Рубрики

Финансирование выборов в Российской Федерации

В настоящее время финансирование выборов осуществляется для продвижения лоббистов в представительные органы власти. Материальные ресурсы помогают кандидатам и партиям получать желаемое количество мест в различных властных структурах.

Финансирование подготовки выборов — это сложный процесс, от правильности организации которого напрямую зависит конечный результат кампании.

финансирование проведения выборов

Опыт зарубежных стран

Он демонстрирует весомую роль групп давления в материальном обеспечении выборов и их превосходство в процессе перед политическими партиями. Финансирование выборов во всем мире признается важным фактором при выявлении степени их демократичности.

Наличие у кандидата достаточного количества материальных возможностей становится мерой реализации принципа равенства в стране политических возможностей. Финансирование выборов дает политическим конкурентам возможность воздействовать на объем информации, рекламирование своих программ, что оказывает влияние на решение избирателей.

источники финансирования выборов

Ситуация в РФ

Финансирование проведения выборов может способствовать тому, что кандидаты и лица, которые занимают высокие должности в органах власти, будут тратить время на сбор денег, не выполняя в полном объеме своих служебных обязанностей. Основная задача, которую они ставят перед собой, — поиск средств для новой кампании, чтобы «удержаться» на рабочем месте. Подобная ситуация приводит к скептическому отношению общества к политическому процессу, всей избирательной кампании.

Финансирование выборов — предмет правового регулирования, предполагающий установление определенных источников денег, процедуры их расходования. Нормы права, которые регулируют отношения, касающиеся материального обеспечения избирательных кампаний в РФ, разнообразны, они составляют комплексный институт права.

Этапами избирательного процесса в РФ стали федеральные законы о гарантиях избирателей, выборах Президента РФ. А также депутатов ГД, Федерального Собрания. Несмотря на многочисленные поправки, появляющиеся в этих законах, неизменным оставалось финансирование выборов в РФ.

Принципы регулирования

Анализ практики проведения в России последних избирательных кампаний свидетельствует о том, что урегулированными остаются вопросы, которые возникают на разных этапах избирательного процесса. Литературный подход и правовая регламентация отличаются в использовании терминов, которые касаются материального обеспечения. Организация финансирования выборов в основном ассоциируется с рекламой в рамках предвыборной агитации. Листовками, баннерами, буклетами, газетами, телевизионными роликами.

Органы внутренних дел обязаны помогать избирательным комиссиям в реализации их полномочий, касающихся контроля соблюдения кандидатами (избирательными объединениями, блоками) порядка финансирования предвыборной агитации.

Специалисты МВД РФ становятся активными участниками деятельности контрольно-ревизионных служб при ЦИК, избирательных комиссиях различных субъектов РФ, а также окружных избиркомах.

Что представляет собой финансирование кандидатов? Выборы предполагают определенные действия, которые направлены на косвенную либо прямую оплату на основе следующих принципов: отчетности, гласности, ответственности.

финансирование кандидатов

Гласность

Реализуется данный принцип на основе ФЗ РФ «О гарантиях избирательных прав». Согласно ст. 59 данного нормативного документа, комиссия, которая отвечает за проведение голосования, периодически передает информацию о кандидатах в средства массовой информации. При редакции муниципальных и государственных печатных изданий указывается полная информация о кандидатах, в том числе отмечаются и источники финансирования выборов.

Гласность и открытость предполагают обязательность предоставления достоверных сведений кандидатами (партиями).

Кредитная организация (держатель избирательного счета) по запросу избирательной комиссии, объединения, блока должна периодически давать сведения о поступлении и расходовании материальных ресурсов, которые находятся на счете конкретного кандидата, блока, объединения.

Кредитное учреждение – держатель избирательного счета, по предъявлению определенной избирательной комиссии, требованию другого кандидата, блока, объединения в трехдневный срок должно предоставлять заверенные копии первичной финансовой отчетности, которые в полной мере подтверждают поступление и расход средств избирательных фондов.

Важные аспекты

Финансирование выборов осуществляется с учетом ФЗ РФ. Установлен четкий порядок предоставления информации о материальных средствах кандидата. Первая информация автоматически попадает из финансовой организации в избирком в трехдневный срок, далее информирование производится по письменному заявлению в банк избирательной комиссии (нет четких сроков получения ответа). Объем информации определяется комиссиями по специальным формам, которые установлены Центральной избирательной комиссией РФ.

выбор источника

Учет расходования средств

В них отмечают сумму и источник поступления, дату произведенных зачислений на расчетный счет, документ, который подтверждает направление ресурсов (почтовый перевод, платежное поручение, сберегательную книжку). Также отмечается доля вовлечения в предвыборную агитацию иностранного капитала, если взнос выполняется физическим лицом. Выбор источника финансирования проекта определяется самим кандидатом (объединением, блоком) при условии, что организация (частное лицо) не осуществляют экстремистскую деятельность.

Сведения о расходовании денежных ресурсов предполагают учет суммы расхода, дату снятия денег со счета, направление трат, а также адресата получения денежных ресурсов.

