Рубрики
...

Исключительная экономическая зона в международном праве: понятие, ширина, пределы, правовой режим

Конвенция ООН в статье 55 определяет современное явление в международном морском праве, вошедшее в действительность под названием "исключительная экономическая зона".

Объяснение термина

Понятие исключительной экономической зоны считается новеллой в международном праве. Термин и его объяснение были сформулированы на третьей конференции ООН по морскому праву в 1982 году. Положения Конвенции положили начало формированию целого пакета документов на международном уровне.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона – это прилегающий к территориальному морю участок водного пространства, на который распространён специальный правовой режим. В диапазон распространения юрисдикции входят дно, его недра и воды. Нововведённое понятие стало компромиссом между различными мнениями о разделении пространства.

Ширина зоны

Конвенция определила пределы участка. Принято, что ширина исключительной экономической зоны не может быть больше двухсот морских миль. Это примерно триста семьдесят километров. Отсчёт ведётся от исходных линий, которые являются началом для определения ширины его территориального моря.

Пределы исключительной экономической зоны.

Решение Конвенции ООН претворяется в жизнь. На сегодня более ста государств мира определили пределы исключительной экономической зоны в двести миль.

Правовой порядок на территории

Прибрежное государство компетентно реализовывать правовой режим исключительной экономической зоны.

  1. Проводить мероприятия, направленные на сохранение и защиту среды моря.
  2. Осуществлять научные исследования морских глубин.
  3. Создавать сооружения и установки, основывать искусственные острова, пользоваться своими конструкциями.

В то же время уголовная компетенция прибрежного государства ограничена. Оно вправе осуществлять инспекцию, досмотр, в случае необходимости судебное разбирательство или арест. В случае задержания иностранного судна соответствующему государству сообщается о принятых мерах через специальные каналы связи. Наказанием не может стать тюремное заключение экипажа или другая форма наказания его членов. После внесения оговорённой суммы залога или другого материального обеспечения арестованное судно с экипажем немедленно освобождается. Иное развитие событий должно быть утверждено в договоре между государствами.

Правовой режим исключительной экономической зоны.

Полномочия прибрежного государства

Международное право закрепило суверенные права государства в этой экономической части моря. К ним относятся:

  1. исследование, эксплуатация и сохранение неживых и живых запасов моря;
  2. регулирование запасов;
  3. использование зоны в экономических целях (в частности, получение энергии через применение силы течений, ветра или воды);
  4. установление правил получения лицензий, места и времени лова, сбор налогов;
  5. осуществление юрисдикции на искусственных островах, сооружениях и установках.

Режим исключительной экономической зоны.

Требования к другим государствам

Исключительная экономическая зона находится в пользовании других государств. Они могут получать пользу в рамках международного права. Все страны беспрепятственно осуществляют авиаперелёты в воздушном пространстве над морем. Нет ограничений в свободе судоходства. Государства ведут прокладку трубопроводов или подводных кабелей.

Все страны должны придерживаться юридических норм, установленных прибрежным государством. Они обязаны подчиняться его законам, выполнять правила, считаться с его правами и обязанностями.

Ширина исключительной экономической зоны.

История возникновения термина

Определением территории, попадающей под власть прибрежного государства, стали заниматься в восемнадцатом веке. Первоначально морская граница проводилась по видимой с берега линии горизонта. Позднее стали практиковать способ при помощи дальнобойного берегового оружия. Все точки района могли достать его ядра. Прогресс в вооружении увеличивал дальность обстрела, что приводило к расширению прибрежной области. По среднему показателю расстояние полёта ядра равнялось трём милям (одна миля - это тысяча восемьсот пятьдесят два метра). Соответственно, подвластная акватория составляла пять с половиной километров.

В конце девятнадцатого века дальнобойность артиллерии увеличилась до двадцати километров. Англия объявила таможенной зоной двенадцать миль прилегающего морского пространства. Последовали её примеру США, Франция и Россия. До принятия в 1982 году Конвенции ООН страны устанавливали контроль над акваториями по своим правилам. Например, Мадагаскар, Камерун считали своими водами участок в пятьдесят миль, а Перу, Чили, Никарагуа и Эквадор – в двести миль. Лишь в декабре 1982 года в городе Монтего-Бей (государство Ямайка) принято обозначение "исключительная экономическая зона". Конвенция о морском праве начала действовать с 1994 года. В России решение приобрело юридическую силу в 1997 году.

Дополнительные нововведения в морском праве

Кроме понятия "исключительная экономическая зона", были разработаны и утверждены дополнительные термины в морском праве. Они дополняют ключевое название, но различаются по правовому режиму. К ним относятся словосочетания: внутренние и морские воды, международный район морского дна и международные проливы, континентальный шельф и открытое море, прилежащая зона и территориальное море.

