Специальная оценка условий труда - важный инструмент для защиты здоровья и безопасности работников. Организации, которые ее проводят, играют ключевую роль. Давайте разберемся, какие бывают такие организации, каковы их особенности и правила работы.
Требования к организациям, проводящим спецоценку
Согласно статье 19 федерального закона, организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:
- Указание спецоценки в уставе как одного из видов деятельности
- Наличие минимум 5 аттестованных экспертов, в том числе с высшим образованием по специальностям гигиены труда
- Наличие аккредитованной испытательной лаборатории для исследований вредных факторов
При изменении состава экспертов организация обязана в течение 10 дней проинформировать об этом контролирующие органы. Также организация должна сообщать о сокращении области аккредитации своей лаборатории.
Порядок допуска организаций к деятельности
Допуск организаций к проведению специальной оценки условий труда, их регистрация в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приостановление и прекращение деятельности по проведению специальной оценки условий труда также регулируется на государственном уровне.
Права и обязанности организаций
Организации, проводящие спецоценку, наделены определенными правами и обязанностями.
К правам таких организаций относится:
- Отказ от проведения работ при возникновении угрозы жизни и здоровью
- Обжалование предписаний контролирующих органов
Обязанности организаций, проводящих спецоценку, включают:
- Предоставление обоснований и разъяснений результатов работ работодателям и работникам
- Подтверждение своего соответствия установленным требованиям
- Применение утвержденных методик и поверенных средств измерений
- Соблюдение коммерческой и иной охраняемой тайны
Организации также не имеют права приступать к работам без предоставления необходимых данных и условий со стороны работодателей.
Основания для отказа и приостановки работ
Кроме добровольного отказа из-за возникновения угроз, организации обязаны приостанавливать специальную оценку условий труда в следующих случаях:
- Непредоставление работодателем необходимых данных и разъяснений
- Отказ работодателя в обеспечении условий для исследований и измерений
Также федеральные органы могут приостановить деятельность организации при выявлении нарушений установленных требований к экспертам и лабораториям.
Требования к экспертам организаций
В штате организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должно состоять не менее 5 экспертов, прошедших аттестацию на право выполнения данных работ.
В их числе обязательно должен быть как минимум один эксперт с высшим образованием по специальностям:
- Общая гигиена
- Гигиена труда
- Санитарно-гигиенические исследования
Эксперты должны работать в организации по трудовому договору. Изменения в их составе в обязательном порядке сообщаются в контролирующие органы.
Роль аккредитованных лабораторий
В структуре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, должны функционировать аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Их областью аккредитации являются исследования вредных и опасных факторов производственной среды.
Лаборатории могут проводить замеры следующих факторов:
1-11 | Вредные факторы согласно классификатору |
15-23 | Опасные факторы согласно классификатору |
Также организации имеют право привлекать сторонние аккредитованные лаборатории для проведения замеров отдельных факторов на договорной основе.
Информирование контролирующих органов
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, обязаны своевременно информировать контролирующие органы обо всех существенных изменениях своей деятельности.
В частности, в течение 10 рабочих дней сообщается о следующем:
- Изменения в составе аттестованных экспертов
- Сокращение области аккредитации лаборатории
- Выявленные факты несоблюдения установленных требований
Информация предоставляется в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью.
Ответственность и санкции за нарушения
За нарушение требований законодательства в сфере специальной оценки условий труда организации могут быть привлечены к административной ответственности.
К таким нарушениям относится, в частности:
- Несообщение о выявленных нарушениях требований
- Отсутствие аккредитованной испытательной лаборатории
- Неправомерное проведение работ по спецоценке
Меры ответственности включают предупреждения, штрафы, административное приостановление деятельности.
Разъяснение результатов работодателям и работникам
По требованию работодателей и работников организации обязаны предоставлять разъяснения результатов проведения специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах.
Такие разъяснения могут касаться, например:
- Обоснования отнесения условий труда к классу вредности
- Необходимых мер по улучшению условий труда
- Рекомендуемых компенсаций за работу во вредных условиях
Разъяснения должны быть обоснованными и понятными для работников без специальной подготовки.
