Закон "О госзакупках" (44-ФЗ) регламентирует отношения, возникающие в сфере обеспечения муниципальных и государственных нужд. Нормативный акт принят для повышения результативности и эффективности данной деятельности. Он направлен на обеспечение гласности и прозрачности сделок, предупреждения коррупции и прочих злоупотреблений. Рассмотрим далее подробнее 44 Закон "О госзакупках" с изменениями.
Сферы действия
Федеральный закон "О госзакупках" регулирует отношения, касающиеся:
- Определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
- Планирования закупок работ, товаров и услуг.
- Исполнения контрактов.
- Заключение гражданско-правовых соглашений, предметом которых выступает поставка продукции, производство работ или оказание услуг, в том числе покупка или аренда имущества от имени РФ, субъекта России либо МО, а также бюджетным предприятием или иным юрлицом.
- Мониторинга закупок.
- Аудита.
- Контроля соблюдения законодательных и прочих нормативных актов о контрактной системе, действующей в сфере закупок.
Принципы
Новый Закон "О госзакупках" устанавливает следующие обязательные условия осуществления деятельности в сфере обеспечения муниципальных/государственных нужд:
- Открытость и прозрачность информации о совершаемых сделках.
- Обеспечение конкуренции.
- Профессионализм заказчиков.
- Стимулирование инноваций.
- Единство контрактной системы.
- Ответственность за результативность деятельности.
- Эффективность совершения закупок.
Открытость и прозрачность
В соответствии с законодательством, на территории страны обеспечивается безвозмездный и свободный доступ к сведениям о контрактной системе в области закупок. Прозрачность и открытость информации достигаются посредством размещения необходимых данных в единой базе. Сведения, которые в ней присутствуют, должны быть полными и достоверными.
Обеспечение конкуренции
Закон "О госзакупках" устанавливает, что контрактная система ориентирована на формирование равных условий для реализации субъектами своих прав. Любое лицо, заинтересованное в сделке, обладает возможностью стать исполнителем (подрядчиком, поставщиком). Конкуренция должна основываться на реализации принципа добросовестной неценовой и ценовой политики между частниками отношений. Это необходимо для выявления наилучших условий выполнения работы, поставки товара или предоставления услуги. Запрещено совершение специализированными предприятиями и их должностными лицами, заказчиками, комиссиями по закупкам и их членам, участникам отношений действий, противоречащих положениям рассматриваемого Закона. К таким актам в том числе относятся и те, посредством которых ограничивается конкуренция, необоснованно создаются препятствия для субъектов.
Профессионализм заказчика
Закон "О госзакупках" предусматривает, что в рамках контрактной системы деятельность субъектов (специализированных предприятий, контрольного органа) осуществляется с привлечением квалифицированных сотрудников. Они должны обладать теоретическими знаниями, умениями и определенными навыками в данной сфере. Специализированные организации, заказчики предпринимают соответствующие меры по поддержанию профессионального уровня и образования должностных лиц. Это осуществляется, в том числе, посредством повышения квалификации или переподготовки в соответствии с действующими нормативными предписаниями. Закон "О госзакупках" определяет, что заказчики в процессе планирования и реализации проектов должны исходить из приоритетности обеспечения муниципальных и государственных нужд, приобретая высокотехнологичную и инновационную продукцию.
Единство системы
Контрактная схема основывается на единообразных подходах и принципах. Они позволяют обеспечивать муниципальные и госнужды путем планирования и проведения закупок. В рамках контрактной системы выполняется мониторинг и аудит, осуществляется контроль и регулирование отношений.
Ответственность
Закон "О госзакупках" возлагает на должностных лиц заказчиков обязанность за соблюдение нормативных требований. Эти субъекты несут персональную ответственность за надлежащее исполнение предписаний. Государственные органы, структуры управления внебюджетными фондами, территориальные институты власти, казенные учреждения, прочие юрлица в установленных законом случаях при планировании и проведении закупок должны ориентироваться на необходимость достижения заданных показателей обеспечения муниципальных и государственных нужд.
Цели
44 Закон "О госзакупках" определяет муниципальные и государственные нужды. К ним, в частности, относят:
- Мероприятия, предусмотренные в программах РФ, регионов и муниципалитетов. К ним в числе прочего относят целевые и иные документы стратегического планирования.
- Выполнение международных обязательств, межгосударственных проектов, участником которых является РФ.
- Реализация полномочий и функций госорганов, структур управления внебюджетными фондами (федерального и территориального уровня), муниципальных институтов власти.
Национальный режим
Он применяется при выполнении закупок к продукции, происходящей из зарубежного государства (или их группы), услугам/работам, выполняемым иностранными субъектами. Использование национального режима осуществляется на равных условиях с отечественными объектами сделок, предоставляемыми российскими лицами, по правилам и в случаях, предусмотренных в международных соглашениях РФ. Исполнительный орган, регулирующий контрактную систему, размещает список стран, с которыми у России подписан соответствующий договор. Он также указывает порядок применения режима в информационной базе.
Запреты
Они устанавливаются для обеспечения защиты основ государственного строя, внутреннего рынка, обороноспособности страны, поддержки отечественных производителей, развития экономики. Запреты устанавливаются на допуск продукции, происходящей из-за рубежа, работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Определение перечня таких государств осуществляется по законодательству РФ. Исполнительный регулирующий орган устанавливает условия, в соответствии с которыми производится допуск зарубежных субъектов к контрактной системе, запреты в отношении которых предусмотрены правительством. Нормативные акты, формулирующие ограничения, должны быть опубликованы в законодательном порядке. В трехдневный срок после издания они подлежат размещению в общей информационной системе.
Особые случаи
Изменения в Законе "О госзакупках" коснулись деятельности автономных, муниципальных унитарных предприятий и ряда других юрлиц. В частности бюджетные учреждения участвуют в отношениях в рамках контрактной системы за счет субсидий. Средства предоставляются из соответствующего государственного, регионального или муниципального фонда. Их деятельность в сфере закупок может финансироваться и другими источниками, предусмотренными законодательством, кроме отдельных случаев. В частности речь идет о наличии специального нормативного акта. Если в бюджетном учреждении присутствует документ, принятый в соответствии с ч. 3 статьи 2 ФЗ № 223, оно может производить закупки:
- За счет грантов, которые передаются безвозвратно и безвозмездно юрлицами и гражданами, иностранными в том числе, международными компаниями, обладающими правом на их передачу на территории РФ, а также субсидий, полученных на конкурсной основе из бюджета соответствующего уровня, если условиями, установленными грантодателями не предусматривается другое.
- В качестве контрактного исполнителя. Это право предоставляется в случае привлечения в соответствии с договором при исполнении условий сделки других лиц для выполнения работы, поставки продукции, предоставления услуги, необходимых для погашения учреждениям принятых обязательств.
- За счет средств, поступивших в результате осуществления иной, приносящей доход деятельности, от юрлиц и граждан. Исключением является оказание платных медуслуг по программе ОМС.
При предоставлении по БК РФ инвестиций юрлицу, не выступающему как муниципальное либо госучреждение, унитарное предприятие, при реализации проектов по реконструкции, строительству, техническому переоснащению капитальных объектов на него распространяются положения рассматриваемого ФЗ № 44, регламентирующие деятельность заказчика в пределах и на условиях, установленных бюджетными нормативными актами в рамках соглашений об участии РФ, ее региона либо МО в собственности субъекта инвестиций.