Рубрики
...

Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков

Весьма обширная группа правонарушений – это проступки. В отличие от преступлений они характеризуются значительно меньшей степенью социальной опасности. Проступки в качестве разновидности правонарушений достаточно неоднородны. Исходя из того, на какую сферу социальных отношений они посягают, их можно подразделить на 8 категорий.

Типология проступков

Во-первых, это административный проступок – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

административный проступок

Во-вторых, дисциплинарный проступок – правонарушение, совершаемое в рамках трудовых отношений и разлагающее порядок нормальной работы предприятия, организации, учреждения. Они ослабляют трудовую дисциплину (воинскую, учебную, служебную) и тем самым способствуют дезорганизации рабочей деятельности компании, существенно снижают ее эффективность. Так, дисциплинарный проступок – это прогулы, систематические опоздания, нарушение регламентированных технологических правил, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и другое.

Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение должностных обязанностей и др.

В-третьих, материальный проступок - это правонарушение также в области трудовых отношений, но уже касающееся причинения вреда конкретной организации (в которой непосредственно служит правонарушитель). Сюда относится порча материальных ценностей, их недостача, неправильное хранение и пр.

В-четвертых, гражданский проступок – это правонарушение, которое совершается в области имущественных, неимущественных отношений, представляющих для человека определенную духовную ценность (достоинство, авторство, честь), и которое защищается посредством гражданского права. Оно выражается в виде морального либо материального вреда, нанесенного либо отдельным гражданам, либо организациям (распространение сведений, которые порочат достоинство и честь гражданина, неисполнение установленных договорных обязательств и т. д.).

дисциплинарный проступок

В-пятых, финансовый проступок – это правонарушение, касающееся сбора, распределения материальных госресурсов (нарушение формирования финансовой отчетности, сокрытие налогов, несоблюдение установленных правил в отношении ведения операций по кассе и пр.).

В-шестых, семейный проступок – это правонарушение в рамках брачно-семейных взаимоотношений (отказ от воспитания, содержания детей, неисполнение супружеских обязанностей и пр.).

В-седьмых, конституционный проступок – нарушение, которое выражается, в частности, в принятии государственными органами противоречащих Конституции нормативных актов.

Восьмой тип – процессуальный проступок – нарушение порядка осуществления правосудия, установленного законом, прохождения дела (юридического) в правоприменительном органе (неявка свидетеля, вызванного следователем, прокурором, судьей с последующим наложением штрафа либо неявка подсудимого в здание суда с последующим изменением меры пресечения - к примеру, заменой подписки о невыезде на арест).

Понятие административного проступка

Согласно российскому КоАП, оно трактуется как виновное противоправное действие (бездействие) физлица либо юрлица, за которое полагается административная ответственность.

Административным проступком является применение госорганами в отношении субъектов административного права различного рода административной ответственности за нарушение определенных нормативных предписаний КоАП России.

Состав рассматриваемого правонарушения

Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

Состав административного проступка включает:

  1. Субъекта (юрлицо и физлицо).
  2. Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
  3. Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
  4. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).

состав административного проступка

Эти элементы обязательны для законченного полного состава правонарушения. Именно это имеет весомость при рассмотрении конкретными компетентными органами ряда дел, которые вытекают из рассматриваемого вида правонарушений.

Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

Выделяют следующие признаки административного проступка:

  • Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
  • Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
  • Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
  • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость).

Административное правонарушение и дисциплинарный проступок: отличительные особенности

Согласно общим правилам, последний опосредуется трудовыми отношениями. Достаточно часто нарушение соответствующих им обязанностей одновременно расценивается как административное правонарушение. Данного рода деликты получили название административно-дисциплинарных.

Отличие административного правонарушения от проступка дисциплинарного заключается в характере общественных отношений, на которые нацелено противоправное деяние. Так, дисциплинарные проступки ориентированы на разлад внутреннего распорядка (трудового), который установлен в соответствующей организации, а еще на трудовую (воинскую, служебную) дисциплину. Согласно вышеуказанному правилу, данные социальные отношения – не объект административного правонарушения.

отличие административного правонарушения от проступка

Как было уже упомянуто ранее, данного рода проступок – неисполнение должностных обязанностей работником конкретного предприятия. Помимо этого, он влечет за собой непосредственно дисциплинарную ответственность, выраженную в виде дисциплинарных взысканий, которые значительно отличаются от взысканий, налагаемых за административное правонарушение по основаниям, таким как:

  • характер содержания решений (правоограничений);
  • порядок регулирования;
  • правовые последствия применения;
  • круг субъектов, наделенных правом их применять.

Административная ответственность: понятие, основание, признаки

Это важнейший институт административного права. Данного рода наказуемость за совершенный административный проступок прописывается в разных нормативных актах. Так, законодатель устанавливает административную ответственность за конкретное противоправное действие, признавая тем самым общественную вредность данного деяния, а иногда и его социальную опасность. Он дает юридическую оценку и осуждает данное противоправное деяние вместе с лицом, его совершившим.

Если рассматривать взаимосвязь таких понятий, как административный проступок и административная ответственность, то можно с уверенностью сказать, что второе – следствие первого. Это правовое понятие, сущность которого устанавливается административным законодательством. Административная ответственность в качестве вида юридической – один из методов госуправления, который связан с принудительным созданием порядка и урегулированности.

