В коммерческой практике приходится выступать как кредитором, так и заемщиком. В первой ситуации возникает положение, когда партнеры по тем либо иным причинам не погашают долг своевременно, либо в принципе не исполняют свои денежные обязанности. Но подобные финансовые ситуации должны быть надежно отражены в бухучете и финучете фирмы. Для этого создается особый резерв, называемый сомнительным.
Рассмотрим создание резервов по сомнительным долгам, способы учета, учетные записи, которые сопровождают данный процесс, а также аспекты списаний.
Понятие и сущность
С целью формирования реальной информации о состоянии дебиторки в компании, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Для начала определим понятие сомнительного долга.
Дебиторская задолженность компании, которая, вероятнее всего, не будет полностью погашена, считается сомнительной. Об этом говорят следующие факторы:
- нарушение напарниками сроков по выплате средств по долгам;
- получение данных о серьезных финансовых сложностях с партнером-должником;
- отсутствие дополнительных гарантий (залог, депозит, банковская гарантия, собственность и т. д.).
Выявление сомнительной задолженности осуществляется путем инвентаризации расчетных счетов:
- по кредитам и займам;
- по товарам реализованным;
- по оплате за выполненную работу;
- за авансовые платежи продавцам.
Чтобы нужным образом отразить данный вид долгов фирмы в балансе, компания формирует специальный тип резерва, который должен служить оценочным показателем для бухучета. Это значит, что размер долга в балансе должен быть отражен методом вычета из него средств, которые были выделены в резерв. В содержании затрат либо доходов нужно показать:
- создание этого резерва;
- его повышение;
- сокращение средств.
Сомнительный долг, в соответствии с которым организации делают резервы, бухгалтерское и налоговое законодательство характеризуют практически идентично. Они подразумевают под ним долг подрядчика, который существует перед организацией. Этот долг оказывается:
- неоплаченный в течение срока, обозначенного в договоре, либо с высокой степенью вероятности неуплаты в данном периоде;
- не оплачен в течение срока, обозначенного в договоре, и не обеспечен гарантиями в виде залога.
В итоге, правила бухгалтерского учета, в отличие от налогового законодательства, разрешают систематизировать как сомнительные долги, не только те задолженности, которые уже истекли, но и долги, выплата которых по любым причинам вызывает аргументированные колебания. Это значит, что понятие сомнительной задолженности в бухгалтерском учете интерпретируется более обширно.
Законодательство
Государственное регулирование вопросов, которые связаны с резервом, осуществляется следующими документами:
- Налоговый кодекс России (часть 2).
- ПБУ 4/99.
- ПБУ 21/2008.
Основы создания
Особенности формирования резервов по сомнительным долгам формально не определены законом. Организации должны без помощи других создавать надлежащие положения и устанавливать их во внутренних положениях. Потому нужно учесть принятые особенности регулирования финансовых резервов компании. Среди них:
- основание создания: для этого вида резервов требуются показатели инвентаризации дебиторки;
- размер сумм отчислений может быть определен индивидуально для каждого контрагента (аналитический учет сомнительных долгов). При всем этом учитывается доходность каждого контрагента (настоящая финансовая возможность и возможность полного либо частичного взыскания задолженности);
- метод создания резерва может быть выбран организацией без помощи других, отталкиваясь от специфичности бизнеса и нюансов самого долга.
Существует три вероятных метода создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный: сумма начислений рассчитывается в каждом отчетном периоде (месяце, квартале) методом расчета процента от суммы долга, который может варьироваться в зависимости от степени отсрочки платежа;
- экспертный: расчетный размер долга, который не будет выплачен вовремя, в разрезе каждого должника будет равен сумме резервных отчислений;
- статистический: данные исследуются за несколько периодов одновременно по различным видам долгов.
Организация обязана зарегистрировать установленный вариант расчета и его особенности в собственной учетной политике. Необходимо зарегистрировать надлежащие условия для каждого типа задолженности. К примеру, для способа интервалов должны быть указаны расчетный период и процент вычетов; для экспертного - аспекты состоятельности должника и др.
