Комплексная оценка воздействия на окружающую среду - один из важнейших инструментов регулирования и управления процессом природопользования. Он играет ключевую роль в предупреждении глобальных климатических проблем и в настоящее время, и в будущем. Рассмотрим далее, как осуществляется оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.
Историческая справка
Впервые оценка воздействия загрязнения на окружающую среду стала выполняться в России в конце 80-х гг. Первой страной, которая стала использовать этот инструмент регулирования, были США. На законодательном уровне устанавливались правила, в соответствии с которыми должна была осуществляться ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Проект строительства крупного сооружения (промышленного, к примеру) или иных мероприятий, которые могли негативно повлиять на состояние природы, обсуждался при участии общественности и утверждался с учетом мнения заинтересованных лиц. Следует отметить, что принятые в США законодательные положения сыграли определенную роль в последующем развитии всей системы.
Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду
В 1985 г. ЕЭС приняло директиву, которая стала образцом для развития систем ОВОС во многих государствах. В то время большинство международных организаций и учреждений приняли политику и установленные в документе принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду. В 1991 году была утверждена трансграничная конвенция. В ней были определены ключевые положения всей системы ОВОС, этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду, приведен перечень мероприятий, для которых эта процедура является обязательной. В РФ эта деятельность регламентируется соответствующим положением. Последняя редакция этого документа была утверждена в 2000 году.
Особенности развития системы ОВОС
В течение первых нескольких лет осуществлялась преимущественно оценка антропогенного воздействия на окружающую среду. Главным образом анализировалось влияние на гидро- и атмосферу, подземные воды и почву, фауну и флору. С течением времени в обсуждение тех или иных разработок вовлекалось все больше заинтересованных лиц. В этой связи все большую значимость стала приобретать эколого-экономическая оценка воздействия на окружающую среду. На практике специалисты стали уделять внимание анализу последствий, которые могут возникнуть в ходе отраслевого и территориального развития.
Базовые элементы
В современном понимании оценка воздействия на окружающую среду представляет собой систематический процесс. Он охватывает как разработку, так и реализацию утвержденных и согласованных мероприятий. В него включаются следующие элементы:
- Прогноз (анализ) потенциально возможных воздействий планируемой деятельности на состояние среды и оценку их значения на всех стадиях подготовки и реализации.
- Консультации со сторонами, заинтересованными в разных аспектах предполагаемых мероприятий для поиска оптимальных для всех участников решений.
- Документирование процедуры, оформление согласований, консультаций, обсуждений и итогов анализа.
- Использование результатов при принятии решений, касающихся планируемой деятельности.
Ключевые положения
Комплексная оценка воздействия на окружающую среду базируется на:
- Демократичности. Ко всему процессу должен быть обеспечен доступ для всех заинтересованных субъектов.
- Прозрачности. Решения, принятые в ходе ОВОС, и основания для них должны быть доступны и открыты для участников.
- Определенности. Временные пределы и порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду должны быть предварительно согласованы и соблюдаться всеми заинтересованными лицами.
- Подотчетности. Стороны, которые принимают решения, должны предоставлять отчеты всем сторонам, участвующим в процессе.
- Надежности. Оценка воздействия на окружающую среду должна осуществляться объективно и профессионально.
- Целесообразности. Процедура и результаты анализа должны обеспечивать защиту природы с минимальными затратами для общественности.
- Гибкости. В процессе специалисты должны учитывать специфику объекта, к которому применяется ОВОС, и адаптировать процедуру в соответствии с ней.
- Практической применимости. Сведения и результаты, которые будут получены в ходе процесса, должны использоваться при разработке и принятии решений.
Специфика процедуры
Оценка воздействия на окружающую среду существенно отличается от традиционных инструментов регулирования. Последние, в частности, базируются преимущественно на использовании правил и норм, лицензировании тех или других работ, требованиях к исполнителям. Для ОВОС характерны комплексность подходов и демократичность процедур. Это, в свою очередь, позволяет учесть непрямые эффекты, специфику конкретных ситуаций. На основе такого анализа принимается итоговое взвешенное решение. При этом на каждой стадии процесса учитывается мнение заинтересованных лиц. Наиболее эффективно оценка воздействия на окружающую среду проявляется при использовании ее в крупномасштабных разработках. Их реализация предполагает не только существенное влияние на природу, но и затрагивает интересы широкого круга лиц. Для таких разработок, анализ влияния на атмосферу, гидросферу и прочие элементы экосистемы должен осуществляться в их взаимосвязи и не предусматривать их раздел. Оценка воздействия на окружающую среду не сводится только к анализу соответствия установленным требованиям. Она предполагает и информирование общественности о ходе процесса и последствиях реализации тех или иных разработок. Крупномасштабные проекты являются в определенной степени уникальными и по специфике технологических процессов, и по природным условиям той территории, которая подвергается воздействию.
Ход процесса
Существуют следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду:
- Анализ целесообразности ОВОС.
- Определение задач.
- Предварительная оценка воздействия на окружающую среду.
- Разработка контрольных мероприятий.
- Составление итогового документа.
- Анализ качества и полноты материалов ОВОС.
- Принятие решения.
- Мониторинг влияния.
- Участие общественности.
