При совершении разного рода сделок между взаимозависимыми участниками возникает трансфертное ценообразование. В силу данного состояния взаимозависимости такие фирмы могут ставить цены, отличные от рыночных. То есть от цен, устанавливаемых при сделках между независимыми компаниями.
Рассмотрим, какие сделки являются контролируемыми в настоящий момент. А также их особенности, на которые необходимо обращать внимание взаимозависимым компаниям.
Международное законодательное регулирование
Налоговый контроль за трансфертными сделками происходит как на национальном, так и на международном уровне.
Среди общемировых нормативных актов, регулирующих контролируемые сделки, выделяется следующее:
- Руководство ОЭСР (расшифровка - Организация экономического сотрудничества и развития). Оно регулирует трансфертное ценообразование в отношении многонациональных компаний и налоговых служб.
- Декларация ОЭСР о BEPS. Документ представляет собой план мероприятий ОЭСР. Это противодействие размыванию налогооблагаемой базы, недобросовестному выводу доходов из-под налогообложения. В рамках данного плана также предполагается разработка ряда правил ТЦО (расшифровка - трансфертного ценообразования). Такие предписания позволяют повысить прозрачность различных сделок между компаниями. Это достигается сбором дополнительных данных по их деятельности. Ввод таких правил, как показывает практика, позволяет снижать и издержки бизнеса.
Национальное законодательное регулирование
Рассмотрим, как регулируются контролируемые сделки непосредственно в РФ. На уровне российского законодательства это происходит на основании положений разд. V.1 НК. Он посвящен вопросам, связанным с взаимозависимыми лицами, общими положениями по образованию цен, налогообложению, налоговому контролю подобных сделок (заключаемых взаимозависимыми лицами). Данный раздел был введен ФЗ № 227 (2011).
Цель его помещения в НК - предотвращение вывода налогооблагаемого дохода за границы РФ, исключение различных возможностей манипулирования ценами в контрактах, заключаемых взаимозависимыми налогоплательщиками (теми, кто использует различные режимы налогообложения).
Ранее контролируемые сделки в РФ регулировались ст. 20 "Взаимозависимые участники сделок" и ст. 40 "Принципы определения для целей налогообложения стоимости продукции, работ, услуг" того же Налогового кодекса.
Разновидности
Контролируемые сделки между взаимозависимыми участниками регулируются гл. 14.1 раздела V.I российского НК. Тут выделяются две основные группы данных сделок:
- Заключенные лицами, что выступают взаимозависимыми.
- Сделки, приравненные к заключенным между таковыми взаимозависимыми лицами.
Контролируемые сделки по НК - также и категории однородных сделок, совершенные с целью искусственного создания условий, при которых данная операция внешне перестает подходить под признаки контролируемой.
Какие новые условия действуют в этой сфере?
Обновление российского законодательства
Что касается положений по контролируемым сделкам в НК РФ, надо отметить, что законодательство в данной области изменилось в январе 2018-го. Тогда вступила в силу обновленная редакция раздела V.I кодекса. Она ввела положения о новом контролируемом субъекте в сфере трансфертного ценообразования. Им стали международные фирмы и корпорации.
Рассмотрим более подробно важные положения обновленного российского налогового законодательства.
Основополагающие критерии
Рассмотрим критерии контролируемых сделок, являющиеся актуальными в настоящее время:
- Сумма прибыли по данному контракту за год превосходит 1 млрд рублей. Тут стоит внести уточнение: имеется в виду сумма доходов по совершенным сделкам с одним партнером, контрагентом, клиентом.
- Случаи, когда один из участников сделки применяет для своей деятельности налоговые спецрежимы (ЕНВД, ЕСХН), а вторая сторона сделки не использует их в своем отношении. Такие контракты будут считаться контролируемыми сделками между взаимозависимыми лицами, если общая сумма дохода по ним превысит 100 млн рублей.
- Один из участников сделки определен плательщиком НДПИ, что исчисляется по ставке, установленной в процентах. Действует и такое условие: сделка признается контролируемой, если ее предметом является полезное ископаемое, считающееся предметом налогообложения, соответствующего НДПИ.
- Если хотя бы один участник сделки освобожден от обязанностей плательщика налога на доход организации, компании, применяет налоговую ставку 0 %, в то время как иные участники сделки не имеют подобных преференций.
