Рубрики
...

Основания для введения режима чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение — это такой правовой режим, который предусматривает ограничение законных прав и физических и юридических лиц. Это возлагает на них некоторые дополнительные обязанности и особый порядок деятельности. Режим чрезвычайного положения вводится только в особых случаях и делается это для того, чтобы максимально обеспечить безопасность граждан, а также защиту конституционного строя государства. Такой порядок способствует тому, что устраняются обстоятельства, которые могут являться факторами угрозы, и восстанавливается законность и правопорядок, а чрезвычайная ситуация нормализуется.режим чрезвычайного положения

Помощь и содействие

Законодательство, регламентирующее положения о чрезвычайных ситуациях, призвано оказать исполнительным органам власти помощь в устранении угрозы безопасности. Дать ей возможность восстановить правопорядок всеми доступными ей законными средствами. А также добиться защиты конституционных прав граждан.

Круг мероприятий

С помощью введения режима чрезвычайного положения определяется круг административных мероприятий, которые эффективно противостоят экстремальным условиям, возникшим на определенной территории государства.

В правовой регламентации данного режима заинтересованы не только должностные лица, которые его обеспечивают, но и граждане, проживающие на территории введения правового режима чрезвычайного положения. Первые – потому, что это предоставляет им возможность обоснованных и оперативных действий, а вторые – потому что гарантирует их безопасность и соответствует нормам закона об их личных правах и свободах.

Основания для введения режима чрезвычайной ситуации

К основаниям для введения режима чрезвычайного положения относятся:

1. Ситуации, которые носят социальный, либо политический характер, и могут выражаться в попытках изменения существующего конституционного строя, либо захвата и присвоения власти, а также в вооруженном мятеже, блокировке особо важных стратегических объектов, подготовке вооруженных формирований; разнообразных конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями, которые могут создавать угрозу для жизни либо безопасности мирных граждан, а также нормальному функционированию органов государственной власти.правовой режим чрезвычайного положения

2. Ситуации, которые носят криминогенный характер, что может выражаться в террористических актах либо массовых беспорядках. Какие еще основания для введения режима чрезвычайного положения существуют?

3. Ситуации, связанные с техногенными или природными обстоятельствами, всевозможными эпидемиями, а также эпизоотиями, которые возникли в результате природных явлений, стихийных бедствий, аварий или катастроф, которые повлекли либо могут повлечь человеческие жертвы, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, либо определенные материальные потери, нарушений условий жизни граждан, и требуют при этом проведения масштабных действий по нормализации ситуации.

Условия объявления режима ЧС

Возникновение подобных чрезвычайных ситуаций не означает, что правовой режим военного и чрезвычайного положения будет введен автоматически. Помимо наличия фактических обстоятельств для его установления, в законе указаны еще и определенные условия, которые обязательны для объявления такого режима.

Угроза жизни и здоровью населения

При возникновении обстоятельств социального или природно-техногенного характера должна возникнуть такая ситуация, которая будет реально угрожать жизни и здоровью населения, либо конституционному строю государства, и устранение этой ситуации не представляется возможным без введения режима ЧС. При возникновении таких ситуаций, как правило, используются максимально срочные и неотложные меры для нормализации обстановки, и часто введение режима ЧС при этом не требуется.режим военного и чрезвычайного положения

Указ Президента РФ

Режим чрезвычайного положения вводится исключительно Указом Президента РФ, а в отдельных субъектах страны – режим ЧС может ввести глава исполнительной власти такого субъекта. Указ Президента в течение трех суток должен быть одобрен Советом Федерации, однако в противном случае он утрачивает свою законную силу.

Что в нем указывается

В Указе Президента о введении на той или иной территории страны режима ЧС должны быть указаны:

- обстоятельства, которые послужили причиной введения данного режима, а также необходимое обоснование для его введения;

- границы территорий, в пределах которых должен быть введен режим ЧС;

- силы и средства, которые способны обеспечить данный режим;

- перечень особых мер, а также пределы их действия, список ограничений прав и свобод граждан, иностранных гостей, лиц без гражданства;

- перечень государственных органов, которые должны способствовать обеспечению мер, применяемых в случае введения режима чрезвычайного положения, и которые несут ответственность за их неисполнение;

- дата вступления в силу данного Указа, а также сроки введения и действия ЧС.обеспечение режима чрезвычайного положения

Данные положения обязательны, но помимо них, в указе допускается и содержание любых дополнительных сведений, например, о силах и всех необходимых средствах для устранения ЧС, поручениях Правительству РФ, либо другим федеральным органам власти.

Срок

Срок, на который производится обеспечение режима чрезвычайного положения во всей стране, не должен быть больше одного месяца, за исключением отдельных местностей, где такой срок составляет два месяца. После окончания таких сроков, режим ЧС считается прекращенным, кроме тех случаев, когда новым Указом Президента РФ такой срок продлевается. Президент имеет право досрочно отменить свой указ, но только в тех случаях, когда обстоятельства, ставшие основанием для введения режима ЧС, устранены.

Так как в одном документе урегулировать все вопросы, связанные с возникновением ЧС, невозможно, Президентом издаются другие акты, которые определяют компетенцию органов, призванных устранить причины возникновения ЧС, а также порядок осуществления специальных мер по ликвидации ЧС.

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:режим чрезвычайного положения вводится

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться - частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например – комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры – эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.силы и средства обеспечивающие режим чрезвычайного положения

Определение специального лица

Для максимального достижения целей введения режима ЧС, в указе Президента определяется специальное лицо, которое призвано осуществлять руководство действиями по нормализации ситуации, которое называется комендантом.

В обязанности коменданта входит:

- издание приказов и распоряжений, которые обязательны к исполнению на территории введения ЧС;

- установление времени комендантского часа;

- определение режима въезда и выезда;

- установление порядка хранения и приобретения оружия, продуктов питания, лекарственных средств;

- определение мест хранения и содержания изъятого оружия и боеприпасов;

- выдворение за пределы территории ЧС правонарушителей;

- оповещение населения о порядке соблюдения режима ЧС, а также о мерах, которые применяются для нормализации ситуации и т.д.

меры режима чрезвычайного положения

Оперативный штаб

Для того чтобы координировать действия сил и средств, которые обеспечивают правильное функционирование режима ЧС, посредством указа Президента, может быть организован специальный оперативный штаб. В него должны входить представители тех органов, которые осуществляют деятельность по устранению причин и последствий ЧС, а руководство таким штабом должен осуществлять комендант области, на которой был введен режим чрезвычайной ситуации.

Также рассмотрим силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Сюда можно отнести федеральные органы безопасности, органы уголовно-исполнительной системы, органы внутренних дел, органы по ЧС, делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихии, внутренние войска, дополнительные силы, которые привлекаются в крайне редких случаях (Вооруженные Силы РФ, воинские формирования и органы, другие войска).