Рубрики

Органы социального партнерства. Основные принципы и задачи социального партнерства

Социальное партнерство представляет собой определенный комплекс взаимоотношений между работниками и работодателями, их представителями, федеральными и муниципальными органами. Эти взаимодействия устанавливаются для обеспечения согласованности интересов сотрудников предприятий и нанимателей по вопросам, касающимся регулирования их профессиональной деятельности. Органы государственной власти являются стороной социального партнерства, если это предусмотрено законодательством. 

Ключевые принципы

Стороны и органы социального партнерства осуществляют свою деятельность, основываясь на:

  1. Равноправии всех участников.
  2. Уважении и учете интересов.
  3. Заинтересованности участников в установлении договорных отношений.
  4. Содействии власти в укреплении и развитии института социального партнерства в демократической форме.
  5. Соблюдении участниками законодательных и прочих нормативных актов.
  6. Полномочности представительства.
  7. Свободе выбора при обсуждении проблем, касающихся трудовой сферы.
  8. Добровольности принятия участниками обязательств.
  9. Контроле выполнения коллективных соглашений, договоров.
  10. Реальности принятых обязательств.
  11. Ответственности участников за неисполнением по их вине условий коллективных соглашений.

Уровни

Органы социального партнерства формируются на нескольких ступенях. В частности, выделяются:

  1. Федеральные структуры. На этом уровне устанавливаются основы регулирования взаимоотношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности.
  2. Региональные структуры. На этой ступени определяются основы регламентирования трудовых отношений в пределах конкретного субъекта страны.
  3. Отраслевые структуры. На данном уровне устанавливаются основы для конкретного сектора экономики.
  4. Территориальные структуры. На этой ступени формируется нормативная база, регламентирующая взаимодействия в муниципальном образовании.
  5. Структуры внутри предприятия. На этой ступени формулируются взаимные обязательства в рамках профессиональной деятельности нанимателя и сотрудников. органы социального партнерства в сфере труда

Формы

Органы социального партнерства осуществляют свою деятельность посредством:

  1. Ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки соглашений и их заключения.
  2. Участия сотрудников и уполномоченных ими лиц в управлении предприятием.
  3. Осуществления взаимных консультаций, касающихся вопросов регулирования профессиональных и прочих, связанных с ними непосредственным образом отношений, совершенствования отраслевого законодательства, обеспечения гарантий прав служащих.
  4. Участия уполномоченных нанимателем и сотрудниками лиц в досудебном урегулировании конфликтов.

Структуры

Органами социального партнерства являются специальные комиссии. Они обеспечивают регулирование отношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности, ведение переговоров, подготовку проектов коллективных соглашений, их заключение. Комиссии участвуют в контроле выполнения условий договора на равноправной основе. В эти органы социального партнерства входят уполномоченные лица от нанимателя и сотрудников. В зависимости от ступени, деятельность комиссий осуществляется в соответствии с конкретным законодательством или нормативными актами. Так, на федеральном уровне формируется трехсторонний орган. Он действует постоянно в соответствии с ФЗ. В качестве членов этой комиссии выступают уполномоченные лица от общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, а также Правительство страны. Трехсторонние структуры могут образовываться и в субъектах РФ. Они осуществляют деятельность в соответствии с положениями региональных законов. На территориальной ступени формируются комиссии, работа которых регламентируется нормативными актами субъектов, а также Положениями, утверждаемыми представительными местными институтами. На отраслевом уровне образуются комиссии, в функции которых входит ведение коллективных переговоров, подготовка проектов межотраслевых соглашений, а также их заключение. Такие структуры могут быть как федеральными, так и региональными. Аналогичные положения действуют и для организаций. Является органом социального партнерства комиссия, уполномоченная вести коллективные переговоры, разрабатывать соглашения. Они также могут участвовать в урегулировании конфликтов между сотрудниками и нанимателем. какая организация является органом социального партнерства

Коллективные переговоры

Органы социального партнерства участвуют в них на равноправной основе. Лица, уполномоченные нанимателем и сотрудниками, обсуждают в ходе переговоров проект, порядок заключения и изменения коллективных соглашений. Любой из участников может проявить инициативу в их проведении. Органы социального партнерства, получившие письменное извещение с предложением начать переговоры, обязаны вступить в них в течение 7 дней (календарных) с даты принятия уведомления.

