Рубрики

Субъекты административной юрисдикции: понятие и виды

Административная юрисдикция является важным институтом административного права. От того, насколько четко определены субъекты административной юрисдикции, зависит эффективность всей системы. Давайте разберемся, кто же является этими субъектами, какие существуют их виды и особенности.

Понятие субъекта административной юрисдикции

Субъектами административной юрисдикции являются органы государственной власти и их должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения. Они наделяются государством властными полномочиями в этой сфере.

Основные признаки субъекта административной юрисдикции:

  • Властные полномочия по рассмотрению административных дел
  • Право принимать решения о наказании
  • Государственный орган или должностное лицо

Субъекты административной юрисдикции отличаются от других субъектов административного права тем, что обладают юрисдикционными полномочиями - рассматривать конкретные административные дела и выносить обязательные для исполнения решения.

Виды субъектов административной юрисдикции

Существует довольно широкий круг субъектов административной юрисдикции. Рассмотрим основные из них.

1. Судьи

Судьи различных судов являются важнейшими субъектами административной юрисдикции. К ним относятся:

  • Мировые судьи
  • Судьи районных судов
  • Судьи арбитражных судов
  • Судьи военных судов

Они рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со своей компетенцией. Судьи обладают наиболее широкими полномочиями среди субъектов административной юрисдикции.

Здание суда с людьми осенью

2. Комиссии по делам несовершеннолетних

Это коллегиальные органы, в состав которых входят председатель комиссии, секретарь и члены комиссии. Они рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних.

3. Органы внутренних дел

К органам внутренних дел, являющимся субъектами административной юрисдикции, относятся:

  • Полиция
  • Госавтоинспекция

Они рассматривают дела об административных правонарушениях в области общественного порядка, безопасности дорожного движения и некоторых других.

Классификация субъектов административной юрисдикции

Субъекты административной юрисдикции можно классифицировать по различным основаниям.

1. По способу принятия решений

По данному основанию выделяют:

  • Коллегиальные субъекты - принимают решения коллективно (административные комиссии)
  • Единоначальные субъекты - принимают решения единолично (должностные лица органов)
Портрет судьи в кабинете

2. По компетенции

Здесь можно выделить:

  • Субъекты общей компетенции (судьи)
  • Субъекты специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних)
  • Субъекты отраслевой компетенции (органы пожарного надзора и др.)

То есть по кругу дел, которые они могут рассматривать.

3. По порядку образования

Здесь субъекты делятся на:

  • Выбираемые (административные комиссии)
  • Назначаемые (должностные лица органов)

В зависимости от того, как они формируются и назначаются.

Такая классификация позволяет более подробно разобраться в многообразии субъектов административной юрисдикции, выделить их отличия и общие черты.

Система субъектов административной юрисдикции

В целом, субъекты административной юрисдикции образуют две большие системы:

  • Федеральные субъекты
  • Региональные субъекты

Это разделение закреплено в Кодексе об административных правонарушениях.

1. Федеральные субъекты

К федеральным субъектам относятся те, которые рассматривают дела о нарушении федерального законодательства. Это мировые судьи, федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица.

2. Региональные субъекты

Региональные субъекты рассматривают дела о нарушении регионального законодательства. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии, которые создаются на уровне субъектов РФ.

3. Взаимосвязь федеральной и региональной систем

Хотя эти две системы и разграничены, между ними есть тесная взаимосвязь. Одни и те же органы (например, мировые судьи) могут входить и в федеральную, и в региональную систему одновременно в зависимости от того, нарушение какого законодательства они рассматривают.

Полномочия должностных лиц как субъектов административной юрисдикции

Должностные лица различных государственных органов также выступают в качестве субъектов административной юрисдикции. У них есть определенный набор прав и обязанностей в этой сфере.

Права должностных лиц

К основным правам должностных лиц как субъектов административной юрисдикции относятся:

  • Право составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Право запрашивать необходимые документы и материалы по делу
  • Право вызывать лиц для дачи объяснений
  • Право налагать административные взыскания

Обязанности должностных лиц

Обязанности должностных лиц:

  • Рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции
  • Соблюдать сроки рассмотрения дел
  • Выносить законные и обоснованные решения
  • Разъяснять права и обязанности участникам производства по делу

Ответственность должностных лиц

За нарушение законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица несут административную, дисциплинарную или уголовную ответственность.

Особый статус судей как субъектов административной юрисдикции

Среди всех субъектов административной юрисдикции особое положение занимают судьи. У них есть ряд особенностей.

Компетенция судей

Судьи обладают наиболее широкой компетенцией. Они могут рассматривать практически любые категории административных дел в отличие от иных субъектов с более узкой специализацией.

Порядок рассмотрения дел

Суды рассматривают как дела по первой инстанции, так и жалобы на решения иных субъектов административной юрисдикции. Порядок судебного разбирательства строго регламентирован процессуальным законодательством.

Принятие решений по делам

Решения, выносимые судьями, отличаются наибольшей юридической силой. Обжаловать их можно только в вышестоящий суд, при этом решение вступает в законную силу, если не было обжаловано.

Проблемы определения субъектов административной юрисдикции

Несмотря на важное значение института субъектов административной юрисдикции, в теории и на практике есть некоторые проблемы в этой сфере.

Нет единого подхода в литературе

В научной литературе по-разному трактуется определение понятия "субъект административной юрисдикции". Одни авторы используют более узкий подход, другие - более широкий. Это создает путаницу.

Несовершенство законодательства

В законодательстве также не до конца четко прописан статус некоторых субъектов административной юрисдикции, не разграничены полномочия между ними. Это порождает правовые коллизии.

Коллизии между нормами

Иногда возникают коллизии между федеральными нормами, определяющими общий статус субъектов административной юрисдикции, и региональными нормами, конкретизирующими их полномочия. Это также является проблемой.

Пути совершенствования системы субъектов административной юрисдикции

Чтобы исправить указанные проблемы, можно предложить следующие решения:

Уточнение понятийного аппарата

Необходимо на законодательном уровне более четко прописать и унифицировать используемые понятия, в том числе определение субъекта административной юрисдикции.

Кодификация регионального законодательства

Целесообразно создание кодифицированных законодательных актов о субъектах административной юрисдикции на уровне субъектов РФ для устранения коллизий.

Разграничение полномочий

Необходимо более четко разграничить компетенцию между различными субъектами административной юрисдикции на федеральном уровне, избегая дублирования.

Реализация этих предложений будет способствовать совершенствованию всей системы субъектов административной юрисдикции.

Роль субъектов административной юрисдикции

Субъекты административной юрисдикции играют важнейшую роль в механизме административно-правового регулирования. Они выполняют следующие основные функции:

Обеспечение законности

Субъекты административной юрисдикции осуществляют контроль за соблюдением административного законодательства, выявляют и пресекают его нарушения. Это является гарантией законности.

Защита прав граждан и организаций

Граждане и организации могут обжаловать неправомерные действия административных органов. Субъекты административной юрисдикции рассматривают такие жалобы и восстанавливают нарушенные права.

Обеспечение исполнения административных норм

Благодаря полномочиям по применению административных взысканий, субъекты юрисдикции стимулируют исполнение предписаний административного законодательства, что повышает эффективность правового регулирования.

Международный опыт организации субъектов административной юрисдикции

Помимо национальной российской модели, существует полезный зарубежный опыт организации субъектов административной юрисдикции.Особые административные суды

В ряде стран есть специализированные административные суды, которые рассматривают исключительно дела об оспаривании действий административных органов.