Образец приказа создания резерва по сомнительным долгам составляется в форме приказа от руководителя. В нем обязательно отражаются данные: учитывается НДС или нет, срок оплаты, условия создания.
Цели создания
Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.
Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:
- по истечению трех лет;
- если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
- в случае устранения и ликвидации контрагента;
- под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.
Общие правила формирования
При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:
- формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
- предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
- формируется с разделением долгов по аналитике;
- резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
- при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.
Проведение инвентаризации
Основанием создания подобных сумм резерва является инвентаризация по финансовым обязательствам компании, которая проводится с установленной частотой. Данная процедура является нормальной практикой компаний при составлении годовой отчетности и формировании резервных отчислений. Она осуществляется специально созданной комиссией по нормам законодательства. Конечным результатом является составление требуемой документации, например, акт по форме ИНВ-17. К акту прикладывается справка, в которой указаны расшифровки по всем позициям. Акт подписывается членами комиссии, которые принимали участие в процедуре.
Учет в бухгалтерии и у налоговиков
Особенности создания резервов по сомнительным долгам в бухгалтерии и у налоговиков существенно различаются, в связи с тем, что эти виды учета имеют разные цели. Сравним правила, специфичные для обоих видов учета в отношении резерва:
- Обязательность создания. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете составляется в соответствии с абз. 1 п. 7 правил бухучета. При использовании метода начисления в налоговом учете, бухгалтер решает, создавать этот резерв для налогового учета либо нет (это право отражено в ст. 266 (3) НК РФ).
- Характер отчислений. Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определяется, как «прочие расходы», а для налоговиков они должны включаться во внереализационные расходы.
- Трактовка сомнительного долга. Для бухучета, с целью компенсации резерва, может использоваться любая сумма долга, которая была не погашена в срок, а для налогового учета в качестве таких долгов могут быть только просрочки оплаты товаров.
- Определение суммы отчислений. В бухгалтерии размер отчислений и его определение закреплено за бухгалтером (с учетом специфичности задолженности), а для налоговиков эта сумма четко определяется НК РФ.
- Суммарный объем фонда. В бухгалтерском учете он не ограничен, а в налоговом учете определен в размере, не превышающем 1/10 от выручки.
Условия для формирования
Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:
- Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
- После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
- В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
- Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
- если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
- если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.
Отражение в бухучете
Так как отчисления в данный резерв являются динамикой расчетного значения, то их отражение в балансе связано с определенной цикличностью. Они включены в затраты периода, в котором произошли перемены в изменении активной части резервных сумм. Потому сведения о состоянии резерва должны быть включены в каждый бухгалтерский отчет.
Проводим по бухгалтерии. Признание резервов должно производиться в дебете 91 "Прочие доходы и расходы" и в кредите 63:
- Проводим безнадежные суммы долга. Если долг, который до этого был указан как сомнительный, считается безнадежным, то его резерв будет зачтен из дебета счета 63, который корреспондируется с 62-го либо 76-го. Если сумма безнадежных долгов превосходит сумму резерва, их нужно списать в дебете 91. Если списан долг с истекшим сроком, то он должен храниться на счете 007 за балансом в течение пять лет в случае возвращения состоятельности должника и вариантов гашения.
- Проводим оплату частями. Если платеж от должника был получен частично, то это оказывает благоприятное влияние на динамику резервных средств, что должно быть отражено в качестве дебетового платежа счета 63 счета «Резерв по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91.
- Проводим неиспользованный резерв. В ситуации, когда резерв не может быть использован до конца отчетного года, который следует за периодом, в котором он был создан, то данную стоимость в балансе следует включить в финансовые результаты по итогам этого года по Дт № 63, Кт 91 "Прочие доходы и расходы".
- Проводим, как налоговые обязанности. Если ведется только обязательный учет резервирования, а налогообложение не проводится, постоянные налоговые различия должны признаваться как налоговые обязанности, отражая их в дебете 99 и кредите 68.