- Хотя бы один из партнеров является участником инвестиционного регионального проекта, что дает ему право применять пониженную ставку налога на доходы в казну субъекта, или 0 % ставки при отчислениях налогов в федеральный бюджет.
- Хотя бы один из участников сделки применяет в продолжение налогового периода инвестиционный вычет по налогу на доходы организаций, предусмотренный согласно ст. 286.1 НК.
Для сделок, перечисленных в пп. 3-6, установлена пороговая величина прибыли, при превышении которой сделки будут признаны контролируемыми. Она составляет 60 млн рублей в один календарный год.
Полный перечень критериев
Какие сделки - контролируемые? С полным перечнем критериев данного типа сделок можно ознакомиться в ст. 105.14 НК.
Как вы могли заметить, это внутренние сделки и контракты. Что же касается внешнеэкономического сотрудничества, сделок, заключаемых с нерезидентами РФ, разного рода иностранными фирмами и предприятиями, то они все являются контролируемыми. Без какой-либо зависимости от суммы прибыли по данным сделкам за год.
Приравненные к сделкам, заключенным между взаимозависимыми
Налогообложение контролируемых сделок, соответственно, регулируется НК РФ и рядом рассмотренных нами международных нормативных актов. Мы уже разобрали критерии касаемо сотрудничества взаимозависимых лиц. Теперь представим характеристики сделок, которые считаются приравненными к нему:
- Вся совокупность сделок, связанных с продажей товаров, реализацией работ, услуг, что были совершены при участии формальных посредников. Что это значит? В сделке участвовало множество лиц, которые не являются взаимозависимыми, но в то же время и не выполняют никаких функций, кроме организации данной реализации продукции, услуг, работ между взаимозависимыми участниками. Такие посредники не несут риски, не задействуют активы.
- Сделки в сфере внешней реализации товаров сферы общемировой биржевой торговли. Реализуемая продукция при этом должна относиться к следующим категориям: нефть и группа товаров ее переработки, цветные и черные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни.
- Сделки, где одной из сторон выступает лицо, являющееся резидентом государства, выступающего, по версии российского Министерства финансов, оффшором. Полный перечень стран-оффшоров утверждается Минфином в соответствии с пп.1 п.3 ст. 284 НК.
Не являются контролируемыми
Мы определили критерии контролируемых сделок по займам, закупкам и проч. Теперь разберемся, какие сделки не входят в их число. Их полный список представлен в п.4 ст.105.14 НК. Перечислим самые характерные.
Сделки между участниками, представителями одной консолидируемой категории налогоплательщиков. Контролируемыми среди них будут только контракты, которые были заключены налогоплательщиками НДПИ, начисляемым по ставке в процентах.
Не будут подконтрольными и сделки, которые одновременно удовлетворяют следующим законодательным требованиям:
- Участники зарегистрированы в одном и том же российском субъекте.
- Лица-участники не имеют обособленных подразделений своих организаций в иных регионах РФ, а также за границами России.
- Стороны сделки не уплачивают налог на доход в бюджеты иных субъектов РФ.
- Участники не имеют расходов, которые учитываются при исчислении налога на доход.
- Нет достаточных обстоятельств, условий для признания сделок, совершаемых данными участниками, контролируемыми в опоре на пп. 2-7 п.2 ст. 105.14 НК.
Не будут считаться контролируемым в России также и сделки, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК, совершаемые при осуществлении деятельности, что связана с добычей углеводородного сырья на морском новом месторождении (в случае, если сделки совершаются в отношении одного и того же месторождения).
Не контролируются различные межбанковские депозиты и кредиты, открытые на срок до 7 дней включительно.
Не являются подконтрольными сделки в сфере военно-технического сотрудничества РФ с иными странами, которое проходит на основании ФЗ № 114 (1998).
Сделки по представлению гарантий, поручительств в случае, когда все участники являются российскими организациями, не относящимися к банковским, тоже не будут контролируемыми.
Сделки по предоставлению беспроцентных кредитов между взаимозависимыми сторонами также могут быть неподконтрольными. Но лишь при условии, что участники, выгодоприобретатели проживают на территории РФ или имеют постоянную регистрацию в ее пределах.
Уведомление о контролируемых сделках не направляется и в случае заключения контрактов, сумма которых не превышает установленную законодательством для трансфертных сделок.
Соответственно, сделки, которые законодательно не признаны контролируемыми, не могут выступать объектами налогового контроля. Даже в целях проверки соответствия установленных в их ходе цен рыночным.
