Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.
Определение
Культурная (или же национально-культурная) автономия - действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.
Национально-культурная автономия - один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма - общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.
Главная цель создания такого рода объединений - принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.
В Российской Федерации
В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.
По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия - это одна из форм этнокультурного самоопределения. Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории. Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель - решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.
Виды автономии
Данное этническое объединение имеет три разновидности:
- Местная общественная организация - национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
- Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
- Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму.
В Российской Федерации все названные автономии имеют право на:
- Координацию собственной деятельности.
- Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.
Российские культурные автономии
От ФЗ "О национально-культурной автономии" перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:
- "Конгресс поляков в России".
- Чувашская автономия.
- Цыганская автономия.
- Татарская национально-культурная автономия.
- Литовская автономия.
- Автономия российских корейцев.
- Автономия курдов.
- Автономия карачаевцев.
- Казахская автономия.
- Грузинская автономия.
- Белорусская автономия.
- Лезгинская автономия.
- Немецкая национально-культурная автономия.
- Азербайджанская автономия.
- Еврейская автономия.
- Ассирийская автономия.
Известные региональные и местные национально-культурные автономии:
- Автономия тверских карел (Тверь).
- Петербургская автономия финнов-инкери.
- Автономия Ленинградской области - ингерманландских финнов.
- Автономия поморов Архангельской области.
- Автономия "Дидойцы".
- Чувашская автономия в Красноярске.
Принципы автономии
Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:
- Законность.
- Самоуправление, самоорганизация.
- Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
- Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
- Многообразие способов внутренней организации.
- Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.
Права
Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:
- Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
- Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
- Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
- Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
- Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
- Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
- Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
- Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств.
Важно отметить также следующие частности:
- Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
- Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
- Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
- Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.
Обеспечение прав на сохранение и развитие родной культуры и языка
Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.
Что здесь можно выделить:
- Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
- Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
- Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
- Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
- Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
- Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
- Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
- Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
- Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами.
Учреждение
Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания. Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта. Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.
Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.
И теперь - последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.
Государственная регистрация
Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:
- ФЗ №74 (ст. 6).
- ФЗ №82 (ст. 21).
В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:
- Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
- Готовый устав своей автономии.
- Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
- Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
- Сведения об учредителях.
- Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
- Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.
Регистрация и Минюст
Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.
Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:
- Территориальные отделения Минюста РФ - касательно местных, региональных организаций.
- Российское Министерство юстиции - касательно федеральных образований.
Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки - открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Устав автономии
В соответствии со ст. 20 ФЗ "Об общественных объединениях" устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:
- Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
- Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
- Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
- Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
- Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
- Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
- Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
- По желанию - описание символики автономии.
- Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.
Вопрос финансирования
Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:
- Федеральная исполнительная власть - помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
- Структура власти субъектов - помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
- Органы местного самоуправления - помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).
Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом - ФЗ № 74.