В России активно ищут эффективные рычаги управления пенсионной системой. Принципы, заложенные в СССР, из-за демографического кризиса перестают работать, а новации 2000-х годов оказались малорезультативными. Чиновники уповают на повышение возраста выхода на пенсию, а экономисты с расчетами доказывают, что этот радикальный и болезненный для общества шаг не принесет ощутимых плодов.
Принцип солидарности
Основанная на принципах солидарности поколений пенсионная система (ПС) советского государства, где пенсионный возраст выхода на пенсию был самым низким в мире, в силу ряда объективных причин исчерпала свои возможности. Необходимость реформирования этой сложной структуры была продиктована также процессом перехода РФ к рыночной экономике.
Первый шаг «новой России» к современному видению пенсионного обеспечения был сделан в 1995 году: тогдашнее правительство утвердило обновленную концепцию ПС (№ 790) для будущих поколений. Прерогативы остались благородными:
- гарантированное конституционное право на получение пенсий;
- финансовая стабильность ПС;
- устойчивое развитие системы на фундаменте бюджетного финансирования и страхования;
- возраст выхода на пенсию оставался неизменным: мужчины 60 лет, женщины – 55.
Также сохранился принцип солидарности поколений.
Система уровней
В Концепции было предусмотрено будущее построение ПС, которое устанавливало три уровня системы государственных пенсий:
- Первый уровень – базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную.
- Второй – трудовая (страховая), размер которой пропорционально зависел от продолжительности страхования, величины взносов каждого конкретного лица и его заработка.
- Третий уровень системы ПО – негосударственные пенсии.
Концепция предусматривала два вида негосударственных пенсий: дополнительные профессиональные пенсионные системы конкретных организаций, территорий и отраслей экономики, а также личное пенсионное страхование граждан, накопивших средства в пенсионных фондах либо страховых компаниях.
Новейшая реформа 2013-2015 годов
Перед утверждением очередной пенсионной реформы все понимали, что уменьшение возраста выхода на пенсию произойдет еще не скоро. Напротив, стоит вопрос о поэтапном его увеличении. В целом базовые постулаты системы остались прежними. Документ отличается новой формулой расчетов пенсий, где приоритетными являются:
- стаж работника;
- размер заработка;
- возраст выхода на пенсию.
Гражданам 1967 года рождения и младше дано право самим определиться, накапливать ли пенсионные средства дальше, либо возвратить в страховую часть. Самозанятым лицам придется увеличивать страховые платежи до общего уровня пенсионных выплат. Ожидаются изменения в порядке досрочных пенсий. Скорее всего, почувствуют изменения в ПС работающие пенсионеры. Минимальный трудовой стаж, оцениваемый по количеству лет оплаты страховых взносов, поэтапно будет повышен до 15 лет.
Ожидать ли повышения
Заявления профильных министров, президента В. В. Путина и депутатов предполагают, что выход на пенсию, возраст которой у нас самый щадящий, будет увеличен. Процесс проходить будет поэтапно, но не безболезненно.
Минфин утверждает, что пенсионный возраст можно и не повышать, однако для этого придется заметно снизить уровень жизни стариков (за счет низких пенсий) и увеличить налоги, причем ощутимо. Первый вариант неприемлем и негуманен для страны, претендующей на роль мировой державы, второй не одобряет президент. Владимир Владимирович категорически против повышения налоговой нагрузки для несырьевого бизнеса (что логично на фоне эмбарго и общемирового кризиса). Большинство стран этот «Гордиев узел» разрубили увеличением сроков выхода на покой, и России, похоже, не избежать подобного.
Решит ли проблему более поздний выход на пенсию
Возраст, при котором пожилые люди смогут отдохнуть от производственно-организационных проблем, планируется увеличить, однако четкого сигнала и исчерпывающей информации нет. Предположительно, он постепенно повысится до 65 лет для обоих полов.
Только в 2016 году, согласно теоретическим выкладкам, общероссийский бюджет сэкономит 70 миллиардов рублей (более миллиарда долларов), если увеличится возраст выхода на пенсию мужчин и женщин на 1 год. В рамках страны – сумма несерьезная.