Определение рыночной стоимости
Мы разобрались, в каких случаях уведомление о контролируемых сделках будет актуальным, а в каких - нет. Для налоговой службы такие контракты в первую очередь представляют интерес из-за установленной в их положениях цены - соответствует ли она рыночной или является заниженной, завышенной.
Что касается РФ, в нашей стране действует "мировой принцип" в отношении регулирования трансфертного ценообразования. Это так называемый "принцип вытянутой руки". Тут в целях налогообложения величина выплат, цен по сделкам с взаимозависимыми участниками (и приравненными к ним сторонами) пересчитывается по отношению к рыночным показателям так, будто эти компании, организации являются независимыми друг от друга. Таким образом, цены проверяются не по всем сделкам вообще, а лишь по контролируемым.
Но при этом универсальной методики нахождения рыночной цены нет. Что касается российского НК (ст. 105.7), он допускает использование всего 5 способов:
- Метод рыночных сопоставимых цен. Он является приоритетным в данном списке. Для его использования необходимо наличие на соответствующих рынках хотя бы одной-единственной сопоставимой сделки, наличие достаточной информации по ее условиям.
- Метод стоимости последующих реализаций. Он избирается приоритетным в случае приобретения товара у взаимозависимого участника и перепродажи данной продукции независимому лицу без ее переработки.
- Затратный метод. Он выступает приоритетным при оценке сделок, связанных с услугами.
- Метод сопоставимой рентабельности. Он применяется в случае недостаточности или полного отсутствия данных, на основании которых можно сделать обоснованный вывод о наличии необходимого уровня сопоставимости финансовых условий сравниваемых сделок. Используется при невозможности приложения метода последующей реализации. Или же затратного метода.
- Метод распределения доходов. Он используется в случае невозможности применения иных методик. Или же при факте наличия в собственности, пользовании участников анализируемой сделки прав на какие-либо объекты НМА.
Основания для выбора метода
Мы продолжаем разбирать заполнение контролируемых сделок. Важным является законодательно верно избрать тот или иной метод для анализа устанавливаемых цен в пределах таких сделок.
Тут аналитики опираются на следующее:
- Суть данной сделки. То есть определяются функции ее участников, изучаются используемые активы и риски, которые принимаются каждой из сторон. При анализе специалист, в частности, опирается на ст. 105.5, 105.6 НК.
- Сопоставление условий рассматриваемой сделки между взаимозависимыми участниками с условиями аналогичной сделки, но уже между независимыми участниками.
Для проведения анализа Налоговый кодекс допускает использование лишь общедоступных источников данных, открытых сведений о налогоплательщиках. Это дает последним определенное преимущество при подготовке обоснования цен контракта.
Если был выявлен факт неуплаты/неполной уплаты налога в результате применения взаимозависимыми участниками нерыночных цен, наступает ответственность в форме денежного штрафа. Это 40 % от суммы неуплаченного налогового взноса. Но не менее 30 тыс. рублей (по статье 129.3 НК).
Уведомление
Если налогоплательщик понимает, что планируемая им сделка по определенным критериям может быть отнесена к контролируемым, он обязан подать соответствующее уведомление. Его состав регулируется п. 3 ст. 105.16 НК. В уведомлении обязательно должно быть четыре блока данных:
- Календарный год, к которому будет относиться данное налоговое уведомление.
- Предмет данной сделки.
- Сведения о сторонах сделки.
- Сумма доходов/расходов по данному контракту.
Срок подачи таких уведомлений истекает в мае года, следующего сразу же за отчетным. Документ можно предоставить как в электронном, так и в бумажном виде. Форма такового уведомления не произвольная. Она утверждена специальным документом - Приказом ФНС № ММВ-7-13/524@ (2012).
Документ подается в отделение ФНС по месту нахождения налогоплательщика. Что касается крупнейших налогоплательщиков РФ, они подают сведения по месту учета.
Как за непредоставление такого уведомления, так и за указание в нем данных, не соответствующих действительности, налогоплательщик привлекается к ответственности в форме денежного штрафа в 5000 рублей (по ст. 129.4 НК).
Мы разобрали главные критерии сделок, которые в РФ считаются контролируемыми НК. В основном это контракты между взаимозависимыми участниками и лицами, к ним приравненными. Они обязательно должны направить в ФНС соответствующее уведомление, если планируемая ими сделка подходит под определение контролируемой.