Спрос и предложение всегда изменяются под влиянием рыночной конъюнктуры. Коэффициенты эластичности отображают то, в какой степени отреагируют потребители и производители на новую ситуацию. Его величины разнятся, поскольку одни продукты являются более важными для людей, чем другие. Необходимые товары менее чувствительны к изменениям цены, поскольку без них трудно обойтись. Продавцы часто спекулируют на этом, поскольку хорошо понимают свою выгоду.
Общие сведения
Коэффициенты эластичности товара являются высокими, если небольшие изменения в цене приводят к значительному скачку спроса или предложения. Обычно такие продукты доступны на рынке, и люди не считают их обязательными в повседневной жизни. С другой стороны, низкие коэффициенты эластичности говорят о том, что значительное повышение цен простимулирует только малую часть потребителей отказаться от данных товаров. Это происходит из-за того, что они являются необходимыми для повседневной жизни людей.
Коэффициент эластичности: формула
Расчет этого показателя достаточно прост в исполнении. Соотношение изменения количества и цен – это коэффициент эластичности. Формула выглядит следующим образом:
Ke=∆Q/∆P,
где Ke – это коэффициент эластичности товара, а ∆Q и ∆P – изменения количества спроса купленного (произведенного) и цен соответственно.
Чем больше этот показатель, тем более чувствительным является рассматриваемая продукция к изменениям цен.
Коэффициент эластичности спроса
Существует три главных фактора, которые влияют на изменение количества купленного товара на рынке:
- Доступность субститутов.
- Доход потребителей.
- Время, которое они готовы обходиться без данного товара.
Таким образом, различают коэффициент эластичности по цене и перекрестный. Первый используется для того, чтобы оценить чувствительность объемов купленного товара к изменениям его рыночной стоимости. Точнее, данный показатель предоставляет нам информацию о том, на сколько упадет спрос в результате увеличения цен на один процент.
Перекрестная эластичность указывает на то, как изменение цены одного товара влияет на потребление другого. Она вычисляется как соотношение процента увеличения рыночной стоимости первого к уменьшению купленного объема второго продукта. Если получившееся число больше нуля, то товары можно назвать субститутами. Например, продукция разных производителей. Увеличение цены одного из них приводит к тому, что потребители переключаются на другой без значительных изменений в своем образе жизни. Если коэффициент эластичности спроса – это отрицательное число, то продукты называют комплементарными. Например, автомобиль и бензин.
Виды кривой спроса
В экономике существует графический образ под названием "ножницы Маршалла", который показывают установление равновесной цены на рынке. В общем случае кривая спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что увеличение цены приводит к тому, что меньше покупателей готовы приобрести рассматриваемый товар. Но так происходит не всегда. Распространенным является вариант, в котором кривая имеет положительный наклон. Это товары Гиффена или Веблена, повышение цены на которые только стимулирует спрос. Если коэффициент эластичности низкий, то угол, который образует кривая с осью абсцисс, будет больше. При единице график имел бы вид вертикальной линии.
Изменение предложения
Коэффициенты эластичности спроса зависят от цен на сам товар и его субституты. Что касается предложения, то тут также есть два показателя. Первый – это эластичность по цене, второй – производственный. Оба служат для характеристики поведения сторон на рынке. Ценовая эластичность предложения измеряет то, как объем товара изменяется под влиянием нового равновесия. Как и в случае со спросом, этот показатель охватывает степень реакции производителей на установление различных стоимостей на рынке. Если он равен нулю, то товар считает полностью неэластичным. Это означает, что производители продолжат выпускать его при любой цене.
Производственная эластичность применяется в экономической теории для того, чтобы показать соотношение факторов и объема выпуска. В данной формуле используется такое понятие, как предельная норма замещения.
Другие способы применения концепции
Эластичность – это одно из базовых понятий экономики. Без его понимания трудно разобраться в сущности многих теорий. В частности, концепция эластичности имеет фундаментальное значение в теории рыночного спроса и предложения. Однако она используется еще в целом ряде разделов экономики:
- Вычисление эффекта от изменения цен на доходы фирм.
- Анализ эффективности налогового бремени и других государственных политик.
- Оценка стабильности отрасли и характеристик будущего потребления на основе эластичности спроса по доходу.
- Принятие инвестиционных решений.
- Вычисление эффекта от международной торговли (тезис Пребиша-Зингера, условие Маршалла-Лернера).
- Анализ характеристик потребления и сбережения (гипотеза постоянного дохода).
- Проверка эффективности рекламы определенных групп товаров.
В некоторых случаях используют показатель полуэластичности. Этот показатель вычисляется как соотношение изменений в натуральном выражении.
Выводы
В экономике эластичность используется для того, чтобы оценить чувствительность показателей к изменению других. Ее вычисление дает ответ на следующие вопросы:
- Если я снижу цену товара, насколько больше я смогу продать?
- Как отразится на приобретении моей продукции увеличение рыночной стоимости?
- Если равновесная цена товара уменьшится, как отреагируют на это фирмы-поставщики?
Эластичные переменные отвечают больше, чем просто пропорционально, на изменения значения других показателей. Чаще всего эта концепция применяется для анализа рынка, то есть спроса и предложения. Она является ключевой для экономической науки в целом и играет важную роль во многих теориях.