Внутренние воды продолжают территорию конкретного государства. Сюда относятся водоёмы, со всех сторон окружённые берегами этого государства, морские бухты и заливы, акватории портов. Исторические воды входят в состав внутренних вод. Историческая традиция, например, считает внутренними водами России залив Петра Великого, территорией Канады - Гудзонов залив.

Исключительная экономическая зона находится.

Территориальное море располагается вдоль берега государства и подчинено его власти. Ширина района составляет двенадцать миль. Оно относится к территории государства. Иностранным военным судам предоставляется возможность мирного прохода по обозначенному району.

Прилежащая зона открытого моря примыкает к территориальному морю и имеет ширину не более двухсот миль. Прибрежное государство самостоятельно принимает решения о разработке и эксплуатации природных запасов. Оно может запрещать или дозволять создание искусственных островов и сооружений. Направлять силы для определения зоны безопасности вокруг них. Только с разрешения правительства проводятся морские исследования. Всем иным государствам предоставляется свобода судоходства по морю и полётов в воздушном пространстве над ним. При прокладке трубопроводов или подводных кабелей другие страны обязаны учитывать суверенные свободы прибрежного государства. В использовании ресурсов экономической зоны участвуют страны, не имеющие выхода к морю, после согласования условий с прибрежным государством.

Континентальный шельф

Режим исключительной экономической зоны касается морского дна и его недр. В статье 76 дано определение понятия. Континентальный шельф - это часть материковой территории, затопленная морем. Он состоит из морского дна и недр подводных районов. Его ширина равняется подводным окраинам материка или двумстам милям от исходных линий. Прибрежное государство распространяет над шельфом суверенные права. Но не затрагивают статуса воздушного пространства над ним и покрывающих его вод.

Прибрежное государство может разрабатывать его природные ресурсы. Морское дно и недра шельфа богаты минеральными и другими неживыми резервами. Неподвижно сидящие на время промыслового развития организмы, передвигающиеся только по дну живые биологические виды также составляют природные запасы района.

В случае когда на континентальный шельф претендует несколько государств, у которых берега располагаются напротив друг друга, требуется подписание соглашения между странами. При отсутствии такого договора раздел морского дна производится по правилу равного расстояния от исходных линий.

За линией континентального шельфа расположена территория, получившая статус международного морского дна. Никакое государство не может посягать на его суверенитет, ресурсами пространства владеет всё человечество.

Открытое море

Вся территория моря за границами территориального ограничения прибрежных государств называется открытым морем. Оно предназначено для всех государств, неважно, имеет оно выход к морю или нет. Никакой стране не разрешается подчинять себе какой-либо участок водного пространства. Оно открыто для мирных целей.

В статье 87 Конвенции ООН определены свободы открытого моря: право беспрепятственных полётов, судоходства, рыболовства, научных исследований, право возводить острова и сооружения, прокладывать трубопроводы и кабели. Единственное ограничение – возможность других государств использовать предоставленные свободы.

Понятие исключительной экономической зоны

Любая страна может посылать судно в открытое море под своим флагом. Оно подчиняется юрисдикции этого государства, находится под его защитой. Капитан судна обязан прийти на выручку любому попавшему в беду лицу, обнаруженному в море. При получении сообщения о необходимости оказания помощи выйти на максимально возможной скорости на поддержку. При столкновении с другим судном помочь экипажу и пассажирам. Выполнение обязанностей капитаном возможно лишь в случае, если само судно, его экипаж и пассажиры не подвергаются серьёзной опасности.

Важную роль в мореплавании играют проливы. Выделяется четыре их вида:

  1. между открытым морем и экономической зоной;
  2. между территориальным морем государства и открытым морем;
  3. между континентальной зоной прибрежного государства и островом;
  4. со специальным правовым режимом (Черноморский, Балтийский пролив).

Статус исключительной экономической зоны в России

После ратификации Конвенции ООН Российской Федерацией в 1997 году в стране разработан Закон о статусе прибрежной акватории. В 1998 году понятие "исключительная экономическая зона" в международном праве было использовано в Федеральном законе № 191. Правовой акт воспроизводит основные положения Конвенции ООН. Закон № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» описал компетенцию федеральной власти в районе. Отдельная глава выделена рациональному использованию природных ресурсов, сохранению живых организмов, исследованию и эксплуатации неживых резервов. Проведению научных разработок, защите морской среды также посвящён специальный раздел.

В законе определён порядок выполнения его положений. Обязанность охранять зону возложена на пограничные службы, таможню и органы власти по защите окружающей среды на федеральном уровне. Должностные лица этих служб могут останавливать и досматривать суда - как российские, так и иностранные. Они вправе осматривать возведённые острова, сооружённые установки на территории зоны.

Возникающие споры между Россией и другими государствами разрешаются с использованием положений международного права.