Повышение конкурентоспособности путем улучшения продукции - вот основной путь, по которому должны следовать все современные предприятия. Но как оценить, качественный товар или нет? Как воспримет его покупатель, если поднимется цена? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье, а заодно разберемся, что такое интегральный показатель.
Качество продукции
Качество - это очень субъективный параметр. Задумайтесь, как оценить платье или колбасу? Нужно учитывать десятки параметров. В первом случае это тип ткани, форма покроя, длина, расцветка, степень прилегания, эргономические параметры и т.д. Для одного человека подойдет одно платье, которое совершенно не понравится другому.
Оценить качество довольно сложно. Именно поэтому в экономической теории принято рассматривать этот параметр как степень удовлетворения ожиданиям потребителя. Если человек рассчитывал купить колбасу, состоящую их куриного и свиного мяса, и он ее получил в таком виде, в каком представлял, то этот продукт будет для него качественным.
Но если с материальными товарами еще можно работать, ведь существуют принятые стандарты качества, то с услугами все намного сложнее. Поэтому есть такое понятие, как интегральный показатель оценки качества, с помощью которого предприятие сможет проанализировать степень удовлетворения потребителей.
Определение
Существует довольно много способов оценить конкурентоспособность товара. Самыми упрощенными являются интегральные показатели эффективности. В целом, они отображают отношение суммарного эффекта, получаемого от реализации товара, к издержкам на его производство и сбыт.
Нужно понимать, что понятия "конкурентоспособность" и "качество" находятся очень близко к друг другу, и интегральный показатель выполняет функцию так называемого мостика, соединяя одно с другим.
Для потребителя, кроме качества товара, большую роль играет цена. И именно соотношение его ожиданий и цены продукции описывает интегральный показатель. Придя в магазин, мы не вычисляем формулы, не пользуемся теорией. Мы делаем это на подсознательном уровне, а ученые смогли структурировать и отобразить в теории практические данные.
Пример применения интегрального показателя при покупке стиральной машины
Приведем очень простой пример. В магазине бытовой техники расположены две модели стиральных машин. Первая имеет характеристики:
- максимальная загрузка - 6 кг;
- количество режимов стирки - 20;
- максимальное число оборотов - 1200;
- степень потребления энергии - АА;
- дополнительные функции - "защита от детей";
- цена - 30 тыс. рублей.
Вторая отличается от первой такими параметрами:
- максимальная загрузка - 5 кг;
- количество режимов стирки - 12;
- максимальное число оборотов - 1000;
- степень потребления энергии - АБ;
- дополнительные функции отсутствуют;
- цена - 20 тысяч рублей.
Вы как покупатель будете оценивать каждый из критериев исходя из своих нужд. Если у вас большая семья, где есть маленькие дети, вы ожидаете, что стирки будет много, эксплуатация машинки будет проводиться часто, значит, и заплатить за это нужно соответствующую сумму.
Таким образом, человек, выбирая технику, проводит анализ, сопоставляя свои нужды и ожидания от покупки с ценой.
Формула для расчета
Отобразить теоретические данные поможет формула. По ней рассчитывается интегральный показатель. Оценки результатов используются компаниями для того, чтобы понять, достиг ли товар того уровня ожидания, которое требуют от него потребители.
В данной формуле используются следующие показатели:
I - интегральный показатель качества;
Э - суммарный полезный эффект, получаемый потребителем от использования товара;
Зс - себестоимость (затраты на создание, покупку);
Зз - затраты, возникающие при эксплуатации (текущий ремонт, обслуживание).
Что такое суммарный полезный эффект
В приведенной выше формуле нет никакой сложности, кроме определения суммарного полезного эффекта. Оценить объективно этот показатель сложно. В рамках предприятия можно провести расчеты и изучить, что ожидается от того или иного товара за срок его службы.
Вернемся к примеру со стиральной машинкой. Производитель будет рассчитывать суммарный полезный эффект так:
- оценит срок эксплуатации (5 лет);
- за пять лет машинка будет использоваться в среднем раз в два дня на средней загрузке;
- таким образом суммарное количество дней использования будет равно: 365/2×5= 912 дней;
- Если учесть, что работать будет на мощности 1000 оборотов, то получится 912 тыс. оборотов за 5 лет.
Но это будет расчет производителя. Потребитель обычно завышает требования, в первую очередь в сроке службы. Поэтому суммарный полезный эффект для каждого будет разным.
Затраты на себестоимость и эксплуатацию посчитать намного проще.
Оценка конкурентоспособности
Мы уже выяснили тот факт, что понятия "качество" и "конкурентоспособность" очень близки. И хотя отожествлять их нельзя, но и проводить толстую черту тоже. Они очень сильно взаимосвязаны, и чем выше качество за умеренную цену, тем больше шансов понравится потребителю.
После того как предприятие получило информацию о степени удовлетворения потребителей, пора переходить к оценке конкурентоспособности товара. Существует довольно много методик, но все их можно разделить на группы: единичные оценки отдельных параметров, комплексные и интегральные.
Интегральный показатель конкурентоспособности - это соотношение, при котором сравниваются комплексные показатели товара по технологическим параметрам и комплексные показатели по денежным единицам (например, цена и стоимость израсходованного электричества). Расчет производится по следующей формуле:
где Gm - это комплексный показатель по техническим параметрам; Gэ - комплексный показатель по экономическим параметрам.
Полученный результат определяет конкурентоспособность следующим образом: если J <1, то товар хуже остальных, если J> 1, то превосходит, а если равен 1, то находится на одном уровне.
Таким образом, мы выяснили, что интегральный показатель - это упрощенный способ сравнить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.