Много коммерческих структур сегодня предлагают услуги доставки груза. Благодаря этому клиент освобождается от выбора маршрута, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных работ, страхования и иных вопросов, доверяя все это специальной компании. Данный процесс получил название транспортной экспедиции. В Гражданском кодексе ему посвящена глава 41. Поговорим об этом понятии подробнее.
Стороны
Одной стороной в данном договоре является клиент, а другой – экспедитор. Клиентом может быть любое лицо, а вот экспедитором – лишь компания, обладающая специальной лицензией. Осуществление деятельности без разрешительной документации в случаях, когда это является необходимым, – административное правонарушение, которое наказывается штрафом.
О необходимости лицензирования этого вида деятельности говорится в ст. 7 Закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, а также в Постановлении правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418.
Предмет
В ст. 801 ГК РФ дается определение договора транспортной экспедиции. По нему экспедитор организовывает или производит определенные услуги, которые связаны с грузоперевозкой за счет клиента. В частности, им могут предусматриваться обязанности экспедитора перевезти груз на определенном транспорте согласованным маршрутом, заключение договора перевозки от своего имени или клиента, обеспечение отправки и получения груза, а также иные обязанности.
Дополнительными услугами являются такие операции, как получение документов, исполнение разных формальностей, например на таможне, контроль за количеством и качеством груза, погрузочно-разгрузочные работы, оплата госпошлин, налогов и иных расходов за клиента, хранение, получение груза и другие операции, которые указаны в договоре.
Договор: посреднический или нет?
Принципиальный вопрос при организации налогового и бухгалтерского учета заключается в признании транспортной экспедиции посредническим договором или непризнание такового. Это не праздный вопрос. От него напрямую зависит исчисление налога на добавленную стоимость и на прибыль.
Касательно НДС установлено, что организации, осуществляющие посреднические услуги, облагаются налогом за суммы надбавок и вознаграждений. А налог на прибыль исчисляется по ставкам, действующим в конкретном регионе. Если в федеральный бюджет передается 13 %, то в региональный - до 30%.
Посреднические услуги не выделяются в отдельную группу. Это порождает спорные ситуации при решении вопросов квалификации сделок. Однако для посреднической деятельности характерно осуществление за счет и по поручению другой стороны.
В соответствии с Основами гражданского законодательства СССР, которые утратили силу после принятия 2-й части Гражданского кодекса, договор транспортной экспедиции считался одним из видов перевозки и признавался посредническим. При этом экспедитор должен был за счет отправителя и вознаграждение выполнить договор (или договоры) перевозки, а также при необходимости организовать исполнение дополнительных услуг. Здесь же указывается, что если экспедитор действовал от имени отправителя, то к договору применялись правила поручения, а если от своего имени, то правила комиссии.
После того как в законную силу вступила 2-я часть Гражданского кодекса, транспортная экспедиция выделилась в отдельный договор. В ст. 801 ГК РФ нет указания о том, что к данному договору применяются положения, действующие в отношении комиссии и поручения, но имеется указание о том, что экспедитор исполняет услуги за счет иной стороны и за соответствующее вознаграждение, а также веские аргументы об отнесении данного договора к посредничеству.
Кроме того, нужно руководствоваться положениями предмета, которые сформулированы в определении. В частности, если перевозка осуществляется экспедитором самостоятельно, то сделка больше относится к договору перевозки или возмездного оказания услуг; а если экспедитор занимается только организацией процесса, то имеет место посредничество между перевозчиком и клиентом.
Получается, что если экспедитор организовывает соответствующие услуги, действуя, таким образом, как посредник, то договор считается посредническим. При этом НДС рассчитывается только на доход, который получен в качестве вознаграждения.
Обязательства сторон
Клиенты должны передать экспедитору документацию и необходимые сведения о грузе, условиях транспортировки, а также другие сведения для выполнения соответствующих обязанностей. Экспедитор должен информировать о недостатках сведений, а при их неполноте – запрашивать дополнительную информацию. При этом он вправе не выполнять обязанности до предоставления этих данных.
Если договором не предусмотрено личное выполнение соответствующих обязанностей экспедитором, то он может привлечь для этого других лиц. Однако исполнение обязательства на третье лицо не является основанием для освобождения экспедитора от ответственности за выполнение положений договора.
В соответствии со ст. 806 Гражданского кодекса каждая сторона может отказаться от транспортной экспедиции при условии предварительного уведомления. Если сторона отказывается от выполнения договора, она должна возместить другой стороне убытки.
