Рубрики

Что такое национально-культурная автономия?

Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия - действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия - один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма - общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

национально культурная автономия

Главная цель создания такого рода объединений - принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В Российской Федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия - это одна из форм этнокультурного самоопределения. Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории. Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель - решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:

  1. Местная общественная организация - национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
  2. Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
  3. Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму.
    федеральная национально культурная автономия

В Российской Федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

Российские культурные автономии

От ФЗ "О национально-культурной автономии" перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • "Конгресс поляков в России".
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:

  • Автономия тверских карел (Тверь).
  • Петербургская автономия финнов-инкери.
  • Автономия Ленинградской области - ингерманландских финнов.
  • Автономия поморов Архангельской области.
  • Автономия "Дидойцы".
  • Чувашская автономия в Красноярске.
    фз о национально культурной автономии

Принципы автономии

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

  • Законность.
  • Самоуправление, самоорганизация.
  • Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
  • Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
  • Многообразие способов внутренней организации.
  • Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.

Права

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:

  • Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
  • Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
  • Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
  • Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
  • Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
  • Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
  • Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
  • Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств.
    немецкая национально культурная автономия

Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:

  • Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
  • Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
  • Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
  • Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
  • Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
  • Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
  • Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
  • Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
  • Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами.
    татарская национально культурная автономия

Учреждение

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания. Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта. Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь - последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:

  • ФЗ №74 (ст. 6).
  • ФЗ №82 (ст. 21).
    закон о национально культурной автономии

В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Регистрация и Минюст

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

  • Территориальные отделения Минюста РФ - касательно местных, региональных организаций.
  • Российское Министерство юстиции - касательно федеральных образований.

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки - открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об общественных объединениях" устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

  1. Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
  2. Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
  3. Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
  4. Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
  5. Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
  6. Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
  7. Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
  8. По желанию - описание символики автономии.
  9. Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.
    региональная национально культурная автономия

Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть - помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов - помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления - помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом - ФЗ № 74.