Порядок ведения переговоров

Органы социального партнерства – представители работников, работодателей – могут свободно выбрать вопросы регулирования. На некоторых предприятиях действует более одного первичного профсоюза. Для вступления в переговоры, эти органы социального партнерства формируют единую структуру. Ее образование осуществляется по принципу пропорциональности участия в соответствии с числом членов каждого профсоюза. Если с момента начала переговоров единая структура не была создана, то представительство должна осуществлять первичная профорганизация. При этом в ней должно быть не менее половины сотрудников предприятия. Если ни одна структура не состоит из такого количества служащих, то на общем собрании тайным голосованием определяется первичный профсоюз. Ей и поручается формирование органа, который будет представлять интересы работников. При этом за прочими профструктурами закрепляется право направить своих членов на переговоры до момента непосредственного подписания договора.

Нюансы

Право вести коллективные переговоры, подписывать соглашения от имени сотрудников на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях получают соответствующие профсоюзы либо их объединения. Если на той или иной ступени присутствует несколько таких структур, то от каждого из них выбирается участник. Из них образуется единая структура. Она создается с учетом числа участников каждого профсоюза или объединения. Если договоренность об образовании единого органа не была достигнута, то право вести переговоры предоставляется профессиональному союзу, в котором состоит наибольшее количество членов. органы являются сторонами социального партнерства в случаях

Общие правила

После того, как будет определено, какая организация является органом социального партнерства от нанимателя и сотрудников, участники переговоров не позднее 2-х недель с даты получения запроса должны передать необходимую информацию для их ведения. Все субъекты, задействованные в процессе, не имеют права разглашать сведения, ставшие им известны, если они считаются тайной, охраняемой законом. Лица, нарушившие данное предписание, привлекаются к уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности. Порядок, место, сроки проведения коллективных переговоров определяются их участниками.

Компенсации и гарантии субъектам, принимающим участие в переговорах

Лица, из которых формируются органы социального партнерства в сфере труда, на время обсуждения вопросов, включенных в повестку собрания, освобождаются от основной профессиональной деятельности. При этом им гарантируется сохранение средней з/п на период, устанавливаемый участниками переговоров. Однако он не должен превышать 3-х мес. Все расходы, которые касаются участия в переговорах, должны быть компенсированы в определенном законодательством, коллективным соглашением порядке. Участники при необходимости могут привлечь к процессу экспертов, посредников, специалистов. Расходы, связанные с этим, возлагаются на приглашающих участников, если другое не установлено в соглашении.

Ответственность

Субъекты, которые формируют органы социального партнерства в сфере труда, на период проведения переговоров не могут подвергаться дисциплинарному взысканию, переводиться на другое место ведения профессиональной деятельности и увольняться по инициативе нанимателя без предварительного согласия структуры, которая их уполномочила на участие. Исключение составляют ситуации, когда осуществляется расторжение договора за нарушение, за которое предусмотрено освобождение от должности. Представители, уклоняющиеся от участия в переговорах по изменению, заключению соглашений или договора либо неправомерно отказывающиеся от подписания уже согласованного документа, подвергаются штрафу. Его размер и порядок взимания устанавливаются федеральным законом. Субъекты, которые виновны в непредоставлении сведений, необходимых для ведения переговоров и контроля соблюдения соглашения. организаций является органом социального партнерства

Коллективный договор

Он представляет собой нормативный акт, которым регулируются социально-трудовые отношения на предприятии, заключаемый представителями работодателей и работников. При недостижении согласованности по отдельным разделам проекта соглашения на протяжении 3-х месяцев с даты начала переговоров участникам необходимо подписать договор на условиях, по которым достигнуто согласие, составив при этом протокол разногласий. Последние могут впоследствии вноситься в повестку других переговоров. Коллективный договор может подписываться на предприятии в целом, в его филиалах или иных структурных подразделениях. В последних случаях в качестве представителей нанимателя выступают руководители этих отделений.

