Рубрики

Налоговые споры: абонентское обслуживание, договорные отношения и судебная практика

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру, применение которой обеспечивает оперативное устранение конфликтов, не доводя дело до разбирательства в первой инстанции. Этот порядок обладает рядом преимуществ. налоговые споры

Общая характеристика

Правила, по которым производится досудебное урегулирование налоговых споров, предусматриваются в гл. 19 и 20 НК. Законодательство предоставляет право каждому субъекту обжаловать акты контрольных органов ненормативного характера, бездействия/действия служащих, если они нарушают права лиц. Досудебные налоговые споры входят в компетенцию вышестоящих служб ФНС. Процедура обжалования, предусмотренная в НК, считается более простой и менее формализованной. Она предполагает меньшие сроки, исключает расходы, связанные с оплатой госпошлины, и прочие издержки.

Налоговые споры

Они могут возникать по различным причинам. Наиболее распространенными основаниями претензий выступают:

  1. Нарушение сроков расчета имущественного налога.
  2. Незаконное выставление требования об осуществлении обязательного бюджетного отчисления.
  3. Отказ в предоставлении вычетов.
  4. Приостановление операций по счетам в банке.
  5. Отказ в возврате уплаченного налога.

Акты контрольных органов

Постановление ФНС о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом выносится в следующих случаях:

  1. При проведении выездной либо камеральной проверки плательщика или группы обязанных субъектов. Решение, принятое по ее результатам, вступает в силу через месяц с даты утверждения. В этой связи подать жалобу на данный акт можно не позднее 1 мес. со дня вынесения.
  2. При выявлении фактов, указывающих на нарушения, ответственность за которые предусматривается в НК. Постановление, принятое в таких случаях контрольными органами, вступает в действие с момента вручения его субъекту, в отношении которого оно вынесено.

Особенности обжалования

Возможность восстановить вышестоящим органом периода подачи претензии, пропущенного по каким-либо причинам субъектом, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом, в НК не предусматривается. Жалоба на вступившее в действие решение, которое не было оспорено в порядке апелляционного производства, может быть направлена в течение года с даты, когда лицо должно было узнать или узнало о нарушении своего права. Аналогичные правила действуют и в отношении иных актов, бездействий/действий служащих ФНС. Принятое вышестоящим органом решение по жалобе (апелляционной в том числе) либо другое постановление ненормативного характера, в свою очередь, может обжаловаться в ФНС. Срок для подачи претензии - 3 мес. с даты принятия постановления. Если этот период пропущен по уважительной причине, по заявлению субъекта его может восстановить вышестоящий орган.

Обязательность процедуры

Она установлена с 1 января 2014 г. Этот порядок распространяется на все налоговые споры. К ним в том числе относятся обжалования актов ненормативного характера, бездействий/действий сотрудников контрольных органов. В соответствии с установленным порядком, налоговые споры в суде разбираются только после того, как постановления, вынесенные должностными лицами, обжалованы в вышестоящее подразделение ФНС. Это же касается претензий в отношении бездействий/действий сотрудников контрольных служб. урегулирование налоговых споров

Важный момент

Плательщикам, чьи права, как они считают, нарушены, в целях соблюдения установленного обязательного порядка достаточно в определенные законодательством сроки направить апелляционную жалобу на не вступившее в действие постановление, принятое по результатам выездных или камеральных проверок, иной документ ненормативного характера, бездействия/действия сотрудников ФНС. Акты, вынесенные по данным заявлениям, в свою очередь, могут оспариваться в суде или вышестоящем подразделении налоговой службы. Последние, в свою очередь, также могут обжаловаться. В этом случае претензии направляются в суд. Жалоба (апелляционная в том числе) подается в вышестоящее подразделение ФНС через службу, постановления ненормативного характера, бездействия или действия сотрудников которой обжалуются.