Рекомендации по выбору организации для проведения спецоценки
При выборе организации для проведения специальной оценки условий труда рекомендуется обращать внимание на следующие аспекты:
- Наличие положительных отзывов от других работодателей
- Большой опыт работы в данной сфере
- Высокий уровень квалификации экспертов
Перспективы совершенствования системы спецоценки
Несмотря на детальную регламентацию деятельности организаций, проводящих специальную оценку условий труда, существуют перспективы дальнейшего совершенствования этой системы.
В числе таких направлений можно выделить:
- Расширение перечня факторов производственной среды, подлежащих замерам и оценке
- Создание единой электронной базы результатов проведения спецоценки на всех предприятиях
- Внедрение риск-ориентированного подхода с учетом специфики деятельности организаций
Реализация подобных мер позволит повысить результативность системы охраны труда и здоровья работающих граждан.
Новые методики проведения спецоценки
Помимо традиционных подходов, основанных на замерах вредных факторов и последующем сопоставлении с нормативами, разрабатываются и внедряются новые методики проведения специальной оценки условий труда.
К таким методикам можно отнести, к примеру:
- Оценку психофизиологических факторов трудового процесса
- Методики с применением технологий виртуальной и дополненной реальности
- Использование методов машинного обучения для автоматической оценки рабочих мест
Система контроля качества работ по спецоценке
Для обеспечения надлежащего качества работ по специальной оценке условий труда целесообразно создание системы независимого контроля.
Такая система может включать:
- Выборочные проверки результатов спецоценки на предприятиях
- Анализ обоснованности отнесения условий труда к классам (подклассам) условий труда
- Оценку квалификации экспертов организаций по проведению спецоценки
Рейтинги организаций, осуществляющих спецоценку
Для выбора наиболее надежных организаций целесообразно ведение рейтингов (рэнкингов), в которых учитывались бы:
- Стаж работы организации в данной сфере
- Количество положительных отзывов от клиентов
- Уровень квалификации экспертов организации
- Показатели проверок качества проведенной организацией спецоценки
Подобные рейтинги позволили бы работодателям принимать взвешенное решение о выборе подрядчика для проведения спецоценки на своем предприятии.
Актуализация нормативных требований по охране труда
Эффективность специальной оценки условий труда во многом зависит от актуальности существующих гигиенических нормативов и правил по охране труда.
В связи с этим необходима системная работа по их пересмотру и актуализации с учетом:
- Появления новых производственных факторов
- Изменения технологических процессов
- Развития научных представлений о влиянии вредных факторов на здоровье
Актуализированные нормативные требования позволят объективно оценивать реальные условия труда работников.
Расширение полномочий профсоюзов при проведении спецоценки
В настоящее время роль профсоюзов при проведении специальной оценки условий труда ограничена возможностью подачи запросов в организации, ее осуществляющие.
Представляется целесообразным расширение полномочий профсоюзов в данном вопросе, например:
- Участие в определении перечня рабочих мест для проведения спецоценки
- Право присутствия при проведении замеров на рабочих местах
Это будет способствовать повышению объективности и достоверности результатов спецоценки.
Совершенствование механизмов обжалования результатов спецоценки
В случаях несогласия работников или работодателей с результатами спецоценки, механизмы обжалования таких результатов нуждаются в доработке и упрощении.
В частности, целесообразно:
- Расширение перечня оснований для подачи жалобы
- Сокращение сроков ее рассмотрения
- Введение административной ответственности для организаций за необоснованные результаты
Повышение квалификации экспертов по спецоценке
Наряду с первоначальной аттестацией экспертов, участвующих в специальной оценке условий труда, необходимо обеспечить регулярное повышение их квалификации.
Для этого требуется:
- Разработка единых образовательных программ
- Проведение обучения не реже 1 раза в 3 года
- Контроль знаний в форме квалификационного экзамена