Так как обналичиваемые деньги не предполагают отчетности по направлению их расходования, появляется потенциальная возможность расходования их без четкого контроля. Чтобы гарантировать гласность поступления и трат финансов избирательных фондов, рассматривается вопрос об объеме сведений, публикуемых в средствах массовой информации. В частности, финансирование выборов президента предполагает подробные отчеты в СМИ о каждом кандидате. У избирателей, которые знакомятся с публикациями, должно складываться четкое представление о каждом из них.

финансирование подготовки выборов

Какие сведения считаются обязательными

По ФЗ РФ финансирование выборов президента предполагает обязательную публикацию следующих сведений:

  • о совершаемых финансовых операциях, размер которых превышает 200 тысяч рублей;
  • о количестве граждан, которые внесли в избирательный фонд добровольно пожертвования в размере более 400 тысяч рублей;
  • о числе граждан, которые внесли средства в сумме от 40 тысяч рублей;
  • о средствах, которые возвращены жертвователям с указанием причины произведенного возврата;
  • об итоговой материальной сумме, которой располагает избирательный фонд, а также ресурсах, потраченных из него в рамках агитационной кампании.

Эти сведения должны быть четкими и понятными.

Особенности отчетности

Это основополагающий принцип, который используется при финансировании выборов, проводимых в Российской Федерации. Устанавливается порядок учета и видов отчетов по средствам избирательных фондов ЦИК РФ по согласованию с ЦБ РФ либо избирательной комиссией конкретного субъекта страны.

Отчетность – один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией по согласованию с Центральным банком РФ или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах Российской Федерации. В настоящее время выделяют несколько вариантов отчетной документации: кандидатов, объединений, блоков, комиссий. Такие финансовые документы являются основой для составления отчетной документации самими избирательными комиссиями, подотчетными определенному представительному органу власти. В случае проведения местных выборов документы по расходованию материальных средств предоставляются органам местного самоуправления.

как обеспечить выборы средствами

Форма отчета

В российском законодательстве нет четко установленной формы, по которой осуществляется отчетность. Практика свидетельствует о том, что разрабатывается она избирательными комиссиями, которые обладают такими полномочиями. Как правило, этим занимается ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов страны.

Количество отчетов

По ФЗ РФ, касающемуся избирательных прав, кандидат, объединение, избирательный блок должны предоставлять в определенную комиссию не меньше двух отчетов финансового плана. Один предоставляется не позднее, чем за 10 суток до момента голосования, а второй – не позже, чем через месяц после официального опубликования результатов проведенных выборов. В отчетах указывается размер собственного избирательного фонда, источники его пополнения, а также расходы, которые были произведены за счет средств конкретного фонда.

Итоговый финансовый отчет подается вместе с первичными документами, которые подтверждают поступление и расходование материальных ресурсов фонда. Копии документации передаются комиссиями в СМИ в срок не более 5 дней после их получения.

Отношения в рамках финансовых отчетов

Те взаимоотношения, которые возникают в рамках финансовых отчетов, имеют публично-правовой характер. Предполагается, что одна сторона обязана предоставлять отчетные документы, а вторая – получать их. Избирательные комиссии в РФ не несут юридической ответственности за те сведения, которые предоставляются им кандидатом (партией, объединением). В их обязанности входит только принятие отчета. В законодательстве РФ нет такой статьи, по которой бы избирательные комиссии могли отказывать кандидатам в принятии отчетных финансовых документов. ФЗ РФ не дают комиссиям права также и на юридическую оценку предоставляемой информации, высказывание суждений по поводу соблюдения партией (отдельным физическим лицом) законодательства.

что предполагает финансирование проведения выборов

Разовая финансовая отчетность

Среди основных недостатков, которые можно выделить, отметим:

  1. Неподотчетность конкурирующих партий, кандидатов во время избирательной кампании перед государственными структурами о собственной финансовой деятельности. Такая свобода влечет за собой нецелевое применение ресурсов избирательных фондов, включая и бюджетные средства.
  2. Финансовые отчет кандидата не предполагает юридической ответственности, чем часто пользуются потенциальные политики.

Подведем итоги

Сложно представить себе полноценную и результативную избирательную комиссию без привлечения определенных финансовых средств. В избирательном законодательстве, существующем в нашей стране, установлена обязательная финансовая отчетность для физических лиц (объединений, партий), которые официально зарегистрированы кандидатами в депутаты при проведении местных, региональных, федеральных выборов, а также в рамках президентской кампании. В бюджетах избирательным комиссиям средства выделяются по строке «для проведения референдумов и выборов», поэтому отчет составляется именно по ней.

Финансовые отчеты ЦИК РФ, а также комиссий субъектов предоставляются в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов, местное самоуправление.

Практика свидетельствует о том, что в местные органы власти финансовая информация от избирательных комиссий чаще всего не предоставляется. Сведения о поступлении и расходовании материальных ресурсов передаются в ТИК субъектов. Эта комиссия, в свою очередь, направляет отчетную информацию в Центральную избирательную комиссию в срок не позднее 50 дней с момента официального опубликования результатов в средствах массовой информации.

Как осуществляется выбор источников финансирования? Предприятия, которые выделяют средства для избирательной кампании, делают это на добровольной основе. Прозрачность отчетной документации является обязательным условием для признания результатов голосования объективными, а саму кампанию - состоявшейся и юридически законной.