Рубрики

Дистрибьюторское соглашение: образец составления

Несмотря на отсутствие в российском законодательстве требований к наличию, формам и содержанию дополнительных документов, сопровождающих договоры поставки, таковые существуют. Они применяются для реализации товаров на внутренних и внешних рынках и подробно описывают все составляющие параметры взаимоотношений партнеров, обеспечивая соблюдение условий контрактов, в которых один из участников – производитель. Самая распространенная форма подобного дополнительного документа - дистрибьюторское соглашение.

Зачем заключается

Юридическая практика показывает, что применяемые в настоящее время формы контрактных отношений между сторонами не позволяют в некоторых случаях в полной мере описать возникающие дополнительно обязательства партнеров, защищающие в равной мере интересы поставщика и покупателя.

Стандартные формы используемых документов (договор поставки, агентский, концессионный) описывают лишь операции, сопровождающие переход товара от одного владельца к другому, то есть способы отгрузки и оплаты.

Заключение договора поставки

Для целей извлечения прибыли при перепродаже предмета договора необходимо закрепление таких условий сотрудничества, которые были бы выгодны обеим сторонам - эксклюзивность ценового предложения и защита от конкуренции для покупателя, соблюдение равномерной загрузки производственных мощностей через постоянное стимулирование потребительского спроса - для поставщика.

Чаще всего партнеры заключают дистрибьюторское соглашение к договору поставки отдельным документом. Это связано с тем, что вопросами покупки, хранения и отпуска товара потребителю занимаются подразделения снабжения, логистики и склада, а за реализацию отвечают отделы маркетинга и сбыта.

Специализация отдельных структур компании требует составления раздельных документов, учет которых при администрировании индивидуален. Именно поэтому стороны обычно оформляют дистрибьюторское соглашение отдельным документом, закрепляющим важные обязательства общего характера, впоследствии не отражаемые в налоговой базе.

Речь идет о деятельности партнеров, осуществляемой ими в периоды между собственно поставками товара и перечислением за него денежных средств.

Определение основного понятия

Дистрибьютор - это партнер производителя в длинной цепочке движения товара от конвейера к потребителю. Основное отличие дистрибьютора от обычного покупателя в том, что он не приобретает продукцию для личного потребления. Он участник процесса реализации товара конечному пользователю.

Место дистрибьютора в сбытовой цепочке

Поэтому дистрибьютор имеет самые выгодные ценовые преференции от поставщика, но при этом на него накладываются и дополнительные обязательства перед производителем. Они выражаются в виде ответственности за продажу определенных объемов продукции на закрепленной за ним территории.

Задача дистрибьютора - использовать получаемый в собственность товар самым выгодным для себя образом, то есть с целью получения прибыли через реализацию его своим контрагентам с наценкой.

дистрибьюторское соглашение образец фото

Стандартное соглашение

Образец дистрибьюторского соглашения можно представить несколькими значимыми пунктами:

  1. Закрепление за покупателем обязательств по продвижению и сбыту товара.
  2. Территориальные привилегии и ограничения сторон.
  3. Описание сроков сотрудничества.
  4. Обязательства по товарообороту между сторонами, обеспечение роста продаж.
    Дистрибьютор должен обеспечивать рост продаж
  5. Закрепление условий, ограничивающих конкуренцию.
  6. Регламентирование методов продвижения и долей сторон в затратах на маркетинговые операции.
  7. Установление правил изготовления рекламной продукции и использования товарных знаков производителя.
  8. Особенности предпродажной подготовки товара.
  9. Обязательства дистрибьютора по реагированию на отзывы потребителей о товаре.
  10. Сервисное обслуживание.
  11. Технологии, которые обязан применять партнер, занимающийся перепродажей приобретенной продукции (хранение, складской учет, логистика).
Современные складские технологии - требование производителя к дистрибьютору

Форма дистрибьюторского соглашения обычно предоставляется поставщиком и специализирована под конкретный вид товара, особенности его сбыта, хранения, потребности в обслуживании, необходимости несения сторонами затрат на продвижение.

Виды контрактов

Долгосрочность отношений между производителем и его партнером по сбыту – важная составляющая любого сотрудничества. Чтобы извлекать прибыль из процесса реализации продукции, дистрибьютору необходимо формировать складские запасы, изучать спрос и планировать свою рекламную активность. Все это возможно только в случае закрепления за ним определенных условий. Перечень обязательных условий дистрибьюторского соглашения к договору поставки, согласно Принципам европейского договорного права, определяется типом контракта.