Вступление в действие

Как выше было указано, апелляционная жалоба направляется до приобретения оспариваемым актом силы. В этой связи решение, с которым субъект не согласен, вступает в действие в части, не отмененной вышестоящим подразделением и в необжалованной части с даты его принятия. Претензия лица, чьи права нарушены, может предполагать полную отмену обжалуемого акта. В этом случае, а также при принятии нового постановления вышестоящим органом, оно вступит в силу с даты вынесения. Уполномоченный на рассмотрение налоговых споров орган может оставить заявление субъекта без разбирательства. В этом случае акт нижестоящего подразделения вступит в действие с даты принятия соответствующего постановления, но не ранее окончания периода на подачу апелляционной жалобы. Направление претензии в вышестоящий орган на имеющий силу акт не приостанавливает его исполнения. арбитражные налоговые споры

Запрет на списание средств

В качестве одного из способов обеспечения защиты прав плательщиков выступает возможность приостановить действие акта, который обжалуется. Он закрепляется в ст. 199, п. 3 АПК. Прямым следствием реализации этой возможности является запрет на осуществление списания средств с р/с предприятия, недоимки, пени и в ряде случаев штрафа до принятия судом постановления по существу дела. Приостановление обжалуемого акта производится по ходатайству плательщика в рамках обеспечительных мер. Это означает, в свою очередь, что на субъекте лежит бремя доказывания оснований для их применения по ст. 90 АПК. В качестве них, в частности, выступает невозможность исполнения акта или наличие существенного ущерба у заявителя.

Сроки

В соответствии с АПК, разрешение налоговых споров производится в трехмесячный срок с даты поступления дела. В случае особой сложности конфликта срок продлевается до полугода. Тем не менее решение налоговых споров во многих случаях затягивается на более продолжительные периоды. В указанные же сроки инстанции успевают только провести подготовку к слушанию. рассмотрение налоговых споров

Бремя доказывания

Налоговые споры в арбитражном суде, касающиеся обжалования постановлений ИФНС, бездействий/действий работников службы имеют ряд специфических черт. В частности, особенности проявляются в вопросе распределения бремени доказывания. В налоговом праве имеет место декларируемая ВАС презумпция невиновности и добросовестности поведения плательщиков. При определении порядка обжалования АПК устанавливает правила доказывания обстоятельств, ставших основанием для принятия акта, совершения бездействия/действия, в отношении которых субъект выдвигает претензии.

Практика налоговых споров показывает, что лица, чьи права, по их мнению, нарушены, по-разному трактуют предусмотренные в законодательстве нормы и принципы. Так, некоторые субъекты не считают нужным подтверждать наличие противоречия между принятым контрольным органом актом, действием/бездействием сотрудников и законодательством. Они полагают, что все эти факты должна доказывать инспекция. ФНС, в свою очередь, перекладывают это бремя на плательщиков.

В этой связи зачастую урегулирование налоговых споров осуществляется в пользу контрольных органов. Инстанции, разбирая дела, фактически возлагают на плательщиков бремя доказывания обстоятельств, которые в некоторых случаях от них даже не зависят. Субъектам приходится подтверждать свою невиновность или добросовестность путем предоставления документов от контрагентов в ответ на утверждения инспекции об обратном. Такая позиция судебных органов фактически делает порядок обжалования, закрепленный в АПК и НК, зависящим от дополнительных обстоятельств. Однако эти условия плательщикам приходится принимать как данность.

В связи с таким положением арбитражные налоговые споры предполагают максимально активную позицию субъектов, чьи права нарушены. В ходе процесса эксперты рекомендуют плательщикам особо не рассчитывать на принципы и презумпции. Желательно и целесообразно самостоятельно предпринимать возможные и зависящие от субъектов меры по обеспечению максимального объема доказательств. Как правило, активная позиция плательщика, его стремление идти на контакт в вопросе сбора необходимых подтверждений, проведения расчетов приводит к тому, что налоговые судебные споры разбираются с приемлемым для него результатом. налоговые споры в суде

