Государственная гражданская служба берет свое начало с самых древних времен. Изначально необходимость ее формирования была обусловлена потребностью в урегулировании конфликтов между племенами, защите от внешних вторжений, обеспечении экономической интеграции.
Историческая справка
В древности на Руси у удельного князя в распоряжении находилось воинское формирование. Оно обеспечивало охрану жителей подвластной территории от внешних врагов и межплеменных конфликтов. Власть находилась у наиболее инициативного княжеского племени. В результате правящий род выступал в качестве основы формирующейся государственной службы того времени. В период Киевской Руси власть институционально нормировала социальные действия, присоединив западное право, оформленное письменно во времена Ярослава Мудрого. К 15 столетию была официально зафиксирована категория "служивые люди". Крупнейшие реформы были проведены в эпоху Петра I. В годы его правления было осуществлено правовое закрепление чиновничества. Оно определялось как группа населения, обладающая особенным положением. Наиболее значимыми достижениями в ходе реформы стали "Генеральный регламент", "Табель о рангах", Указ "О фискалах и должностях". В течение 18-19 веков было принято большое количество нормативных актов, которые регулировали труд госслужащих. Последующее развитие продолжилось в эпоху Николая I.
В годы его правления было утверждено Положение, регулирующее порядок производства и чины гражданской службы. Важнейшим нормативным актом стал Устав о государственной гражданской службе Российской Империи. Он был принят в 1832 году. Этот документ регулировал главные вопросы, которые составляют содержание института. В советское время аппарат управления формировался в соответствии с принципами землячества, клановости, закрытости, а также строжайшего отбора по партийной преданности. В результате советская государственная гражданская служба к концу 80-х годов 20 века сложилась как законсервированная малоподвижная система, отвергавшая все новое.
Новый этап
Он начался с 90-х годов прошлого столетия. Достаточно обширные общественно-экономические реформы в России совпали по времени с международными процессами поиска наиболее эффективных вариантов формирования управленческой системы. Она должна была быть направлена на определенный результат, использовать современные административные инструменты и технологии. Вместе с этим во многих странах была поставлена задача по созданию мобильной государственной службы, открытой для граждан.
Современные реалии
Государственная гражданская служба Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией. Основополагающей является ст. 32 (ч. 4). В ней в качестве важнейшей формы участия населения в делах по управлению в стране и обществе определена государственная гражданская служба Российской Федерации. Вместе с этим существуют еще два основных нормативных акта, регулирующих данную сферу. Первым является ФЗ № 58. Его положения определяют содержание и организацию системы. Второй – нормативный акт № 79 "О государственной гражданской службе". Рассмотрим их более подробно.
Нормативный акт № 58
Этот Закон о государственной гражданской службе довольно емкий и содержательный. Он основывается на положениях Конституции о принципах создания и последующего функционирования рассматриваемого института. В нем также установлены основные свободы и права граждан России. В нормативном акте закреплен принцип единства системы, независимо от того, в каких именно органах она действует. Данный Закон о государственной гражданской службе определяет также организационные и правовые основы института. Это, в свою очередь, выступает в качестве фундамента для формирования определенного комплекса норм. Они являются общими для разных уровней и видов государственной службы. В соответствии с этими положениями и сегодня продолжается процесс становления правовой основы института.
Содержание
В Законе № 58 20 статей. Они содержат значительные изменения в организации рассматриваемого института в сравнении с предыдущим нормативным актом № 199 от 31 июля 1995 года. В новых статьях дано последовательное разъяснение общих вопросов по организации и функционированию структуры. Положения регулируют условия и система управления госслужбой.
Определение
Статья 1 указанного нормативного акта разъясняет, что собой представляет государственная гражданская служба. Она определена как вид профессиональной деятельности физических лиц по обеспечению реализации полномочий власти, компетентных органов, субъектов страны. К уполномоченным лицам относятся и те, которые замещают должности, установленные Конституцией, нормативными актами и Основами регионов.