Анализ целесообразности
Оценка влияния на окружающую среду применяется не ко всем проектам. В различных государствах используются разные критерии их отбора. В РФ перечень работ и объектов, по отношению к которым ОВОС выполняется в обязательном порядке, устанавливается Минприроды. Целесообразность осуществления процедуры также определяется территориальными подразделениями Министерства. Для объектов и видов деятельности, в отношении которых ОВОС не проводится, заказчик либо разработчик составляет приложение к документации. В соответствии с ним делается вывод о допустимости предполагаемого влияния на окружающую среду. К примеру, отдельного внимания может заслуживать традиционный по характеру мероприятий и масштабу объект, который предполагается расположить неподалеку от какого-нибудь памятника природы. Необходимость провести ОВОС в таких случаях может обуславливаться обеспокоенностью местных жителей.
Проблемы
Наибольшую сложность вызывает проведение оценки влияния на окружающую среду для нескольких объектов, которые планируется разместить на одной территории. Затруднения, в частности, могут обуславливаться тем, что введение их в эксплуатацию может предполагаться в разное время. Каждый объект по отдельности в таких случаях не оказывает существенного воздействия на окружающую среду. Однако вместе они могут крайне негативно влиять на природу. Это воздействие обязательно должно быть проанализировано и учтено в ходе принятия решения по проекту.
Значимые стадии
Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду предусматривает выявление величины и анализ существенности влияния. Эти процедуры осуществляются в соответствии с задачами, которые определяются совместно с заинтересованными участниками. В частности, выявляются вопросы, которые надлежит исследовать, вырабатываются и отбираются адекватные альтернативы предполагаемой деятельности. Немаловажной стадией является процесс разработки мер по регулированию влияния на природу. К ним относят мероприятия по предотвращению, снижению и компенсации последствий воздействия, внесение корректировок в проект, планирование контроля и мониторинга. На стадии подготовки итогового документа предоставляются результаты анализа в форме, установленной в соответствующих нормативных документах.
Обязательно осуществляется их проверка на предмет полноты и адекватности полученных данных. На основании этого принимается решение о целесообразности или нецелесообразности дальнейших работ по проекту, а также необходимости его доработки. Контроль и мониторинг выполняются на стадии возведения, введения в эксплуатацию и в процессе работы объекта. Эти процедуры необходимы для проверки соответствия решений и показателей, отражающих влияние на природу, прогнозам и требованиям, установленным при выполнении ОВОС.
Участие общественности
Оно, как правило, обеспечивается на стадиях определения задач, анализа качества и полноты ОВОС. В целом общественность может принимать участие в любом этапе проведения оценки. Программы, которые его обеспечивают, могут преследовать разные цели. Так, участие общественности может быть необходимо для простого информирования граждан. В ряде случаев, привлечение широкого круга субъектов осуществляется в процессе принятия решений. Мнение общественности может существенным образом повлиять на ситуацию.
Заказчики
Они выступают как субъекты оценки воздействия на окружающую среду. Заказчиками могут быть юрлица либо граждане. Они отвечают за организацию ОВОС в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих разработку, согласование и экспертизу технической документации на объект. Заказчики несут расходы, которые связаны с выполнением оценки. При осуществлении ОВОС в полном объеме, затраты могут быть достаточно существенными. На инициатора (заказчика) ложится обязанность выполнить прогноз влияния намечаемой работы, составить отчет о результатах анализа, обеспечить участие представителей общественности в процессе подготовки и обсуждения материалов.
Уполномоченные органы
К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:
- Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
- Принятие решения по результатам анализа.
- Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.
Внутренние системы международных финансовых структур
К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.
Прочие заинтересованные стороны
Реализация любого крупномасштабного проекта будет затрагивать интересы достаточно широкого круга юрлиц, граждан и социальных групп. Согласование предполагаемых действий с ними выступает в качестве одной из ключевых задач ОВОС. Заинтересованные стороны, отстаивая собственные интересы, не только способствуют поиску и принятию оптимальных решений. Благодаря предоставлению дополнительных сведений, касающихся преимущественно вторичных влияний, в значительной степени повышают ценность полученных результатов оценки.
Определение уровня влияния, анализ значимости
Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).
Важный момент
Выявив все вероятные воздействия, далеко не во всех случаях сразу удается оценить значимость и величину каждого из них. Это обуславливается необходимостью проведения большого объема исследовательской работы, что, в свою очередь, сопряжено с немалыми затратами. Ситуация осложняется и отсутствием четких методик выполнения ОВОС. В этой связи, необходимо осуществить отбор тех элементов окружающей среды и свойств источника воздействия, которыми определяется общий уровень влияния. Другими словами, выполняется ранжирование показателей. В результате только значимые воздействия должны стать предметом комплексной оценки. Для реализации этой задачи специалистам необходимо располагать сведениями, касающимися и природных условий, и состояния компонентов экосистемы, и характеристик источника, оказывающего на них негативное влияние. В связи с тем, что под окружающей средой в рамках оценки воздействия на нее понимают не только непосредственно саму природу, но и социально-экологически-экономическую систему в целом, то существенность изменений в большей степени определяется по последствиям общественно-экономического характера.
Значение негативных влияний
Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.
Заключение
Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.