Сейчас на территории Российской Федерации действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Что он собой представляет? Как им можно воспользоваться? О чем необходимо знать предпринимателям и структурам, которые решили отдохнуть от чиновничьей бюрократии? Об этом мы расскажем в статье.
Общая информация
Государственный контроль, с которым многие встречаются в виде плановых проверок, часто становится сложным испытанием для тех, кто ведёт коммерческую деятельность. Поэтому не удивительно, что в Российской Федерации был введён временный запрет на это дело. Но здесь следует отметить один момент – защита обеспечена исключительно от плановых проверок со стороны государственных и муниципальных органов. Действует он в период с 2016 г. и по конец 2018 года. Мораторий на проверки бизнеса можно будет оценить после того, как закончиться весь отведенный срок. Но подвести промежуточные итоги можно уже сейчас.
Особенности
Следует отметить, что кричать «Ура!» могли не все предприниматели. Было несколько исключений. Так, не были отменены проверки в отношении лиц, что вели деятельность в сферах образования, здравоохранения и общественности. Также если раньше были допущены грубые нарушения с позиции КоАП Российской Федерации (и они были выявлены в предыдущем периоде), и при этом не прошло хотя бы трех лет, то субъект тоже не подпадает под защищенный режим.
Но бывает и такое, что было получено освобождение от надзора, но предприятие всё так же числится в числе тех, кого должны проверить. В таком случае оно может подать запрос на своё изъятие из этого списка. Следует отметить, что отмена проверок не была произведена и в нескольких стратегически важных направлениях вроде пожарного надзора, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений для субъектов, что эксплуатируют опасные производственные объекты.
Также при определённых условиях сохраняется экологический и радиационный контроль. Ещё не повезло тем, кто имеет доступ к государственной тайне, управляет многоквартирными домами и следит за аудиторскими организациями.
Если же субъект считается таковым, на которого распространяется мораторий на проверки, то проведение процедуры будет считаться грубым нарушением, и её итоги будут признаны недействительными.
Какие последствия?
Ещё больше года будет действовать мораторий на налоговые проверки. Малый бизнес, который смог в полной мере воспользоваться предоставленной возможностью, ощущал себя спокойно на протяжении длительного времени. Но позитивные сдвиги будут не только для субъектов предпринимательства, но и для контролирующих органов. В чем же дело?
Есть такой федеральный закон как 294-ФЗ, где было внесено такое понятие как «риск-ориентированный подход». Он предполагает оптимизацию ведения деятельности, что позволит снизить издержки во время осуществления проверок. Нормы, регулирующие риск-ориентированный подход будут действовать с 1-го января 2018 года. Поэтому когда субъекты предпринимательской деятельности, которых сейчас защищает мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, потеряют свой зонтик, они смогут оценить, насколько изменилось качество обслуживания со стороны государства.
Преследуемые цели
А что же должно получиться в итоге? Хотя о регулирующем ситуацию законе начали заботиться ещё в конце нулевых годов третьего тысячелетия, так уж вышло, что значительные подвижки произошли только в 2014, и он оказался очень к месту. Так, мораторий на проверки позволяет упростить работу малого бизнеса и поддержать его в тяжелой экономической ситуации, в которой сейчас пребывает Российская Федерация.
Это является составной частью плана об уходе от так называемой палочной системы, что предусматривает оптимизацию взаимодействия и расширение возможностей для апелляции по несправедливым решениям. Возможно, что в последующем отдельные положения, что имеет мораторий на проведение проверок, в будущем приобретут постоянный и системный характер.
На кого он нацелен?
В первую очередь необходимо понимать, что от проверок освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые ведут свою деятельность в рамках закона и согласно установленным правилам. То есть для тех, кто не причинял государственным органам неприятностей и не вызывал интереса с правовой точки зрения, и были сделаны эти послабления.
При этом справедливо рассуждали, что если человек/организация не совершает нарушений, то зачем за ним следить? Но расслабляться всё же не стоит – ведь право на осуществление внеплановых проверок всё же осталось. Поэтому, если возникнет прецедент, грубо нарушающий установленные правила, и об этом станет известно контролирующим органам, то мораторий не поможет.
Возможность продления
Сейчас довольно часто можно услышать слова о том, что мораторий на проверки малого бизнеса необходимо продлить. Чаще всего о таком говорят из-за неутешительного положения дел в вопросе обеспечения правового взаимодействия представителей государственных органов и субъектов предпринимательства. Но это в большей мере относится к ситуации, когда сотрудниками соответствующих служб сознательно игнорируется закон.
В целом же сейчас благодаря повсеместной автоматизации процессов, субъекты экономической деятельности, действующие по серым и черным схемам довольно быстро выявляются. Так, для этого используется сопоставление значений деклараций, отдельных налоговых накладных и множество иных инструментов. В случае с честными субъектами экономической деятельности плановые проверки только отнимают время, хотя и являются обязательными. Тогда как в случае с преступными элементами - у государства есть множество иных доступных инструментов.
С позиции государственных органов
Ранее в статье излагалась точка зрения предпринимателей. А что по этому поводу думают государственные служащие? Начать можно с президента Российской Федерации В. В. Путина. Он ещё в 2014 году выражал неудовольствие от того, что послабление надзора за субъектами предпринимательской деятельности ведётся значительно медленней, нежели рассчитывалось первоначально. Поэтому он сообщает, что выступает за облегчение жизни рядовых граждан, в том числе и ведущих коммерческую деятельность.
Государственные служащие рангом поменьше тоже выступают за мораторий. Но причины такой позиции явно прозаичней и проще: им в таком случае придётся меньше работать. Не секрет ведь, что большинство людей хотело бы просто получать деньги и ничего не делать. Но в целом и общем они приветствуют систематизацию и актуализацию данных, которые предоставляются предприятиями. Мораторий же даёт определённую передышку для того, чтобы разобраться с накопившимися делами и провести подготовку государственных органов для выхода на новый уровень.
В заключение
И что же можно сказать напоследок? Подводя итог, следует отметить ещё раз, что хотя мораторий на осуществление проверок и является довольно позитивным моментом, но нам необходимо работать над улучшением ситуации на системном уровне. Ведь если всё будет нормально работать и функционировать, то не будет надобности и прибегать к определённым временным мерам. Хотя сказать о том, что удастся в ближайшее время достигнуть определённой идеальной ситуации, нельзя. И дело тут не только в государственных служащих и законах.
Наш мир постоянно изменяется, возникают новые условия, направления и многое другое. Поэтому, даже если бы мы имели самых совершенных государственных служащих и принимаемые ими законы – даже тогда вряд ли нам под силу было бы реализовать идеальную ситуацию, которая не требует вмешательства. Главное помнить – ничего не создаётся на ровном месте. Поэтому, если есть желание улучшать свою жизнь и существование близких людей, то над этим необходимо работать. Нужно взаимодействовать с органами государственной власти, предлагать им свои видения на различные вопросы, возможно – даже идти на конфликт, отстаивая свои интересы.