Власть – один из самых занимательных феноменов человеческих отношений. Понятие власти является ключевым в политологии, поскольку оно выкладывает своеобразный фундамент для определения и обозначения таких явлений, как политические институты, движения и суть самой политики. Изучение ее природы делает возможным выделение политики из общей совокупности общественных отношений в отдельную ступень иерархии, которая к тому же замыкает пирамиду взаимоотношений. И в этом смысле крайне важным является изучение базовых элементов, входящих в понятие государственной власти с точки зрения механизмов ее разделения. И особенно актуален этот вопрос именно в России.
Истоки изучения
Понятие власти философы пытались исследовать с незапамятных времен. Первые попытки определить сущность явления предприняли, разумеется, на Востоке, а именно в Китае и Индии. В западной идеологии попытки проникнуть в суть и содержание феномена власти предпринимались в Древней Греции практически всеми ведущими философами. Абсолютно на каждом отрезке исторического времени сначала философы и писатели, затем историки и политологи задавались вопросом о том, что же это такое, что ее обусловливает, почему одни способны быть политическими лидерами, а другие – нет, носит ли она в себе преемственность, соотнесенность с божественным и так далее.
На сегодня в политологической мысли принято определение власти, согласно которому, это «особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения». Особенность проявляется в умении побудить действовать второго субъекта по воле и желанию первого. Кроме того, исследователи сходятся на том, что понятие и сущность власти сводятся к очень простой формуле: власть обусловливается подчинением. Иначе говоря, это возможность и право одного или группы субъектов принимать решения, которые носят обязательный характер для остальных субъектов.
Субъект
Понятие и структура власти начинаются с определения ее объекта и субъекта. Непосредственным инструментом отправления власти являются средства, или ресурсы. Субъект - тот, кто ее отправляет. Это может быть конкретная личность, организация, орган и прочее. Личность, которая является ее носителем, должна обладать не просто желанием властвовать, но и волей. Кроме того, у нее должны быть соответствующие компетенции и безоговорочный авторитет.
Сращивание власти с ее носителем, что имеет абсолютное распространение, подтверждает главенство личности. Именно поэтому широко применяются такие мифологемы, как действия, произвол, решения властей и прочее, безусловно, когда имеются в виду конкретные лица и управленческие органы.
Носитель власти проявляет ее несколькими способами. Приказы или распоряжения подразумевают необходимость подчинения. Подчинение выражается в соответствующем поведении частной воли по отношению к всеобщей воли власти. Наказание выражается в оказании воздействия при нежелании подчиниться главенствующей воле. Четвертый элемент подразумевает нормирование поведения людей. Это означает наличие некого свода правил, который подчиняет поведение людей общим интересам.
Объект власти
Понятие власти будет неполным, если полноценно не обрисовать того, на кого власть направлена. Власть немыслима и невозможна без объекта. Понимание прямой зависимости носителя власти от уровня подчинения выразилось в формировании института гражданского неповиновения. В двадцатом столетии эта выявленная закономерность стала широко использоваться в качестве ненасильственной борьбы с правящим режимом и существующим порядком. Доказательством того, что этот метод – абсолютно работающее средство, является освобождение от колониального положения Индии и ряда других стран на Ближнем Востоке и в Африке.
Взаимоотношения объекта и субъекта власти определяются диаметрально противоположными аспектами. Это может быть ожесточенное сопротивление или же полное и добровольное подчинение. По мнению ученых, на глубину подчинения влияет ряд критериев: качества того, на кого направлена власть, и особенности предъявляемых к нему требований, уровень авторитета отправителя власти и то, насколько исчерпывающий у него объем ресурсов и средств влияния.
Основы властвования
Адресат определяется, прежде всего, качеством политической культуры того контекста, в котором он находится. Наиболее глубокое подчинение свойственно патриархальным и подданническим системам ценностей и культурологических контекстов. Осознание этого является крайне важным элементом, входящим в понятие власти. Формы власти, такие как авторитарные и тоталитарные, воспринимаются именно там, где укрепилась привычка жить в повиновении, где большая часть людей жаждет твердой руки и только в ней видит возможность относительно справедливого общества.
Основным рычагом, побуждающим к тотальному подчинению, является страх. Как правило, именно он является чуть ли не основным фундаментом тиранических систем управления. В то же время психологи склонны утверждать, что это основание очень хрупкое, поскольку такие основы запросто разваливаются под вероятностью избежать наказания за нарушение запретов.
Стабильные скрепы
По мнению специалистов в области права и политологии, стабильность власти обеспечивается личной заинтересованностью. Именно этот фактор позволяет тем, на кого она направлена, добровольно подчиняться и исполнять распоряжения, исключает необходимость излишнего контроля и изощренных систем наказания.
Серьезной мотивацией для добровольного подчинения может стать также и авторитет управленца, преклонение перед которым обусловлено исключительным уважением к его опыту, уму и иным качествам. В этом случае обоюдная заинтересованность и авторитет делают власть более эффективной и прочной. Причем на каком-то этапе подчиненные начинают идентифицировать себя со своим руководящим лидером.
Субъект и объект являются диаметральными полюсами. Между тем, понятие и структура власти определяются не только этими полюсами, но и связующим их элементом – ресурсами.
Ресурсы как ключ к власти
Основой взаимоотношений, базирующихся на подчинении, является механизм распределения ресурсов, который, по мнению социального большинства, абсолютно несправедлив и неравномерен. Однако именно система и механизм распределения, в современном мире особенно, обеспечивает конечность либо всеохватность власти.
