Арбитражи являются особой разновидностью органов, реализующих судебную власть. Они разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, которые отнесены к их ведению. Структура, компетенция арбитражных судов определяются АПК. Порядок производства в этих инстанциях обладает рядом специфических черт. Рассмотрим далее подробно особенности разбирательства дел в указанных органах.
Арбитражные суды РФ: система, компетенция
Достаточно продолжительное время рассматриваемые инстанции относились к специализированным структурам в составе гражданских органов. В 2002 году был принят новый АПК. В рамках реформы была пересмотрена компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В результате была существенно расширена подведомственность последних. Кроме того, дифференцировался и усложнился порядок рассмотрения дел.
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов закрепляется федеральным законодательством. В Конституции установлено, что рассмотрение дел должно осуществляться только специально созданными инстанциями. Арбитражные суды считаются федеральными. Это означает, что на уровне регионов не могут формироваться органы, обладающие правом на разбирательство споров, отнесённых к их ведению. Полномочия, компетенция арбитражных судов базируются на единых принципах. Они распространяются и на прочие инстанции, осуществляющие рассмотрение дел. В настоящее время инстанции действуют на 4-х уровнях. В систему арбитражных судов входят:
- ВАС.
- Федеральные инстанции округов.
- Апелляционный орган.
- АС республик, областей, городов фед. значения, автономных областей/округов, краев.
Нормативное регулирование
Система и компетенция арбитражных судов закрепляется Конституцией, федеральными законами. Процесс рассмотрения дел базируется на соблюдении установленных правил производства, присутствующих в АПК, и прочих нормативных актах. Инстанции используют в своей деятельности положения Конституции, ФЗ, правовые предписания субъектов. Компетенция международных коммерческих арбитражных судов определяется межгосударственными договорами. Действие таких документов, если они ратифицированы, распространяется и на внутригосударственные инстанции.
Вступившие в силу постановления, которые выносятся по результатам рассмотрения дел, обязательны для исполнения на всей территории страны. Компетенция международного арбитражного суда определяется ФЗ №5338-1. Этот постоянно действующий орган рассматривает споры, вытекающие из договорных и прочих гражданско-правовых отношений. Они возникают в процессе ведения внешнеэкономической деятельности, если предприятие хотя бы одного из участников располагается за границей.
Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ
ВАС обладает особым правовым статусом в сравнении с прочими инстанциями. В связи с этим, он осуществляет надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по всем возникающим вопросам практики. ВАС рассматривает дела в качестве первой инстанции. Споры по вновь открывшимся обстоятельствам разбираются в порядке надзора. В составе ВАС имеется:
- Пленум.
- Президиум.
- Две коллегии. Одна рассматривает споры, возникающие из административных, другая – из гражданских и иных правоотношений.
ВАС наделяется полномочиями по разработке предложений, ориентированных на совершенствование правовых актов, осуществлению законодательной инициативы в пределах вопросов своего ведения. Суд ведёт общую статистику и организует аналогичную работу в других АС. В его задачи входит также принятие мер по формированию надлежащих условий для функционирования других инстанций, в том числе относительно организационного, кадрового, материально-технического обеспечения. Компетенция Высшего Арбитражного Суда распространяется на вопросы, исходящие из межгосударственных соглашений. Инстанция реализует и иные функции, определённые в Конституции.
Федеральные инстанции округов
Компетенция арбитражных судов этого уровня включает в себя проверку в кассационном порядке законности различных решений региональных органов. Рассматриваются, в частности, постановления, принятые по первой и апелляционной инстанциям. К их ведению относится разбирательство дел по открывшимся обстоятельствам. В стране действует 10 федеральных инстанций округов. Компетенция арбитражных судов этого уровня распространяется на определённое число регионов.
Так, к примеру, ФАС Уральского округа проверяет решения, принятые инстанциями Курганской, Оренбургской, Челябинской, Пермской, Свердловской областей, Республик Удмуртии и Башкортостана, Коми-Пермяцкого АО. В составе каждого ФАС присутствует президиум и две коллегии. Их формирование осуществляется в соответствии с 24-й статьей ФКЗ, что регламентирует деятельность арбитражных судов РФ.
Региональные инстанции
На территории нескольких субъектов судебная власть может осуществляться одним органом, равно как и в пределах одной местности может действовать несколько АС. Рассмотрение дел осуществляется в порядке первой и апелляционной инстанций. Компетенция арбитражных судов субъектов также распространяется на споры, разбираемые по вновь открывшимся фактам. В составе инстанций действует президиум. Законодательство предусматривает также формирование коллегий. Они рассматривают споры, вытекающие из административных, гражданских и прочих правоотношений.
Задачи инстанций
Система и компетенция арбитражных судов формируются в соответствии с существующими общественными и государственными потребностями. В связи с этим, перед инстанциями ставятся конкретные задачи. К ним относят:
- Защиту оспариваемых или нарушенных прав и интересов лиц, государства, субъектов страны, муниципальных образований, госорганов, территориальных структур, должностных лиц в сфере предпринимательской и прочей экономической деятельности.