Об этом говорит и Оксана Дмитриева, зампред Комитета по бюджету Госдумы. По расчетам сэкономленных ресурсов для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ (ПФР) не хватит. Если новые инициативы пройдут все чиновничьи инстанции, то в 2016 году на год сместится выход на пенсию: возраст женщины для права получения пенсии составит 56 лет, мужчины – 61 год.
Экономия на этой возрастной группе за год составит 60-70 млрд рублей. Более существенная экономия ожидается только через 10 лет, когда возраст женщин для пенсионного обеспечения составит 65 лет. В 2015 году ожидаемый дефицит средств ПФР будет на уровне 623 миллиардов рублей, соответственно, сэкономленные ресурсы теоретически покроют лишь 10-12% бюджетного дефицита. На практике же эти суммы могут снизиться вдвое: одни люди уйдут по инвалидности на пенсию, другие не смогут в таком возрасте удержаться на рабочих местах, а тем более подыскать новую работу, соответственно, им придется выплачивать пособия по безработице. В итоге, приводит доводы Оксана Дмитриева, из теоретических 70 миллиардов останется около 30 млрд рублей экономии, что несущественно ни для федерального бюджета, ни для ПФР.
Разумная альтернатива
По мнению специалистов Комитета Госдумы, более продуктивной будет отмена накопительных пенсий. Данный шаг даст прибавку в ПФР от 300 до 400 миллиардов ежегодно. А если перевести в страховую пенсию средства, направляющиеся на ее накопительную часть и аккумулирующиеся в негосударственном ПФ и ВЭБ (Внешэкономбанке), сумма увеличится до 2 триллионов рублей! То есть проблема пенсионных обеспечений вообще исчезнет.
Не ускользнул от депутатов статистический факт, что для Российской Федерации характерна печальная тенденция уменьшения разницы между средней продолжительностью жизни мужчин и их выходом на заслуженный отдых. К сожалению, такая статистика неутешительна. Поэтому увеличение возраста выхода на пенсию демографически не оправдано. К слову, для женщин эта разница, наоборот, большая – 20,89 лет. Дискуссии по этим вопросам продолжаются.
Кстати, недавно россиянам предоставили право определять самим, когда выходить на заслуженный отдых: чем позже – тем большая пенсия будет предоставляться. Со временем эта альтернативная и продуманная инициатива частично покроет дефицит ПФР.
Пенсионный возраст у соседей
В Беларуси пенсионные сроки аналогичны российским: 55 и 60 лет (для женщин и, соответственно, мужчин). В связи с ближайшими выборами, разговоры об изменении сроков открыто не ведутся, но предполагаются. Возможно, власти желают унифицировать этот вопрос с Россией, соответственно ждут завершения пенсионной реформы. Возраст выхода на пенсию военнослужащих, силовиков с 45 лет планируется довести до 50 (то есть выслугу лет повысить с 20 до 25 лет) либо не засчитывать время, проведенное в учебных заведениях.
В других государствах СНГ и Балтии он давно повышен. Так, на 2 года увеличен возраст выхода на пенсию для всех в Молдове и Азербайджане, на 3 года – в Казахстане и Таджикистане. В Латвии он для обоих полов составляет 62 года. В Армении и Эстонии возраст, при достижении которого может устанавливаться пенсия по старости для мужчин, составляет 63 года. К 2016 году в Эстонии такой же критерий будет установлен и для женщин (в Армении уже принято аналогичное решение).
Объективная реальность
Зарубежные коллеги и чиновники непрестанно указывают, что в РФ и соседней Беларуси наблюдается самый минимальный возраст выхода на пенсию в мире. Однако авторитетные ученые на основе расчетов и исследований обоснованно доказывают, что для каждой нации (государства) есть свой пенсионный порог, обусловленный генетическими особенностями народов и условиями проживания.
На протяжении длительного времени органами власти и управления предлагается повысить пенсионный возраст с тем, чтобы оптимизировать экономическую нагрузку пенсионной системы. Однако ни биологические особенности, ни состояние здоровья лиц старших возрастных групп, ни социально-экономические факторы не дают оснований для повышения пенсионного возраста.
