Значение воинской дисциплины сложно переоценить. Во все времена только при высокой исполнительности солдат командование могло рассчитывать на успех и победу. Рассмотрим далее задачи воинской дисциплины.
Общие сведения
Принципы, на которых базировались воинская дисциплина и порядок, в разных формированиях были различными. В 18 столетии многие страны использовали прусскую систему воспитания и обучения. Она предполагала слепое повиновение солдат, механическое исполнение ими команд. При этом служащие рассматривались как механизмы, не думающие и не рассуждающие. Правопорядок и воинская дисциплина могут устанавливаться посредством принуждения. Однако в таком случае сложно рассчитывать на активность, самоотверженность, инициативность солдат. В качестве высшей формы подчинения выступает добровольная, осознанная убежденность человека в необходимости выполнять свой общественный долг.
Что такое воинская дисциплина?
Она представляет собой точное и строгое соблюдение определенных правил всеми служащими. В РФ их устанавливает законодательство и Устав вооруженных сил Российской Федерации. В настоящее время роль этих правил существенно возросла. Это обусловлено внедрением в служебную деятельность новейшей техники, оружия, необходимостью усилить защиту границ государства. Все это, в свою очередь, повышает требования к солдатам. Устав вооруженных сил Российской Федерации особое внимание уделяет организованности, исполнительности служащих в мирное время. Без них невозможна эффективная подготовка служащих к боевым действиям.
Методы воспитания
Чем достигается воинская дисциплина? В первую очередь усилия командного состава направлены на воспитание у служащих высоких боевых и морально-психологических качеств. Необходимо добиться сознательного повиновения солдат. Неотъемлемым элементом воспитания выступает обеспечение в частях и подразделениях исполнения требований устава. Командиры и начальники должны умело сочетать и правильно применять меры поощрения, убеждения и принуждения. При повседневной требовательности к подчиненным они должны проявлять заботу о солдатах.
Обязанности служащих
Российская армия предъявляет к солдатам и офицерам достаточно жесткие требования. Соблюдение их необходимо и в повседневной жизни, и в бою, вне строя и в строю, за пределами и внутри частей. Воинская дисциплина требует от каждого солдата:
- Преданно и верно служить государству, быть готовым защищать его территориальную целостность и суверенитет.
- Строго соблюдать положения Конституции и иных законодательных актов, требования воинских уставов и присяги, исполнять беспрекословно и точно в срок приказы начальников и командиров.
- Стойко переносить сложности службы, не жалеть своей жизни, выполняя свой долг.
- Непрерывно совершенствовать свое мастерство, содержать в боеготовности технику и оружие, беречь имущество части.
- Быть правдивым и честным, дорожить боевой славой и честью защитника своего государства и народа, войсковым товариществом, званием.
- Вести себя достойно вне части, не нарушать общественное спокойствие, не допускать самому неправомерных поступков и удерживать от их совершения других, содействовать обеспечению защиты граждан.
Поощрения
Российская армия реализует важнейшие функции по защите государства и народа от всякого рода агрессии. Одним из средств стимулирования добросовестного исполнения солдатами своего долга выступают поощрения. Каждый командир, в рамках предоставленных ему возможностей, обязан отмечать подвиги, инициативу, отличие и усердие служащих. Поощрения могут быть объявлены перед строем, лично, в приказе или на совещании. Вручение наград отличившимся солдатам проходит обычно в торжественной обстановке. Вместе с объявлением приказа о поощрении служащие получают деньги или ценные подарки, фотографии, сделанные при развернуом знамени части. Кроме этого, зачитываются сообщения на родину либо по месту работы, жительства или учебы об образцовом исполнении служащими их долга и полученных поощрениях.
Воинская дисциплина и ответственность
Кроме поощрений за достижения, для служащих предусмотрены и взыскания. Они, как и поощрения, направлены на укрепление воинской дисциплины. При установлении вины и меры взыскания во внимание принимаются разные факторы. В частности, учитывается прежнее поведение солдата, обстоятельства, в которых совершен проступок, и последствия, которые возникли в связи с таким поведением, продолжительность пребывания виновного на службе. Строгость взыскания усиливается, если нарушение воинской дисциплины имело место при боевом дежурстве или в ходе исполнения иных обязанностей, а также в состоянии опьянения. К солдатам, проходящим срочную службу, могут применяться такие наказания, как:
- Выговор.
