Мир профессий очень разнообразен, и в последнее время на слуху очень редкие специальности. Не каждый день на улице можно встретить сурдопереводчика, постижера, титестера, гринкипера, энолога, монстролога, стеклодувов или же мерчендайзера. Кто же они? Давайте разберемся с одной из них. Мерчендайзер - это кто? Какие обязанности у человека такой профессии? Какими знаниями должен обладать соискатель, чтобы получить такую работу?
Мерчендайзер: это кто и чем занимается?
Менеджер, который занимается продвижением товара и стимулированием роста продаж в торговых точках - кто же это? Это торговый мерчендайзер. Английское слово merchandise переводится как товары, а сама профессия возникла в США в 30-е гг. XX века.
Описание профессии
Мерчендайзинг – это стимулирование сбыта товаров. Сбыт товара возможен только благодаря взаимосвязанному комплексу мероприятий в торговых точках, а мерчендайзер – это менеджер, который воплощает эти мероприятия в жизнь. Один такой специалист может курировать 3-20 торговых площадок, что напрямую зависит от его стажа работы. Опыт работы мерчендайзером – это старт в торговле, который может помочь в карьерном развитии на районном или областном уровне. В дальнейшем можно подняться до супервайзера, менеджера по продажам или представителя компании.
Перспективы
Многие люди выбирают эту профессию, потому что знают, что это замечательное начало в торговой карьере. Поэтому зачастую мерчендайзер – это человек, который только начинает свою карьеру в коммерции.
Обязанности мерчендайзера
Мерчендайзер – это куратор многих процессов в торговой точке. Поэтому в обязанности входит следующее:
- Объезд всех точек каждый день.
- Надзор за продавцами и их внешним видом.
- Контроль наличия товара
- Логистика.
- Контроль использования полок и витрин.
- Выставление товара в торговой точке.
Резюме мерчендайзера
Многие кадровые специалисты требуют отразить в резюме соискателей такой должности следующее:
- Обязательный стаж вождения и наличие прав соответственно (в некоторых случаях необходимо наличие собственного автомобиля).
- Углубленное знание маркетинговых приемов, социологии, психологии.
- Углубленное знание законов, которые регулируют коммерцию.
Маркетинговые приемы в супермаркете
Мерчендайзер - это кто и чем занимается? Это менеджер, который знает множество способов заставить посетителей покупать определенный товар. Какие приемы использует этот специалист в своей работе?
- Применение дисконтных карт. Покупатель с дисконтной картой определенного магазина с большой долей вероятности привязывается к нему, и при выборе места для большого количества покупок отправится именно туда. Предполагается, что товар по карте будет стоить дешевле, хотя прежде чем получить небольшую скидку, приходится совершить определенное количество покупок, и не всегда по низкой цене.
- Использование определенных цветов. Согласно исследованиям, холодные цвета не привлекают внимание, а теплые побуждают оставаться в каком-то месте дольше, поэтому многие магазины используют для оформления цветовую гамму теплых оттенков, стараясь продлить время пребывания покупателей.
- Музыка. В магазинах часто играет тихая музыка, помогающая расслабиться и не спеша обходить магазин, совершая при этом покупки.
- Стойки у касс с мелким товаром. При прохождении очереди у касс покупатель, стоя в ожидании, обращает внимание на товар рядом с собой. Поэтому там обычно расположены стойки с различным мелким товаром: шоколадом, леденцами, жевательной резинкой и др. Часть ждущих в очереди обязательно приобретет их.
- Скидка при покупке большого объема. Хороший метод для реализации непопулярного товара. При получении ощутимой скидки, зависимой от количества, покупатель может приобрести больше необходимого.
- Сопутствующие товары. В магазинах располагаются рядом продукты, которые принято употреблять вместе – чай и сладости, пиво и орешки и т. д. Так покупатель не пропустит товар, дополняющий уже сделанную покупку.
- Высота расположения товара. Покупатель прежде всего смотрит на вещи, расположенные на уровне глаз, поэтому товар, который нужно реализовать в первую очередь, находится на высоте 160-180 см. (средний рост покупателя).
- Округление в меньшую сторону. Старый и действенный способ побуждения к покупке. Десятичные цифры считаются намного меньшими, чем подобные целые. При наличии на ценнике цены 1999 рублей покупатель автоматом воспримет ее как 1000 рублей (пусть и с копейками), а не как 2000. Похожий метод – исправлять цены на самом ценнике на более низкие (может, и несущественно), выделяемые жирным шрифтом с целью обратить внимание покупателя на способ экономии.
- Метод правой руки. Предназначен для правшей, которых среди населения большинство. Они ходят слева направо, при этом в первую очередь обращая внимание на середину полки справа. Именно там расположены товары с самой высокой стоимостью. С этой же целью проходы в магазинах расположены таким образом, чтобы на пути в отделы с самым ходовым товаром (молочной продукцией, хлебобулочными изделиями) и на кассу нужно было обойти весь магазин.
- Тележки с большим объемом, отсутствие ручных корзинок. Покупатель старается набрать столько покупок, чтобы тележка не выглядела пустой. К тому же, если корзина быстро заполнится или покажется тяжелой, люди стараются побыстрее пройти к кассе.
- Здоровое питание. По наблюдениям психологов, если в первую очередь покупатель приобрел что-то необходимое и полезное, он потом расслабляется и может позволить себе незапланированные покупки. Из-за этого отделы с овощами и фруктами часто расположены у входа в магазин.
- Голод. При ощущении различных пищевых ароматов у человека просыпается чувство голода, и он покупает больше продуктов, чем это необходимо. Поэтому отделы с выпечкой и кулинарными изделиями расположены в начале магазина, чтобы уже при входе в торговый зал у покупателя пробудился аппетит.
Это основной, но далеко не полный список способов побудить покупателя к совершению как можно большего числа покупок. Каждый мерчендайзер знает его в совершенстве и умеет использовать на практике.