Старение населения
В России, как и в большей части остального мира, население стареет. Доля пожилых людей увеличивается, трудоспособных – сокращается. Если в 1985 году население старше 65 лет составляло 10%, то в 2007-м – около 15%. Кроме того, на пенсию по возрасту уже массово выходят «дети» послевоенного демографического бума. По мнению специалистов, говорить о необходимости сдвигания пенсионного порога следует при соотношении работающих и пенсионеров 1:2, а оно ожидается не раньше, чем через 20-25 лет. Ныне это соотношение составляет 1:1,6, что позволяет работающему населению прокормить пенсионеров.
Низок ли пенсионный возраст?
Объективно – нет! Продолжительность жизни у нас короче, нежели в других развитых странах, в которых пенсионный возраст выше, и обусловлено это не генетическими особенностями людей, а сложившимися условиями. О низком качестве жизни россиян отмечалось в докладе Всеобщей конференции профсоюзов, ООН и других организаций. В частности, в нем указано, что по прогнозам в России покупательская способность пенсий может достигнуть уровня счастливого 1990 года (при благоприятных условиях) к концу 2015 г. Но экономический кризис наверняка сместит эти расчеты.
Вопрос пенсионного возраста тесно связан с вопросом сохранения общей и профессиональной трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. Во второй половине XX века министр здравоохранения СССР Е. М. Чазов писал, что в возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться 80% людей, но при этом лишь ⅓ – на прежнем рабочем месте, а ⅔ – с неполным рабочим днем либо на дому. Данные выкладки актуальны и сейчас.
В приоритете – повышение трудоспособности
Одним из приоритетов должен стать вопрос о том, как сохранить трудоспособность. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) среди стран, население которых продолжает оставаться трудоспособным после достижения пенсионного возраста, лидируют Япония, Исландия, Швейцария и Ирландия. Самые низкие показатели в «рейтинге» трудоспособности населения – у Бельгии, Италии, Германии и Испании.
Даже если не учитывать такое печальное обстоятельство, что некоторые граждане не доживут до пенсионного возраста, ибо даже сейчас в России до этого момента не доживает половина мужчин, то следующей проблемой являются сложности с трудоустройством. Ведь уже сейчас трудно устроиться на работу в предпенсионном возрасте, так как некоторые работодатели оценивают лиц, принимаемых на работу, в первую очередь по возрастному цензу, хотя это не всегда соответствует реальной оценке их профессионализма.
Зарубежный опыт
Естественным образом возникает вопрос об источнике доходов этой категории граждан. Поднимая пенсионный возраст, государство должно принять меры на обеспечение занятости лиц предпенсионного возраста. По этому вопросу может быть использован опыт Новой Зеландии. Взвешенная экономическая политика этого государства позволила за 9 лет поднять уровень занятости населения, достигшего 60 лет, с 33% до 64% для мужчин, и с 16% до 42% для женщин, а в итоге – относительно безболезненно поднять пенсионный возраст до 65 лет.
В РБ и РФ пенсионный возраст дифференцирован по признаку пола. Для женщин он установлен на 5 лет ниже, нежели для мужчин. В большинстве развитых стран этот показатель одинаков. Политики и специалисты в области права соцобеспечения все чаще предлагают устанавливать одинаковый пенсионный возраст. Свои предложения они аргументируют тем, что в Японии, Германии, США, Канаде, Латвии, Эстонии и некоторых других странах пенсионный возраст не дифференцирован по признаку пола, а также тем, что продолжительность жизни дам в большинстве стран на 6-12 лет больше, чем у джентльменов, и они находятся на пенсии больший срок, нежели мужчины, то есть их заслуженный отдых более длительный.
Различий в возрасте не должно быть, если исходить из принципа равенства прав застрахованных в пенсионном страховании. Но, учитывая, что на женщин падает основная нагрузка по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства, по мнению геронтологов, целесообразно сохранить для них пониженный возраст выхода на пенсию.