- Лишение увольнения.
- Строгий выговор.
- Назначение наряда вне очереди.
- Арест с помещением на гауптвахту (до 10 сут.).
Проблемы
Воинские части решают в настоящее время различные сложные задачи. Особую актуальность представляет проблема укомплектованности личного состава. В этой связи важно, чтобы каждый солдат с пониманием относился к требованиям, которые ему предъявляются. Человек должен служить не из страха, а за совесть. Поддержание воинской дисциплины обеспечивается не только за счет влияния командного состава, установленных правил и норм. Немаловажное значение имеет и самовоспитание солдат.
Оно предполагает целенаправленную деятельность служащих, способствующую не только ослаблению или усилению тех или иных личных качеств, но и формированию новых, ранее отсутствующих. Как показывает анализ контингента призывников последних лет, многие из них воспитывались в неполной семье, пребывали под влиянием неблагоприятного окружения, разных неформальных объединений. В результате такие солдаты чаще допускают самовольные отлучки, употребление спиртного и прочие проступки. Воинская дисциплина предполагает понимание солдатом, что формирование у него качеств, которые отвечают интересам службы, требованиям присяги, не является самоцелью. Это насущная потребность уклада жизни в части или подразделении.
Самооценка
Оно играет ключевую роль в регулировании поведения солдата во внеслужебной и служебной деятельности. В качестве мощного стимулирующего фактора выступает нежелание утратить доверие товарищей. Воинская дисциплина тесно связана с самооценкой и самоанализом. Они отражают жизненную позицию служащего, определяют его отношение к обязанностям. Благоприятно на воспитание влияют примеры командиров и сослуживцев уважительного отношения к традициям, установившимся в части. Эффективны также взаимные оценки и характеристики солдат. Анализируя при коллективных мероприятиях поведение товарищей, солдат или матрос невольно проводит сравнение. В процессе он дает оценку и собственным действиям.
Самоанализ
Он представляет собой более высокую степень самосознания. Самоанализ предполагает мысленное разделение солдатом своей деятельности, поведения, поступков на составляющие с последующей их оценкой. В данном случае простая констатация "это плохо, а это хорошо" служащего не устраивает. У него возникает потребность получить ответ, что именно плохо, как исправить положение. При этом важно, чтобы самоанализ был направлен не только на отрицательные моменты, но и на положительные. В этом случае солдат не будет замыкаться в себе, испытывать комплексы. Напротив, он будет стремиться самостоятельно справляться с проблемами и совершенствовать положительные качества. Важно, чтобы служащий учился сам находить причины своих неудач и умел делать соответствующие выводы.
Самоконтроль
Воинская дисциплина - это не только следование установленных "внешних" правил. Она включает в себя и самостоятельное контролирование внутренних позывов, умение критически посмотреть на свои поступки с учетом требований, предъявляемых службой. Как показывает практика, чем выше требовательность в коллективе друг к другу, тем сильнее она проявляется каждым воином к себе лично. Для самоконтроля необходимы самообладание и выдержка, способность подавлять действия и побуждения, противоречащие нормам поведения, установленным в части. Эти качества формируют базу морально-волевой стойкости солдата. Четкий порядок в подразделении, налаженный процесс подготовки, бдительность при несении внутренней и караульной службы оказывают активное влияние на ее развитие.
Сознательность
Она представляет собой поведение солдат, обусловленное верным пониманием сущности, необходимости, роли и задач установленных требований и норм как ключевого фактора боевой готовности и мощи ВС РФ. Сознательность в данном случае отражает глубину, уровень восприятия правил как особого общественного явления. В качестве характерного признака сознательности выступает наличие мотивов поведения солдат, которые обуславливаются твердыми личными убеждениями в полезности и необходимости воинской дисциплины, пониманием своего долга, индивидуальной ответственности перед коллективом, народом, государством за свое поведение. Именно они являются непосредственной внутренней причиной осознанного исполнения правил, соблюдения требований и норм.