В этом смысле под ресурсами понимаются ценности, важные для адресата, к которым относятся деньги или иные материальные блага. К ресурсам также относятся средства нематериального характера, которые могут воздействовать на моральную сторону личности: к примеру, телевидение, пресса – любые коммуникационные и информационные средства. Кроме того, немаловажную роль играют и орудия, которые предоставляют управленцу возможность за неподчинение лишать каких-либо ценностей, важнейшими из которых признаются жизнь и свобода. К таким инструментам относится институт карательных органов.
Классификация
Согласно одной из принятых в науке классификаций, обозначенные ресурсы могут быть обозначены как утилитарные, нормативные и принудительные. Еще одна классификация подразумевает дифференциацию согласно основным видам деятельности: экономическим, социальным, политико-силовым и культурно-информационным.
Экономические ресурсы входят как один из базовых элементов в понятие власти и государства. Они обеспечивают лояльность не только политиков, но и целых пластов населения. Они могут использоваться и для поощрения, и для наказания. Социальные ресурсы характеризуются возможностями передвижения по социальной иерархии и функционированием так называемого социального лифта. Информация, а также знания в современном историческом периоде приобрели совершенно иную значимость и содержание. Значимость культурно-информационных ресурсов с каждым днем растет и уже сегодня заметно назад отодвигает силовые и экономические ресурсы. Впрочем, силовые ресурсы пока еще удерживают позиции важнейшего источника власти.
Типология власти
В научной литературе принято несколько видов классификаций власти в зависимости от базовых аспектов. По ареалу действия власть может быть политической, идеологической, экономической, юридической, социальной, светской или духовной. Объем прерогатив определяет власть государственную, международную, семейную, коммерческую и прочее. Адресат власти определяет общественную, классовую, партийную или личную власть. Понятие власти также предполагает деление по способу управления на демократию, авторитаризм, тоталитаризм, деспотизм и прочее. Социальный тип управления подразумевает рабовладение, феодализм, буржуазную, либеральную и другие виды власти.
И в то же время специалисты склонны считать наиболее полноценной классификацию, которая учитывает в качестве базового ранжирования ресурсы. В этом случае выделяют власть экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную и политическую.
Государство как оплот власти
Понятие государственной власти подразумевает, что главенствующий структурный элемент в виде государства подчиняет своей воле иные общественные структурные элементы, используя систему принуждения и поощрения. Принцип разделения властей является чуть ли не основным, призванным обеспечивать свободу, законность и справедливость общества. Понятие и признаки государственной власти базируются, прежде всего, на этом главенствующем принципе.
Государственная власть в известном смысле коррелируется с политической властью. Они обе значимы и необходимы с общественной точки зрения и являются публичными. В то же время это различные явления. И здесь одно из основных, чем определяются понятие и признаки государственной власти, – масштабность воздействия. Она распространяется на всю территорию страны без исключения, а также на все население, причем не только на своих подданных, но и на приезжих. Единственное исключение в этом смысле составляет иностранный дипломатический корпус. Политическая же власть включает в себя масштаб одной политической партии.
Признаки государственной власти
К ним относятся: обязательное присутствие субъекта и объекта; законодательно закрепленные полномочия субъекта; прописанный механизм реализации; разделение властей; легитимность власти.
Последний признак имеет два аспекта. Собственно легитимность, что означает одобрение власти обществом. Это именно та госвласть, которая соответствует представлениям граждан, проживающих в этой стране. Очевидно, что эти представления основаны не на юридических нормах, а на материальных, социальных и прочих условиях.
Законное обоснование власти достигается путем ее легализации. Это абсолютно юридический аспект. В демократических и парламентских государствах легальность власти обеспечивается конституциями.
Разделяй и властвуй
О принципе разделения властей задумались более двух столетий назад. Французские просветители, в частности, утверждали, что судебная, законодательная и исполнительная власти должны быть отделимы и независимы друг от друга, чтобы обеспечивать свободу и справедливость. Объединение их в единых руках приведет к злоупотреблениям. Непрекословное исполнение законов, принятых в государстве, входит основой в понятие исполнительной власти. Законодательная соответственно предусматривает формулирование обязательных к исполнению всеми гражданами сводов законов. Понятие судебной власти, в свою очередь, предполагает справедливое вынесение вердиктов в полном соответствии с буквой закона.
Носитель законодательной власти – парламент. Именно он принимает законы, изменения в главный государственный документ – Конституцию, кроме того, утверждает состав правительства, бюджет, принимает поправки в Налоговый кодекс, ратифицирует международные документы, принимает решения об объявлении войны. В России он представлен Федеральным собранием, которое имеет две палаты: верхнюю – Совет Федерации, и нижнюю – Госдуму.
Понятие исполнительной власти основывается на независимости и самостоятельности. Эта ветвь несет ряд полномочий по государственному управлению. Полномочия осуществляются через сеть государственных органов. К таким органам относятся министерства, федеральные ведомства, службы и агентства. В регионах, помимо министерств, эти функции исполняют также госкомитеты. Именно они проводят политику государственной власти в жизнь общества.
Применение права, законодательно закрепленного, в судебной практике является одним из основных элементов, входящих в понятие судебной власти. На территории России осуществляется только судами. В компетенцию входит разрешение административных и уголовных правонарушений, арбитражных споров между организациями и людьми. Кроме того, в судебных рамках проходит и оспаривание нормативных документов по вопросам их соответствия высшему закону – Конституции.