Рубрики

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Процесс борьбы с оффшорами, инициированный государством, проводится с целью защитить налоговую систему от уклонения крупных компаний от уплаты налогов.

В процессе финансовой интеграции были проделаны очень благоприятные изменения для межгосударственного налогового планирования. В полной степени исключить оффшорную деятельность остается невозможным, поэтому представители власти и налоговые инстанции активно работают над идентификацией реальных обладателей оффшорных организаций и ужесточением контроля над финансовыми операциями.

автоматический обмен налоговой информацией

Чтобы вернуть выведенные деньги обратно в страну, из которой они вышли, и обложить их налогами, государства начали с проведения процедуры эффективного обмена информацией о действительных владельцах денег в оффшорах.

Конвенция МСАА

Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ - Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

Она предполагает, что все присоединившиеся государства обязуются передавать налоговую информацию другим странам-участницам конвенции.

Виды обмена информацией:

  1. Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными.
  2. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения.
  3. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные о налогоплательщике и которыми она считает нужным поделиться.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

1. Объем данных:

  • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
  • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

2. Предоставляемая информация:

  • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
  • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

3. Время и форма обмена:

  • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
  • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

автоматический обмен налоговой информацией россия

Должностные обязанности служб налогообложения

В ходе процесса передачи и приема финансовой информации органы служб налогообложения обязаны:

  • принимать от финансовых учреждений своего государства информацию о финансовых процессах юридических и физических лиц, являющихся резидентами других государств-участников MCAA;
  • каждый год передавать в электронном виде нужную информацию уполномоченным органам этих государств;
  • принимать от уполномоченных органов других государств-участников MCAA данные о счетах юридических и физических лиц, являющихся резидентами своей страны.

Какие организации обязуются передавать данные

В автоматическом обмене налоговой информацией участвуют:

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

швейцария автоматический обмен налоговой информацией

В автоматическом обмене финансовой и налоговой информацией не участвуют такие учреждения:

  • правительственные учреждения;
  • международные организации;
  • центральные банки;
  • государственные пенсионные фонды;
  • другие госорганизации с заниженным уровнем риска, которые практически не могут быть заподозрены в совершении махинаций с целью уклонения от выплаты налогов.

Счета, попадающие под сбор данных

Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться "подотчетными лицами", а их счета - "подотчетными счетами".

Подотчетными станут и счета компаний:

  • если они подконтрольны одному или нескольким "подотчетным лицам";
  • если они подконтрольны "пассивной нефинансовой структуре", которая по факту подконтрольна "подотчетному лицу" (под таковой принимается любая организационная форма бизнеса, большая часть дохода которой создается пассивными доходами, это холдинги, фонды, трасты).

конвенция оэср об автоматическом обмене налоговойинформацией

Информация, которая подлежит обмену

Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

"Принцип невзаимности"

При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать "Принципу невзаимности". Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

Сутью такого принципа является интерес более не осложнять и так сложные вещи: некоторые оффшорные процессы предусматривают полную невыплату налогов, и для государства эта информация от других стран является бесполезной.

Штрафы за нарушения в предоставлении информации

При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

автоматический обмен налоговой информацией список стран

В случае нарушения финучреждением налогового запрета предусмотрены штрафные санкции:

  1. За произвольный неоправданный отказ учреждения от предоставления информации о налогах и счетах физических и юридических лиц или предоставления информации, но с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф порядка 500 тысяч рублей.
  2. Если финансовое учреждение не предпринимает мер по установлению налогового резидентства клиента, с него производится взыскание в 300 тысяч рублей.
  3. Если одна из международных групп компаний не уведомила об участии, взимается штраф в пятьдесят тысяч рублей.
  4. За неоправданное непредоставление участником группы каких-либо данных или предоставление недостоверных данных накладываются санкции в размере ста тысяч рублей по каждому из списка сведений.

Плюсы и минусы обмена информацией

Автоматический обмен имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс, например, таков: не нужно отправлять запрос на предоставление информации об оффшорах. Данные поступают в государство в автоматическом порядке, что регулируется на законодательном уровне и сокращает время работы.

Минус: финансовые и налоговые данные очень легко скрыть, особенно если денежные средства находятся вне государства-заявителя. Поэтому придется разрабатывать новые постановления, законы, проводить мониторинг бизнеса и проверять полностью всю банковскую систему.

Международный автоматический обмен налоговой информацией сопряжен и с рисками. Например, существует риск лишения мотивации малого и среднего бизнеса.

автоматический обмен финансовой и налоговой информацией

Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией

По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:

  • с сентября 2017 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
  • с сентября 2018 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2019), Чили, Япония.

Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2019 году.

Автоматический обмен налоговой информацией в России

В мае 2016 года в рамках Форума "Организации экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию" (ОЭСР) Федеральная налоговая служба России подписала международный договор об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Начало такой практики в России намечено на сентябрь 2018 года.

Кроме общих (подписания соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией), предусматривается подписание ряда других налоговых договоров о сотрудничестве и обмене сведениями для борьбы с уклонениями от налоговых платежей, а также договоров об обоюдной помощи государств в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Таковые обычно предполагают передачу данных о регистрации налогоплательщиков, о счетах, зачислении на них дополнительных доходов и другой налоговой информации. Страны автоматического обмена налоговой информацией обязуются сделать тоже самое.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

международный автоматический обмен налоговой информацией

Чем автоматический обмен грозит гражданам?

Если у корпорации открыт оффшорный счет, который она пытается скрыть, то это может:

  1. Привести к проблемам и санкциям за незадекларированный счет.
  2. За неуплату налогов могут взиматься значительные штрафы.
  3. Привести к большим проблемам из-за проведения валютных операций незаконно (штрафы, запрещение деятельности компании, лишение лицензии и так далее).

В заключение

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени - что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.