Основные принципы
Согласно содержанию ФЗ "О государственной гражданской службе", последняя формируется в соответствии с принципами единства организаторских и правовых баз. Неотъемлемым условием существования и функционирования института является открытость, взаимосвязь муниципальных и правительственных подразделений. В качестве основного выступает также принцип федерализма. Сотрудники обладают правом защиты своей профессиональной деятельности от любого неправомерного вмешательства в нее.
Правовое регулирование
Оно находится в общем ведении всей Российской Федерации и ее субъектов, а организация – в собственном региональном подчинении. Это значит, что территориальные подразделения должны принимать положения на основании нормативно-правовых актов вышестоящего уровня. Государственная гражданская служба рассматривается в качестве единой и целостной системы.
Кадровый состав
Должности государственной гражданской службы разделены на три категории. В частности, в структуре работают сотрудники:
- Воинских формирований.
- Федеральной службы.
- Правоохранительных органов.
Такая классификация в рамках института введена впервые. Это обуславливает необходимость определения правового статуса непосредственно государственной должности. Это позволит осуществить классификацию направлений деятельности сотрудников в целом. Для реализации данной задачи необходимо определить критерии, на основании которых можно будет соотнести должности государственной гражданской службы с прочими специализациями административного аппарата страны. В качестве одного из основных отличий организации института сегодня выступает исключение принципа о внепартийности структуры.
Второй ФЗ "О государственной гражданской службе": общие сведения
Его называют также "трудовым кодексом" чиновников и ГОСТом института. В Законе дано целостное представление о деятельности сотрудников, составляющих административный стержень управления, реализующих задачи по регулированию общественного взаимодействия индивидов, организаций, субъектов страны. Данный нормативный акт, кроме того, определяет экономические, организационные и правовые аспекты.
Предмет регулирования
В качестве него выступают отношения, связанные с поступлением на службу и ее прохождением, а также прекращением деятельности в структуре. Нормативный акт определяет статус (положение) работников. В качестве основной идеи данного закона выступает обеспечение единого подхода к процессу юридического регулирования гражданской государственной службы, организации системы в целом, конкретизации и детализации норм описанного выше акта. В данном случае предусматривается направленность на обеспечение условий, в которых смогли бы взаимодействовать муниципальные и иные ветви института и государственная гражданская служба. 79-ФЗ считается одним из системообразующих нормативных актов в рассматриваемой сфере. Это обусловлено тем, что в нем содержатся основные понятия института, системно определены его основы.
Принцип гласности
В новом законе он существенно сужен. В ранее действовавшем нормативном акте № 199 также был закреплен принцип гласности. Однако в действительности он не стал основополагающим аспектом в работе административного аппарата. После тщательной проработки принцип гласности, закрепленный в новом Законе, вошел в ряд основ построения и деятельности структуры государственной гражданской службы. В нормативном акте сегодня он представлен в комплексном виде. Принцип гласности представляет собой открытость функционирования государственной службы и доступность для общественного контроля.
Новые положения
На некоторые из них эксперты обращают особое внимание. В частности, в ФЗ № 79 установлены новый единый порядок формирования кадрового состава структуры, принципы профессиональной подготовки и повышения квалификации, переподготовки и стажировки сотрудников. Также определены социальные гарантии, предоставляемые работникам структуры. В Законе установлены и новые категории служащих. Ранее существовали группы "А", "Б","В". В новых положениях введено четыре категории:
- Обеспечивающие специалисты.
- Советники и помощники.
- Специалисты.
- Руководители.
Еще одной особенностью выступает введение для сотрудников структуры классных чинов. Они заменили квалификационные разряды и соотносятся с воинскими и специальными званиями правоохранительной системы.
Требования к поведению сотрудников
Должностные лица, осуществляющие анализ соблюдения госслужащими их обязанностей, по сути, наделяются правом субъективно оценивать деятельность сотрудников. Формулировки, касающиеся этих полномочий, в Законе весьма расплывчаты. В них отсутствуют четкие критерии для оценки содержания тех или иных суждений. Любое упоминание государственных органов власти (в превосходном смысле в том числе), таким образом, может расцениваться как нарушение закона.