- Обеспечение доступности судебного производства.
- Справедливое и публичное, независимое и беспристрастное разбирательство в установленный в законодательстве срок.
- Укрепление законности и предотвращение нарушений в области предпринимательской и прочей экономической деятельности.
- Содействие в установлении и развитии деловых партнёрских связей, этики и обычаев делового оборота.
- Обеспечение уважительного отношения к закону и суду.
Указанные задачи определяются целями деятельности инстанций, которые формулируются в соответствии с Конституцией, ФЗ и межгосударственных обязательств. Все они ориентированы на обеспечение защиты, выступающей как конечный результат функционирования арбитражной системы. Это положение логично исходит из 18-й статьи Конституции. В ней правосудие рассматривается в качестве условия, обеспечивающего непосредственную реализацию свобод и прав гражданина и человека. Большая часть задач производства в инстанциях обладает традиционным характером. Это обуславливается тем, что в том или ином виде они на протяжении всего периода существования системы отражались в законодательстве.
После вступления страны в СЕ к традиционным задачам присоединились функции, связанные с исполнением обязательств, принятых Россией в рамках межгосударственных договоров. По ст. 6 (п. 1) Европейской конвенции, каждому субъекту при возникновении спора о его гражданских обязанностях и правах либо в случае предъявления ему уголовного обвинения предоставляется право на рассмотрение дела в разумные сроки беспристрастным и независимым судом, сформированным в соответствии с законодательными положениями. Решение инстанции объявляется публично. При этом сторонние лица и пресса могут не допускаться на это заседание по моральным соображениям, в целях обеспечения безопасности, а также в случае, если этого требуют личные интересы участников процесса.
Классификация споров
Законодательство предусматривает разграничение компетенции общих арбитражных судов. Закрытого перечня споров, подведомственных инстанциям, АПК не устанавливает. Однако в ст. 28-32 приводятся ключевые категории дел, подлежащих рассмотрению. Для удобства разграничения компетенций арбитражного суда споры объединяются по группам.
Так, выделяются дела, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений. По ст. 28 АПК, компетенция арбитражных судов распространяется на экономические и прочие споры, связанные с ведением предпринимательской и прочей экономической деятельности ИП и юрлицами. А в предусмотренных законодательством случаях – другими гражданами и организациями. Характер правоотношения, используемый в указанной статье как критерий подведомственности, подчёркивает, что инстанции вправе рассматривать конфликты, возникающие в гражданской сфере.
Категории дел
Компетенция арбитражных судов Российской Федерации распространяется на споры по соглашениям, заключение которых предусматривается в законодательстве или передача которых АС согласована сторонами. Конфликты преддоговорного характера рассматриваются инстанциями в том случае, если обязанность подписания документа предусматривается ФЗ или соглашением участников отношений. Согласно п. 4 ст. 445 ГК, если одна из сторон, которой нормами предписано заключение договора, уклоняется от этого, второе лицо может обратиться с требованием о понуждении к этому. Исходя из вышесказанного, компетенция арбитражных судов РФ распространяется на споры об отказе:
- Компании от подписания публичного соглашения. Эта процедура регламентируется п. 3 ст. 426 ГК.
- От заключения основного договора при наличии предварительного соглашения. Этот процесс регулируется п. 5 ст. 429 ГК.
Рассматриваемые инстанции разбирают также дела, касающиеся изменения условий или расторжения соглашений. В частности, речь ведётся о требованиях, установленных в гл. 29 ГК. Вместе с этим, согласно ст. 452 кодекса, для исков такого типа предусмотрен обязательный претензионный порядок. Компетенция арбитражных судов РФ также распространяется на конфликты, возникающие при неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязательств. К таким делам относят, в числе прочего, требования о компенсации убытков, применении санкций, установленных договором или законом. К другим спорам, которые рассматривают инстанции, следует отнести:
- Признание права собственности.
- Истребование законным владельцем материальных ценностей из чужого пользования.
- Нарушение прав собственности, не связанное с лишением владения.
- Возмещение убытков. К таким делам относят не только требования к стороне договора, но и к государственным или местным органам власти.
Административные и прочие публичные отношения
В соответствии со ст. 29, арбитражный суд разбирает дела:
- Об оспаривании нормативных актов, касающихся интересов и прав заявителя в области предпринимательской и прочей экономической деятельности. Рассмотрение подобных споров осуществляется, если они отнесены ФЗ к его ведению.
- Об обжаловании ненормативных документов государственных, местных, региональных органов, действий/бездействия, решений указанных структур и их должностных лиц, затрагивающих интересы и права истца в сфере предпринимательства либо другой экономической деятельности.
- Об административных нарушениях. Такие споры также рассматриваются в случае их отнесения ФЗ к ведению арбитража.
