает чиновник. Как показывает мировой опыт, управленческий аппарат всегда стремится расширить сферу своего влияния, увеличить полномочия, количество служащих. Бесконтрольность в данном случае может повлечь за собой административный произвол, коррупцию, бюрократизацию общества. В связи с этим в процессе последовательной реализации на практике принципа властного разделения профессиональная иерархическая, организующая, универсальная система приобретает такие признаки, как подконтрольность и подзаконность.
Следование правовым предписаниям
Исполнительная власть выступает как вторичная относительно законодательных органов. Ими определяется административная структура, полномочия. Это положение распространяется даже на те случаи, когда чиновники избираются народным голосованием (губернатор, Президент и прочие). Законодательные органы уточняют, детализируют и развивают акты, которые издаются чиновниками. Административная деятельность не может противоречить нормам, поскольку является их исполнением. В правовом государстве публичная структура подчинена не другой ветви, а закону. В связи с этим исполнительная власть считается подзаконной.
Подконтрольность
Ее объемы и формы претерпевают существенные изменения в условиях правового государства. Сегодня подконтрольность отличается качественно новым характером. В прошлом надзор осуществляли монарх и чиновники, уполномоченные ими прокуроры и прочие представители. Это был контроль над подчиненными, который исходил сверху. Как правило, надзор осуществляли вышестоящие чиновники за нижестоящими. В условиях правового режима исполнительная власть не подчиняется иным ветвям. Однако ее могут контролировать все существующие государственные структуры. К ним, например, можно отнести суды, Парламент, а также органы, не относящиеся ни к одной из существующих ветвей власти: прокуратуру, уполномоченных по правам человека, счетную палату и так далее. Огромными контрольными полномочиями в России обладает Президент. Он занимает особую позицию в отечественной системе властного разделения.
Задачи административного аппарата
Государственную исполнительную власть можно характеризовать как комплекс профессиональных служащих и как систему уполномоченных органов. И те, и другие реализуют определенные задачи. И система органов, и совокупность служащих занимается исполнительно-распорядительной деятельностью. В качестве ее содержания выступает повседневная, непосредственная и непрерывная организация реализации внутренних и внешних государственных задач. Объективно нет сомнений в необходимости административного управления. Согласно действующим законодательным актам, регламентирующим разделение труда, вся структура поделена на более простые, специальные типы организационной активности. Их принято именовать функциями исполнительной (административной) власти. В юридической литературе данное определение раскрывается в двух смыслах. В первом случае функции связываются с объектами административного управления. Во втором смысле они выступают как один из общих методов организации воздействия на подчиненные системы.
Классификация задач по объектам воздействия
В данной категории выделяют следующие функции:
- Обеспечение обороны.
- Выполнение контрразведки и разведки.
- Обеспечение порядка в обществе.
- Сохранение государственной границы.
- Управление промышленностью.
- Руководство транспортом.
- Сельскохозяйственное управление.
- Налоговые сборы.
- Антимонопольную деятельность.
- Содействие малому бизнесу.
- Организацию образования, здравоохранения, соцзащиты, научных исследований и прочего.
Кроме этого, к данной категории следует отнести задачи по обеспечению связей с иными странами, международными объединениями.
Разновидности задач как методов организации воздействия
Эти функции считаются общими типичными приемами информационных взаимоотношений субъектов и объектов социального управления. В целом они считаются относительно самостоятельными, устойчивыми, специализированными видами административной деятельности. К общим задачам следует отнести:
- Нормативное регулирование.
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Кадровую работу.
- Методическое руководство.
- Контроль.
- Учет и прочие.