- Отражение в бухбалансе. Для отражения сомнительных долгов в балансе предусмотрена строчка 1230. Она отражает сумму долгов за вычетом предназначенного для них резерва. Создание либо дополнительные ограничения резерва исполняются по строке 2350 финансовой отчетности («Прочие расходы»). Раздельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» не отражается в балансе, итоговая стоимость дебиторской задолженности просто уменьшается соответственно.
Примеры
ПРИМЕР 1. В компании после ежеквартальной инвентаризации установлена сомнительная дебиторская задолженность в сумме 12 т. руб., по расчетам за проданные товары. В случае этого долга был организован резерв в размере 100%. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам будут следующие: дебет 91-2, кредит 63-12 т. руб. - организован резерв для безнадежных долгов.
Спустя некоторое время должник погасил часть этих условий на сумму 7 тысяч рублей. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам: дебет 63, кредит 91-1 - 7000 руб. - резерв по погашенной дебиторке восстановлен.
ПРИМЕР 2. Ранее в организации числился сомнительный долг в сумме 10 т. руб. Резерв 7000 рублей был организован, далее он был дополнен до 100% долга. После истечения срока давности данный долг признали безнадежным и списали с убытком. Проводки по созданию резерва по сомнительным долгам:
- Дт 91-2, Кт 63 - 7000 руб. - был организован резерв по сомнительным долгам.
- Дт 91-2, Кт 63 - 3000 руб. - добавочно начисляется резерв на безнадежные долги.
- Дт 63, Кт 76 - 10000 руб. – безнадежные долги списываются за счет резерва.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Сокращение разрывов в учетах
Правила создания резервов по сомнительным долгам в БУ и НУ так различны, что нет полной идентичности между моментами, когда долг считается сомнительным и размером сформированных резервов. Попытка соединить эти факторы методом установления тех же принципов для обоих видов учета может привести к нарушению положений, которые требуют создания резервов в бухгалтерском учете
Применение 1с
У организации есть два варианта создания резерва: резерв создается только в бухучете либо в БУ и НУ. Для формирования резерва по сомнительным долгам в 1с нужно ввести опции в виде «Учетная политика».
Все зависит от способа расчета резервов в налоговом варианте учета:
- когда резерв рассчитывается ежемесячно (ежеквартально), то и в бухучете он будет определяться автоматически в такие же сроки;
- когда расчет не предусмотрен, то рассчитать его можно будет раз в год.
В 1С расчет будет по умолчанию производиться в том же порядке, что и для налогового учета, кроме ограничения по выручке 10 %. Это еще один аргумент в пользу того, что организации удобней рассчитывать резерв по правилам БУ.
Когда вводится информация по покупателям и договорам, которые не обеспечены гарантиями, необходимо обязательно проставлять срок окончания действия договора, так как именно на него программа будет ориентироваться при расчетах.
Если же по договору гарантии есть, то нужно в строке «Срок договора» проставить как можно более длительный период, тогда программа не будет включать эти суммы в расчет резервов.
Заключение
Очень часто на практике компании сталкиваются с проблемами невыплат со стороны контрагентов, особенно в ситуациях, когда речь идет о рассрочке платежей по договорам. Невыплаченные суммы могут быть получены компанией по истечению какого- то периода времени либо перейти в категорию безнадежных, когда востребовать их уже не будет никакой возможности. Последняя ситуация может отрицательно сказаться на состоянии финансов компании, так как резко возникает риск нехватки наличных средств. Чтобы избежать подобной ситуации, компании обязаны формировать специальный резерв по подобным сомнительным суммам.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в БУ и НУ значительно различается по многим вопросам. Это приводит не только к разнице во времени признания долга, но и к разнице в сумме сформированного резерва. Различия регистрируются как временные и подлежат правилам ПБУ 18/02.
Информация о суммах резервов требуется пользователям для того, чтобы знать объем таких долгов в составе дебиторки. Если срок оплаты договоров истек, то по ним организация обязана создавать резерв, особенно при отсутствии гарантий. ИП могут создавать или не создавать такие резервы на свое усмотрение.
Порядок расчета сумм может быть определен в компании самостоятельно и зафиксирован в документации в учетной политике.