Усовершенствование системы

В качестве стратегической цели финансовой политики госорганов выступает развитие различных механизмов, посредством которых могут эффективно и в разумные сроки разбираться налоговые споры. Основная роль в этом вопросе принадлежит непосредственно ФНС. Достижение поставленной цели будет означать реализацию качественно новых подходов к системе урегулирования конфликтов. Они должны обеспечивать:

  1. Контроль законности и обоснованности актов, вынесенных нижестоящими подразделениями ФНС.
  2. Достижение объективности и высокой эффективности разбирательства.
  3. Формирование информационно-аналитических баз постановлений, принятых по результатам рассмотрения заявлений плательщиков, анализ практики судебных споров.
  4. Совершенствование примирительных процедур.
  5. Уменьшение числа потенциальных причин, по которым могут возникать налоговые споры.
  6. Совершенствование системы информирования плательщиков о предоставляемых возможностях и действующих обязательных процедурах обжалования.
  7. Усиление мотивации субъектов к внесудебному разрешению споров.

Ключевые направления

Развитие системы досудебного урегулирования предполагает:

  1. Сокращение числа жалоб, поступающих в органы ФНС на принятые ими постановления по результатам проверок либо в связи с бездействиями или действиями сотрудников контрольных служб.
  2. Снижение нагрузки на судебные инстанции.
  3. Разработку дифференцированных механизмов разбирательства. К ним, например, относят возможность заключить мировое соглашение, использовать упрощенный и универсальный характер и пр.
  4. Совершенствование сервисов сети Интернет, облегающих направление жалоб, отслеживание этапов их рассмотрения.
  5. Непрерывное информирование плательщиков о возможностях, предоставляемых законодательством, посредством механизма обратной связи.
  6. Разъяснение субъектам преимуществ досудебного порядка перед традиционными методами урегулирования споров.
  7. Оперативное и адекватное реагирование на совершенные ведомственные нарушения для повышения качества администрирования.
  8. Развитие системы компетентного налогового консультирования.
  9. Непрерывный мониторинг и анализ проблем в организации работы территориальных подразделений ФНС. налоговые судебные споры

Выводы

В современных условиях плательщики достаточно активно взаимодействуют с налоговыми службами. Эти отношения проявляются в различных формах. В качестве одной из них выступает досудебное урегулирование различных споров. Последние возникают, как правило, вследствие несогласия плательщиков с результатами выполненных в отношении них проверочных мероприятий. Предметом претензий могут стать также действия/бездействия налоговых служащих. В действующем законодательстве предусматривается комплекс мер, направленных на формирование благоприятных условий для взаимодействия с плательщиками. Урегулирование споров осуществляется на нескольких уровнях. К ним относят:

  1. Подачу субъектом, привлекаемым к ответственности, возражений (в письменном виде) на акт контрольной службы, участие плательщика (его представителя) в исследовании материалов проверки.
  2. Обжалование принятых постановлений и действий/бездействий, совершенных их должностными лицами, в вышестоящее подразделение ФНС.
  3. Обращение в суд.

С 1 января 2014 года в законодательство введены важные изменения. В частности, перед обращением в судебную инстанцию плательщик должен использовать предусмотренные в НК возможности. Если же эти мероприятия не дали желаемого результата, он имеет полное право обратиться в суд. Последний, в свою очередь, не будет осуществлять разбирательство при неисполнении заявителем требований НК о соблюдении предварительной процедуры обжалования.

Заключение

Досудебный порядок направлен на оперативное устранение очевидных нарушений интересов и прав граждан и юрлиц. Это, в свою очередь, обеспечивает проведение надлежащего контроля качества деятельности подразделений и работников ФНС через заявления и жалобы плательщиков. Анализ сообщений, поступающих от субъектов, позволяет своевременно уведомить руководство о существующих проблемах в системе. Обобщение результатов рассмотрения принятых жалоб плательщиков по выявленным фактам нарушения их интересов и прав способствует совершенствованию существующих и выработке новых механизмов и приемов, направленных на уменьшение количества случаев несоблюдения норм законодательства со стороны контрольных органов.