Выделяют такие формы дистрибьюторских договоров:

  1. Исключительного права – закрепляет монопольные привилегии по сбыту товара для одного партнера на определенной территории. Такой контракт и является образцом эксклюзивного дистрибьюторского соглашения.
  2. Выборочного характера – предусматривает обязательства производителя поставлять свой товар только партнерам, подбираемым на основании определенных критериев. В этом случае монопольное право сбыта имеет группа лиц.
  3. Исключительной продажи – обязывает дистрибьютора покупать товар у третьего лица, назначенного поставщиком.

Классическим вариантом соглашения между производителем и партнером по сбыту является такое, которое предусматривает обязательства второй стороны покупать и продавать товары своими силами и за свой счет.

Подписание дистрибьюторского соглашения

Детализировать основной процесс, согласно эксклюзивному дистрибьюторскому соглашению, могут лишь прописанные условия следующего характера:

  1. Обязательства по наращиванию объемов продаж на закрепленной территории.
  2. Ограничения дистрибьютора по сотрудничеству с поставщиками аналогичных товаров.
  3. Требования к уровню применяемых в процессе сбыта технологий.
  4. Правила реализации, рекомендованные производителем.

Международный контракт

Дистрибьютор является участником внешнеторговой деятельности, ведя закупку и перепродажу определенных видов продукции на закрепленной за ним территории.

Поставщик по международному дистрибьюторскому соглашению также несет ответственность:

  1. За поставку товаров в определенном объеме.
  2. За качественное информирование партнера об особенностях своей продукции, ценовой политике, способах привлечения потребителей, видах рекламы.
  3. За своевременное информирование о возможных перебоях в поставках.
  4. За предоставление рекламных материалов по доступной цене и в необходимых объемах.
  5. За соблюдение монопольного права партнера на сбыт на закрепленной за ним территории.

Международные дистрибьюторские соглашения заключаются в стране производителя. Их эксклюзивность предполагает передачу поставщиком партнеру по реализации товара обязательств по приему отзывов и рекламаций от потребителей. Они фиксируются на этикетках каждой единицы продукции.

Международный дистрибьюторский контракт

Образец дистрибьюторского соглашения с иностранной компанией представляет собой рамочный документ, где права и обязательства сторон описаны в отдельных пунктах и могут меняться в соответствии с применяемой спецификой сбыта.

Правовое регулирование

В России дистрибьюторские договоры не получили обязательного законодательного закрепления. Поэтому в вопросе использования готовых форм таких соглашений лучше обратиться к иностранной юридической практике.

Международная торговая палата разработала ряд документов и типовых форм, которые можно взять за основу при заключении дистрибьюторского соглашения (публикация № 518, МТП).

Также существуют поясняющие документы к составлению подобных контрактов (публикация № 441, МТП) – детальное руководство по практическому формированию названных выше документов.

Следует учесть, что и поставщик, и дистрибьютор – независимые предприниматели в своих собственных странах. И в торговых связях каждый из них руководствуется собственной юрисдикцией (законодательством страны, где зарегистрирована его предпринимательская деятельность).

Правом поставщика является снабжение товаром и контроль над действиями партнера на выделенной ему для сбыта территории. При этом дистрибьютор в соглашении рассматривается как профессиональный посредник, являющийся участником сложной современной цепочки процесса доведения товара до потребителя, но соблюдающий собственные коммерческие интересы.

Детализация пунктов

Образец дистрибьюторского соглашения содержит следующие значимые пункты:

  1. Наименования поставщика (производителя) и его партнера по сбыту.
  2. Определения, которые будут использоваться в документе (кто такой дистрибьютор, партнер, клиент, что входит в понятия «продукция» и «территория»).
  3. Предмет соглашения - обозначает цель контракта для каждой из сторон: поставщик обязан передавать, а дистрибьютор оплачивать продукцию для перепродажи третьим лицам (партнерам, клиентам) на определенной территории.
  4. Описание порядка и срока поставок.
  5. Обязательства сторон.
  6. Требования к качеству товара.
  7. Правила расчетов.
  8. Ответственность сторон, санкции.
  9. Правила заключения контракта (обмен документами, требование прозрачности, необходимость аудита технологий сбыта дистрибьютора перед первой поставкой).
    Партнеры обмениваются подписанными документами
  10. Заключительные положения – как правило, форма урегулирования споров и разногласий.
  11. Подписи сторон.
  12. Приложения к соглашению: прайс-лист, условия по ценообразованию при реализации товара дистрибьютором, территория и каналы сбыта.