Цена договора
Согласно общим положениям рассматриваемый договор является возмездным. Величина согласовывается и должна покрывать все издержки экспедитора. Так как договор посреднический, то в нем следует отделить посредническое вознаграждение от суммы, переданной на сопутствующие расходы.
Как указывалось выше, НДС должен взиматься только с суммы вознаграждения. Однако на практике налоговики нередко не различают договоры перевозки и транспортной экспедиции. В результате этого они взимают налог на добавленную стоимость со всей суммы. В связи с этим посреднику приходится искусственно завышать расчеты, которые могут начисляться, к примеру, на таможенные платежи, а не идти в карман непосредственно экспедитора.
Транспортная экспедиция на ж/д транспорте
Рассмотрим, что собой представляет экспедиция, на примере железнодорожного транспорта. Ж/д операции с грузами осуществляются на основе Устава. Также указан в ГОСТ Р 51133-98 список операций по экспедиции. Транспортная компания в Москве – это «Желдорстрой». Но ее нередко называют «Жилдорстроем». Некоторые услуги выполняют также другие специализированные агентские и экспедиторские компании.
В соответствии со ст. 2 Устава грузоотправителем является физлицо или юрлицо, которое выступает от своего имени, а также лицо, которое выступает от имени грузовладельца (экспедитор). Грузополучатель – это физлицо или юрлицо, имеющее соответствующие полномочия для получения груза.
При транспортировке ж/д транспортом следует учесть разные факторы. Это:
- Виды отправки.
- Отдельные операции и дополнительные услуги.
- Правила при международном сообщении.
- Принадлежность вагонов и контейнеров.
- Экспедиторские услуги.
Остановимся на них, чтобы узнать детали.
Виды отправки
Отправка осуществляется отправительскими маршрутами посредством определенного состава поезда с учетом обеспечения возможности выгрузки, повагонными, когда требуется только один вагон, или контейнерными, если нужен контейнер, соответственно, экспедициями транспортной компанией. Крупнотоннажной считается отправка в двадцати- или сорокафутовом контейнере. Мелкая – это отправка, для которой не требуется целый вагон, а малотоннажная – грузом от 10 до 20 т.
Отдельные операции, дополнительные работы и услуги
В данном случае подразумеваются операции, которые осуществляются в местах общего или необщего пользования с оплатой отправителя или получателя груза «Жилдорстрою». Экспедиция транспортной компании по просьбе клиентов на платной основе может также дополняться услугами или соответствующими работами, в частности:
- Транспортировка груза с сокращенным периодом доставки.
- Подача и уборка вагонов.
- Подборка вагонов для подачи на ж/д подъездные пути под погрузочно-разгрузочные работы.
- Проверка состояния груза.
- Его хранение на временных складах.
- Сопровождение сотрудниками военизированной охраны.
- Оборудование в портах вагонов.
Применение внутренних правил к международному сообщению
В данном случае транспортировка осуществляется по единому документу. Груз принимается на основе внутренних правил страны отправителя. Перегрузка осуществляется при разной или одинаковой колее. Применяются единые правила при бесперегрузочной транспортировке и перевозке опасных, скоропортящихся и иных подобных грузов.
Имущественная принадлежность вагонов и контейнеров
На российском ж/д транспорте перевозка в вагонах и контейнерах «Жилдорстроя», экспедиция транспортными компаниями может осуществляться, в частности, юрлицами и физлицами – собственниками, перевозчиками, юрлицами и физлицами по праву аренды, при хозяйственном ведении и так далее. Подвижной состав должен соответствовать требованиям, установленным законодательством.
В основном оплата осуществляется до отправки груза. Но перевозчик может вносить плату и на станции назначения, если соответствующее обращение поступило от отправителя груза и данный вопрос согласован с его получателем.
Экспедиторские услуги
Комплексом операций, связанных между собой, является транспортная экспедиция в Москве и других городах. Согласно Правилам перевозки грузов на ж/д транспорте, их можно поделить на следующие группы:
- Прием груза и его хранение.
- Оформление транспортировки и взимание платы за провоз.
- Погрузка и отправление.
Заключение
Как видно, в разные периоды транспортная экспедиция воспринималась по-разному. В настоящее время она выделена в самостоятельный вид договоров и может сопровождаться посредническими услугами. На примере транспортной компании «Жилдорстрой» (экспедиции в Москве) видно, насколько разнообразными могут быть услуги, предусмотренные данным договором.