Административная ответственность за административные проступки носит как имущественный характер (компенсации, штрафы и пр.), так и неимущественный (административный арест, предупреждение и др.).

ответственность за административные проступки носит

Ее основные признаки:

  1. Она – следствие виновного деяния.
  2. Административная ответственность за административные проступки носит защитный характер (охрана правопорядка).
  3. Сопровождается общественным и государственным осуждением правонарушителя, совершенного данным субъектом деяния.
  4. Данного рода ответственность нормативно определена (суть - установление и последующее применение санкций действующих правовых норм).
  5. Она сопряжена с применением комплекса мер принуждения в отношении правонарушителя.
  6. Ее реализация осуществляется в установленной процессуальной форме.

Административный проступок и преступление: отличительные черты

Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

Классификация рассматриваемого понятия

Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:

1. Административные деликты против личности, а именно:

  • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
  • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
  • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
  • нравственности (неуважение пожилых людей);
  • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
  • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
  • здоровья (употребление наркотиков);
  • собственности (мелкое хищение).

2. Административные проступки (примеры ниже) против социальной жизни, точнее, в следующих сферах:

  • промышленность (несоблюдение норм промышленной безопасности);
  • энергетики (повреждение электросетей);
  • транспорт (безбилетный проезд);
  • связь и информация (повреждение телефонных будок);
  • общественный порядок (мелкое хулиганство);
  • экология (несанкционированная вырубка деревьев);
  • строительство (возведение зданий без соответствующего разрешения);
  • сельское хозяйство (несоблюдение перечня правил и норм борьбы с вредоносными растениями);
  • дорожное движение (превышение скорости);
  • рынок ценных бумаг (несоблюдение порядка ведения реестра);
  • общественная безопасность (стрельба из огнестрельного оружия в черте населенного пункта).

3. Рассматриваемые деликты против государства, а именно против:

  • госсобственности (несоблюдение норм эксплуатации культурных объектов);
  • финансов (несоблюдение правил порядка ведения операций по кассе);
  • таможни (несанкционированный ввоз товаров);
  • защиты госграницы (несанкционированное пересечение российской границы);
  • предпринимательской деятельности (открытие бизнеса без соответствующего разрешения);
  • налогов (нарушение сроков и порядка подачи декларации);
  • государственной власти (неосуществление предписаний судьи);
  • порядка управления (проживание без соответствующей регистрации).

Административное право: понятие, признаки

Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

Административное право имеет следующие признаки:

  1. Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
  2. Данное право – совокупность норм юридической направленности.
  3. Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
  4. Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
  5. Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
  6. Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).

административное право

Разновидность административных наказаний

Как уже было упомянуто ранее, все административные проступки (примеры которых приведены выше исходя из их разновидности) подвергаются соответствующей неприятной мере воздействия.

Существуют следующие виды наказаний (административных):

  • предупреждение (взыскание, имеющее моральное содержание, которое оформляется письменно либо в иной форме, кроме устной);
  • возмездное изъятие предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное отчуждение и его последующая реализация с возвратом оставшейся после вычета сопутствующих расходов суммы денежных средств собственнику);
  • лишение особого права, предоставленного физлицу, к примеру, права охоты, управления автотранспортным средством (сроком до 3-х лет в ситуации грубого либо систематического правонарушения);
  • административное выдворение иностранца (лица без соответствующего гражданства) за пределы России;
  • административное приостановление осуществляемой деятельности (либо окончательное, либо сроком до полугода);
  • штраф (материальное взыскание, которое налагается за правонарушение административного характера в размере, установленном российским законодательством);
  • конфискация предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное безвозмездное его отчуждение в госсобственность);
  • административный арест (сроком до 15 суток и лишь в особых случаях и за исключением группы лиц: беременных либо имеющих детей младше 12 лет, несовершеннолетних, инвалидов 1, 2 группы);
  • дисквалификация (административное взыскание и принудительное лечение больных алкоголизмом, токсико- и наркоманией, уклоняющихся от добровольной госпитализации, ввиду чего ставших угрозой общественному порядку).

Итак, уже стало понятно, что административная ответственность владеет обширным запасом мер принуждения административного характера, которые весьма специфичны и выделяют ее среди иных форм юридической ответственности (уголовной, гражданской, трудовой и пр.). Помимо этого, она носит публичный характер, пресекает исключительно административные деликты и сочетает и личную, и имущественную ответственность.

Совершение лицом данного рода правонарушения выступает законным основанием для использования мер рассматриваемой ответственности. Законодатель имеет их большой запас. Каждая из мер отличается комплексом исключительных преимуществ перед иными видами, а также ограничительными возможностями.

Достижение соответствующих целей доступно лишь в ситуации применения к отдельно взятому случаю конкретной меры ответственности, соответствующей совершенному противоправному деянию, нанесенному им ущербу. Это может быть реализовано только при условии строгого соблюдения закона, основных принципов использования мер данного рода ответственности, а именно:

  • правомерности применения данных мер (их строгое соответствие закону);
  • справедливости наказания;
  • целесообразности привлечения к данного рода ответственности конкретного лица;
  • соразмерности (соответствие совершенного деяния и ответственности за него).

Напоследок стоит напомнить, что правонарушения подразделяются на преступления и проступки (дисциплинарные, административные и пр.).