Как гласит пункт 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании», правом ведения деятельности в сфере образования, а также всеми законными льготами образовательное учреждение начинает пользоваться с момента получения им лицензии. Но для чего именно установило постановление правительства лицензирование образовательной деятельности? Давайте попробуем разобраться.
В чем смысл выдачи лицензий?
По каким критериям та или иная деятельность лицензируется? Одно из оснований - гипотетическая возможность причинения ущерба законным интересам, правам, здоровью либо нравственности граждан, а также государственной безопасности или обороне.
Поэтому постановление о лицензировании образовательной деятельности говорит о необходимости прохождения экспертизы на предмет соответствия условий, в которых ведется образовательный процесс, всем положенным требованиям по строительным, санитарным, гигиеническим и прочим нормам и правилам.
Требования, помимо того, предъявляются и к оборудованию помещений для учебы, наличию необходимого для учебы оснащения, укомплектованности штата педагогическими работниками и должному уровню их квалификации.
О наших правах заботится государство
Необходимость закона о лицензировании образовательной деятельности продиктована юридической практикой. В этом проявляется забота государства о здоровье и безопасности учащихся, их праве на получение образования высокого качества и в целом на реализацию гражданских прав, установленных Конституцией.
Выдача учреждению лицензии, дающей право вести образовательную деятельность, дает ему статус, подразумевающий определенные права и обязанности, а также ответственность согласно закону об образовании. Термином «образовательная правоспособность» именуется правомочность физического или юридического лица вести такую деятельность.
При этом гражданской правоспособностью юридическое лицо обладает с момента государственной регистрации. Таким образом, лицензирование является актом расширения, а не ограничения (как можно было подумать) правоспособности организации.
По каким программам ведется лицензирование образовательной деятельности?
Подлежит лицензированию деятельность общеобразовательного учреждения негосударственного характера в сфере обучения по различным программам. Это программы дошкольного, общего и дополнительного образования. Общее, в свою очередь, бывает основным и средним (полным). Соискателями лицензии могут быть все планирующие образовательную деятельность организации, независимо от своей правовой и организационной формы.
Получившее лицензию негосударственное образовательное учреждение имеет возможность реализовать права, перечисляемые в приложении к ней. Наиболее важное из них - право выдачи выпускникам, успешно аттестованным по завершении обучения, документа о полученном образовании. Форма его устанавливается в самом учреждении, документ подлежит заверению печатью.
Лицензирование образовательной деятельности - откуда ждать подвоха?
С юридической точки зрения сила такого документа не бесспорна. Главная проблема - в отсутствии возможности получения образования следующего уровня в муниципальном или государственном учреждении.
В связи с данным положением было много дебатов о возможном ущемлении конституционного права граждан на образование. Рассмотрев вопрос, Конституционный суд РФ сделал вывод о правовом статусе документов, выданных негосударственными учреждениями образования.
Решено было, что лица, получившие такой документ, могут аттестоваться экстерном в учреждениях, обладающих государственной аккредитацией. Такой вариант был предложен выпускникам в качестве альтернативы при свободном выборе ими варианта образования. По результатам такой аттестации может быть выдан документ государственного образца.
Когда лицензия есть, а аккредитации нет...
Образовательное учреждение, проводящее образовательный процесс согласно полученной лицензии, но не обладающее пока государственной аккредитацией, с юридической точки зрения не может нести ответственность за качество процесса образования (кроме административной при аннулировании лицензии).
Из всего этого следует вывод, что процедура итоговой аттестации учащихся не аккредитованных государством учреждений общего образования должна быть доработана в направлении прохождения процедуры аттестации в "чужой" школе, имеющей на это право. Ведь фактически ответственность за качество образования выпускников ложится на педагогов школы, которая их не обучала.
Таким образом, вопрос о лицензировании образовательной деятельности пока до конца не проработан.
Типовое положение - насколько оно важно?
Получив лицензию на образовательную деятельность, учреждение обзаводится рядом дополнительных обязанностей. Они касаются общих требований по приему учащихся, организации учебного процесса, реализации тех или иных образовательных программ согласно закону. Основные из этих требований прописаны в Типовом положении, касающемся учебных заведений.
Впрочем, вопрос обязательного подчинения Типовому положению - предмет дискуссии. Тот же пункт 2 его гласит, что для негосударственных учреждений оно имеет статус примерного.
Что именно нужно соблюдать
В данном Типовом положении прописаны требования по организации учрежденческой деятельности и образовательного процесса, в том числе - о наполняемости классов, продолжительности учебного времени и прочих показателях процесса образования, напрямую связанных с правами и обязанностям работников-педагогов, учеников и родителей. Поэтому данные, включаемые в Устав учреждения образования, не должны противоречить Типовому положению.
Получая лицензию, учреждение обзаводится дополнительными обязанностями, связанными с выполнением ее требований. В случае нарушения данных условий отдел лицензирования образовательной деятельности может эту лицензию изъять, что предусмотрено законом об образовании.
Не все так страшно
Считается, что за изъятием лицензии автоматически следует ликвидация учебного заведения как такового - вследствие утраты возможности заявленной деятельности, т. е. образовательного процесса. Но на самом деле вопрос так не ставится, ведь хозяйствующий субъект имеет право заниматься и иной деятельностью, не требующей обязательного лицензирования.
Некоммерческая организация, какой является образовательное учреждение, может быть создана с целью достижения и альтернативных целей - социальных, культурных, благотворительных, научных и иных. При создании организации есть смысл позаботиться, чтобы закрепить в ее учредительных документах и другие виды, лицензирование образовательной деятельности по которым не требуется.