Если контракт содержит все перечисленные пункты, то он может являться документом широкого значения и использоваться в том числе в качестве договора поставки.

В форме дополнительного документа

При необходимости обозначения прав и обязательств сторон, которые в типовом договоре поставки не регулируются, партнеры заключают еще один документ. Образец дистрибьюторского соглашения к договору поставки представляет собой документ с меньшим количеством пунктов.

Как правило, интересными являются следующие условия, требующие отдельных пояснений и договоренностей:

  1. Наименование поставщика и дистрибьютора. Описание их юрисдикции (на основании законодательств каких стран осуществляется деятельность).
  2. Значимые определения, которые будут использоваться в контракте.
  3. Закрепление исключительных прав дистрибьютора на определенной территории.
  4. Обязательства сторон по вопросам продвижения продукции, использованию товарных знаков, объемам товарооборота.
  5. Взаимные санкции за несоблюдение контракта.
  6. Правила урегулирования споров.

Соглашение может предусматривать также сетевую деятельность, когда дистрибьютор вправе привлекать партнеров, которым предоставляется право работать на какой-либо из частей территории, и агентов по сбыту.

Внутренний рынок

Дистрибьюторские соглашения на внутренних рынках носят чаще условный характер, изредка закрепляя определенные регионы и каналы сбыта, расположенные на них, за партнером поставщика по реализации.

Эти контракты редко бывают эксклюзивными, оставляя за производителем исключительное право управления маркетинговой активностью, поставками в крупные потребительские каналы сбыта и реагирования на рекламации.

На внутренних рынках чаще всего применяются дистрибьюторские соглашения выборочного характера. Они описывают для партнера по сбыту:

  • годовые объемы закупок;
  • размер минимальной партии товара в денежном или натуральном эквиваленте;
  • наличие постоянных товарных запасов на складах;
  • виды работ, влияющих на увеличение товарооборота.

Также дистрибьютор обязан соблюдать интересы производителя при использовании его товарных знаков, всячески способствуя формированию положительного имиджа своего поставщика и производимых им товаров.

По таким контрактам в группе дистрибьюторов присутствует конкурс на поставку товаров в мелкую розницу. Решающими факторами, влияющими на выбор поставщика конечными клиентами, являются предлагаемые цены, финансовые условия и удобство логистики.

Поэтому цель подобного дистрибьюторского соглашения между хозяйствующими субъектами – ограничение ценовой конкуренции между однородными партнерами на одной территории.

Тогда выбор конечными клиентами того или иного дистрибьютора происходит в плоскости сопутствующих важных факторов:

  • качество обслуживания;
  • скорость доставки;
  • условия по отсрочкам оплаты;

особенности возврата продукции с истекающим сроком годности или неликвидной.

Конкурентная борьба

Резюме

Любое дистрибьюторское соглашение – пример регламентирования деятельности сторон после отгрузки товара производителем и проведения за него оплаты партнером по сбыту.

Такие договоренности, изложенные письменно, выгодны всем участникам.

Производителю удобнее работать с одним крупным клиентом вместо множества мелких – это защищает от риска неуплаты за товар, упрощает процессы транспортировки продукции потребителям, способствует улучшению маркетинговой активности.

Схема распределения товара производителя на рынке

А официальному дистрибьютору проще извлекать прибыль из своей работы, будучи защищенным от конкуренции.

Поэтому самыми значимыми пунктами соглашения являются:

  • территория распространения продукции;
  • ценовая политика;
  • объемы товарооборота;
  • санкции сторон друг к другу.

С развитием рыночных отношений во всем мире приобретают значимость международные дистрибьюторские контракты. Они позволяют производителям распределять свою продукцию по большим территориям через небольшое количество крупных компаний, имеющих складские площади и транспорт. Дополнительное наделение таких партнеров торговыми обязательствами улучшает их коммерческую заинтересованность в сотрудничестве, что является значимым фактором для более качественного продвижения товара на рынке.