Суть явления
Как известно, совершенствование военного дела постоянно требует уточнения тех или иных положений присяги, законов, правил, наставлений и пр. Для эффективной совместной деятельности служащих между ними устанавливаются определенные отношения. Действия солдат в пределах этих взаимодействий, собственно, координируются правилами, требованиями, изложенными в уставах, законах, приказах. Такое положение дел характерно не только для служебной, но и для обычной жизни. В гражданском обществе установлен определенный порядок. Он реализуется также через соблюдение комплекса предписаний. В уставном определении правила и порядок выступают в качестве признаков воинской дисциплины. Вероятно, в нем не все до конца продумано. В частности, в определенной степени игнорируется факт, что целью дисциплины выступает установление порядка. Что касается правил, то они выступают как некие духовные образования, близкие или тождественные нормам, методам, принципам, способам действий, за счет которых обеспечивается достижение цели.
Личное положительное отношение к требованиям
Оно заключается в дисциплинированности служащего. Являясь одним из качеств солдата, она выражается в отношении его личного сознания к установленным правилам. Она отражает его способность выстраивать свое поведение в соответствии с требованиями. Между тем отношение к дисциплине может быть и отрицательным и, соответственно, выражаться в недисциплинированности служащего. Именно поэтому важно понимать характер осознания солдатом необходимости выполнения поставленных требований. В дисциплинированности, то есть в положительном отношении к правилам, отражено духовное состояние человека.
Методы улучшения ситуации
Для повышения качества деятельности, направленной на укрепление дисциплины в воинских частях, необходимо предпринимать определенные меры. В частности, следует:
- Добиваться усиления личного воздействия должностных лиц на процессы, имеющие место в воинских коллективах, критичной оценки поведения и результатов деятельности солдат. В задачи командного состава входит недопущение разделения обучения и воспитания. Как показывает практика, эти процессы тесно взаимосвязаны, и их дифференциация противоестественна. Совершенно неприемлемы попытки некоторых командиров взять на себя только обучение, а воспитание переложить на офицеров. Такая деятельность не приносит успеха ни в той, ни в другой сфере.
- Учить командиров, работников воспитательных подразделений, штабы умению своевременно и верно оценивать сложившуюся ситуацию, в оперативном порядке вносить необходимые корректировки в стиль работы.
- Качественно улучшать воспитание и обучение офицерского состава, в особенности в рамках звена рота-полк.
- Совершенствовать и широко внедрять систему материального и морального стимулирования добросовестного труда.
- Поднимать эффективность личной воспитательной работы с разными категориями и группами служащих, профилактических мероприятий с лицами, имеющими склонность к совершению неправомерных действий.
Заключение
В ходе воспитания и укрепления воинской дисциплины командный состав действует в самых разных направлениях, решает множество проблем. Основной упор при этом делается на совершенствование знаний служащих о существующих требованиях и правилах. На их основе формируется готовность и способность соблюдать установленные нормы. Воспитание солдат невозможно без совершенствования индивидуальной дисциплинированности, точного следования требованиям внутренних норм, правил поведения.
В этой связи в программу обучения должны быть включены вопросы, касающиеся развития личных положительных качеств служащих. Необходимо создавать такие условия, в которых солдаты самостоятельно будут стремиться выполнять дисциплинарные требования. При этом такое поведение должно стать нормой жизни и распространяться не только на время их пребывания в части, но и за ее пределами. Служащих российской армии должна отличать собранность, готовность, бесстрашие. Они должны с честью выполнять свой долг, обеспечивать надлежащую защиту своего государства и народа, быть достойными гражданами своей страны и служить примером, образцом для всех. Это достигается неукоснительным следованием установленных требований, соблюдением воинской дисциплины, жестким самоконтролем, постоянным совершенствованием своих личных качеств и боевых навыков.