Собственные доходы региональных бюджетов - важнейшее условие для устойчивого развития субъектов РФ. Однако их доля остается невысокой. Давайте разберемся, как эту ситуацию можно исправить.
Состояние собственных доходов региональных бюджетов в России
По данным Минфина России, в 2018-2022 годах доля собственных доходов регионов в общих доходах их бюджетов составляла:
- 2018 год - 63%
- 2019 год - 62%
- 2020 год - 60%
- 2021 год - 58%
- 2022 год - 59%
Видим тенденцию к снижению. Для сравнения, в собственные доходы бюджетов относятся налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ. А в большинстве европейских стран этот показатель составляет 70-80%.
Copy code
Страна | Доля собственных доходов в региональных бюджетах |
Финляндия | 82% |
Франция | 73% |
Испания | 75% |
Собственные доходы бюджета - это главным образом налоговые поступления, формирующиеся на территории региона. На их объем влияют структура экономики, налоговое законодательство, качество администрирования.
По прогнозу, в 2023 году ситуация значительно не улучшится. Планируется рост собственных доходов регионов на уровне инфляции - то есть фактическое снижение.
Отличительной чертой региональных бюджетов 2022 г. является то, что почти у половины субъектов (у 41 региона) 2022 г. сократится расходная часть бюджета, причем у некоторых существенно. Так, расходную часть бюджета Татарстана планируется сократить, по сравнению с прошлым годом, примерно на 25 млрд руб., Тюменской области — на 13 млрд. руб., а расходную часть бюджета Ленинградской области — почти на 17 млрд.
При этом расходная часть бюджетов двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — вырастет на 290 млрд и 165 млрд соответственно, что является очень существенными цифрами. Однако, это скорее исключение из общих правил. У большинства субъектов, если и произошел рост расходной части, то несущественный, не превышающий уровень инфляции. Примерно такая же
ситуация и с доходами. 48 из 85-и регионы не верят, что смогут собрать средств столько же или больше, чем в предыдущем году. Доходная часть бюджетов также сокращается
Причины низкого уровня собственных доходов
Почему же собственные доходы бюджетов субъектов РФ не растут быстрее? Есть несколько ключевых причин.
- Устаревшее региональное налоговое законодательство, не учитывающее современные реалии.
- Слабо диверсифицированная экономика во многих регионах, узкая налоговая база.
Также сдерживает рост качество сбора налогов и чрезмерная зависимость от финансовой помощи из федерального центра. Давайте разберем эти факторы подробнее.
Продолжение следует...
Причины низкого уровня собственных доходов
Давайте разберем факторы, сдерживающие рост собственных доходов региональных бюджетов, подробнее.
Недостатки регионального налогового законодательства
Во многих субъектах Федерации сохраняется устаревшее законодательство о региональных и местных налогах, принятое еще в 1990-2000-е годы. Оно не учитывает текущих экономических реалий, особенностей региона.
Например, в одном регионе может быть завышена ставка транспортного налога, что негативно влияет на автовладельцев. В другом - недостаточно используются возможности по введению курортного сбора в местах туристического притяжения.
Слабая диверсификация экономики
Во многих регионах преобладает сырьевая экономика с низкой добавленной стоимостью. И хотя добывающие отрасли приносят значительные налоговые отчисления, зависимость от сырьевого экспорта чревата рисками.
Развитие малого бизнеса, инновационных производств, туризма и других перспективных отраслей позволило бы расширить налоговую базу.
Недостатки налогового администрирования
До сих пор многие процессы в налоговых органах недостаточно автоматизированы. Это ведет к ошибкам, задержкам, неточному планированию доходов бюджета.
Также есть резервы в борьбе с уклонением от уплаты налогов за счет внедрения современных цифровых технологий.
Высокая доля межбюджетных трансфертов
Многие субъекты РФ в значительной степени полагаются на финансовую помощь из федерального центра. Это снижает стимулы к наращиванию собственных доходов, порождает иждивенчество.
Пути сокращения межбюджетных трансфертов
Как же уменьшить чрезмерную зависимость регионов от финансовой помощи центра?
- Постепенный переход к выравниванию бюджетной обеспеченности не через дотации, а через распределение налоговых доходов
- Жесткая увязка объема финансовой помощи с выполнением целевых показателей по росту экономики и собственных доходов региона
- Ликвидация неэффективных расходных обязательств региональных бюджетов, экономия средств
Пути повышения собственных доходов региональных бюджетов
Рассмотрим основные направления увеличения собственных доходов бюджетов регионов.
Совершенствование регионального налогового законодательства
Необходима модернизация законов о региональных и местных налогах с учетом текущей ситуации в экономике и социальной сфере конкретного региона.
В качестве приоритетов можно выделить поддержку инвестиций, развитие туризма, стимулирование инновационного бизнеса.
Расширение налоговой базы за счет малого предпринимательства
Активная господдержка малого бизнеса, упрощение налогового администрирования, вовлечение самозанятых в налоговый оборот позволит существенно увеличить поступления от налога на профессиональный доход, упрощенной Системы налогообложения, патентов и т.д.
Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование
Автоматизация рутинных процессов, использование технологий искусственного интеллекта, систем предиктивной аналитики позволят повысить эффективность работы налоговых органов.
Это выразится в снижении издержек бизнеса при взаимодействии с налоговыми органами, повышении собираемости налогов, качестве налогового администрирования и финансового планирования.
Риски на пути роста собственных доходов регионов
Рассмотренные выше меры по наращиванию собственных доходов региональных бюджетов не лишены подводных камней.
Риск сопротивления бизнеса
Ужесточение налогового администрирования и повышение фискальной нагрузки могут встретить противодействие со стороны предпринимательского сообщества региона.
Риск неэффективности поддержки малого бизнеса
Выделение средств на развитие предпринимательства не всегда приносит отдачу из-за непрозрачных механизмов распределения помощи, недобросовестных получателей и других причин.
Высокие издержки внедрения цифровых технологий
Переход налоговых органов к новым технологиям требует существенных инвестиций, которые далеко не сразу окупаются.