- О взыскании с граждан и юрлиц, ведущих предпринимательскую и прочую экономическую деятельность, санкций, обязательных платежей, если законодательство не устанавливает иной порядок.
- Прочие споры, исходящие из административных и других публичных отношений, если они отнесены к ведению инстанции.
Критерии подведомственности
В сфере административного производства рассматриваются споры, обладающие определёнными признаками. В частности:
- Конфликт должен возникнуть из соответствующего отношения. Например, это могут быть таможенные, налоговые споры.
- Содержание дела должно касаться предпринимательской либо иной экономической деятельности, доступа к ней или оценки законности правового (нормативного или ненормативного) документа.
В рамках административного производства, в отличие от гражданского, предъявляются специальные требования к юридическому статусу участников. В этом случае юрлицом или индивидуальным предпринимателем выступает, как правило, истец. Им также может быть прокурор или госорган, структура местного самоуправления. Ответчиком может являться президент, исполнительный федеральный институт, правительство, муниципальное образовательное ведомство, должностное лицо, в том числе служащие ФССП, и так далее.
Специфика
Согласно ст. 118 Конституции, правосудие в стране осуществляется исключительно уполномоченными на это инстанциями. В своей деятельности органы пользуются положениями гражданского, административного, гражданского законодательств. Система и компетенция арбитражных судов формируются в соответствии с нормативными предписаниями, принимаемыми во исполнение Конституции и межгосударственных договоров. Деятельность АС представляет собой специфическую форму реализации власти в области административного и гражданского права. При этом сами арбитражи относятся к системе органов общей юрисдикции.
Рассматривая инстанции в этом аспекте, следует отметить, что они выступают одновременно как институты публичного и частного права. В их ведение относятся, таким образом, дела, возникающие из конкретных правоотношений. Понятие компетенции арбитражных судов формируется в соответствии с современными тенденциями развития всего института. Практическая реализация правил подведомственности связана с приобретением инстанциями особого статуса. Эти органы осуществляют судебную власть в области предпринимательской и другой экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Тенденция, отражающая развитие института, подтверждается существенным расширением возможностей инстанции после проведенной реформы и принятия новых редакций ГПК и АПК.
Учитывая вышесказанное, нельзя назвать арбитражные суды специализированными органами. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с едиными правилами производства, распространяющимися и на иные инстанции. При этом в их компетенцию относятся споры, касающиеся исключительно предпринимательства либо другой экономической деятельности. Для реализации поставленных перед инстанциями задач они осуществляют органично связанные друг с другом функции. Среди основных из них следует отметить:
- Разрешение споров, возникающих в рамках предпринимательской деятельности.
- Предотвращение нарушений законодательства.
- Ведение статистического учета, обобщение информации и проведение анализа результатов своей работы.
- Реализация межгосударственного взаимодействия в порядке, установленном в законодательстве.
Заключение
Судебная власть в РФ имеет ключевое значение в области обеспечения реализации субъектами своих прав и обязанностей. Возможность предъявления требований в рамках искового производства установлена Конституцией и законодательством. В зависимости от сферы, в которой возник тот или иной спор, дело относится к ведению тех или иных судов. АС разрешает конфликты, связанные с предпринимательством или экономическими вопросами. При этом дела арбитражные суды рассматривают в рамках административного и гражданского производства. В своей работе инстанции руководствуются положениями Конституции, ФЗ, АПК и ГПК. В качестве общих задач для всех арбитражных судов выступают:
- Защита интересов и прав организаций и граждан, охраняемых законом.
- Правильное и единообразное применение нормативных актов.
- Содействие укреплению законности в сфере предпринимательства и в рамках иных экономических отношений путём использования существующих правовых средств.
В качестве высшего органа в системе выступает ВАС. Эта инстанция решает множество задач. Они касаются не только непосредственного рассмотрения экономических споров. В компетенцию ВАС входит обобщение практики прочих арбитражных судов, разработка предложений по усовершенствованию законодательных положений. Особое значение имеют его надзорные функции. ВАС уполномочен вести проверку законности решений, принимающихся другими арбитражными судами. Процесс рассмотрения экономических споров предполагает особый состав участников производства. В качестве одной из сторон в таких делах всегда выступает предприятие или гражданин, ведущие коммерческую либо другую экономическую деятельность.
В рамках такого производства субъекты могут не только восстановить или оспорить нарушения их прав и интересов, но и потребовать компенсации убытков, отмены нормативных или ненормативных актов, признать незаконность действий/бездействия виновных лиц. Всё это имеет большое практическое значение в современных экономических условиях. Принципы арбитражного судопроизводства не отличаются от положений, на которых основываются гражданский или уголовный судебный процесс. Во всех случаях инстанции должны обеспечивать своевременное, беспристрастное, независимое и объективное рассмотрение спора. Только при выполнении этих условий будет достигнута единая цель судебного разбирательства – защита прав и интересов организаций и граждан.