Структура и содержание договора

Они определяются сторонами отношений. В коллективном договоре могут присутствовать взаимные обязательства по следующим вопросам:

  1. Размерам, системам и формам оплаты труда.
  2. Выплате компенсаций, пособий.
  3. Механизму регулирования оплаты с учетом повышения цен, инфляции, достижения показателей, установленных коллективным соглашением.
  4. Переобучения, занятости, условий высвобождения сотрудников.
  5. Времени работы и отдыха, включая вопросы, касающиеся предоставления и длительности отпусков.
  6. Улучшения условий и обеспечения охраны здоровья сотрудников.
  7. Льгот и гарантий служащим, которые совмещают обучение с профессиональной деятельностью.
  8. Оздоровления и отдыха работников и их родственников.
  9. Контроля исполнения коллективного соглашения, порядка внесения в него изменений и дополнений, установления ответственности, обеспечения нормальных условий деятельности профсоюзов.
  10. Отказа от забастовок при исполнении соответствующих условий соглашения. органы государственной власти являются стороной социального партнерства

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния может формулироваться порядок, в соответствии с которым устанавливается льготная система. Органы социального партнерства, в частности, могут договариваться о закреплении преимуществ – условий осуществления профессиональной деятельности, более благоприятных в сравнении с установленными законодательством. В коллективном соглашении должны прописываться нормативные положения, если в правовых актах прямо предписано их фиксировать в документе.

Действие соглашения

Коллективный договор может заключаться на период не больше 3-х лет. Он вступает в действие с даты его подписания участниками, либо со дня, определенного в условиях. Стороны могут продлить срок, но не более чем на 3 года. Действие положений документа распространяется на всех сотрудников конкретного предприятия, его филиала либо другого структурного подразделения. При изменении названия компании, расторжении контракта с руководителем действие коллективного договора сохраняется. В случае реорганизации (преобразовании, слиянии, разделении, присоединении, выделении) он обладает силой на протяжении всего ее периода. При изменении типа собственности предприятия коллективный договор продолжает действовать в течение 3-х мес. с даты перехода прав к другому субъекту. В указанных двух последних случаях любой из участников соглашения может направить другому предложение о заключении нового акта либо продлении действующего на период до 3-х лет. При ликвидации предприятия соглашение сохраняет силу на весь ее срок.

Классификация

Как выше было сказано, федеральные, региональные и территориальные органы являются сторонами социального партнерства. В случаях, установленных законом, могут заключаться генеральные, межотраслевые, местные и прочие коллективные соглашения. Распределение на категории осуществляется в зависимости от области регулируемых отношений. Генеральное соглашение определяет общие принципы, в соответствии с которыми осуществляется действие уполномоченных федеральных структур. Региональными документами устанавливаются правила регулирования трудовых отношений профессионального характера на уровне субъекта страны. Отраслевыми соглашениями определяется общий порядок оплаты, гарантии и льготы сотрудникам, занятым в определенном экономическом секторе. Территориальные документы устанавливают те же категории для конкретного муниципального образования. Отраслевые соглашения могут заключаться на местном, федеральном, региональном уровнях. Документы, подписанные по договоренности участников, могут быть трех- и двухсторонними. На практике заключаются и иные соглашения по отдельным аспектам регулирования профессиональных или непосредственно связанных с ними отношений. органы социального партнерства представители работников работодателей

Заключение

Структуры социального партнерства играют существенную роль в установлении отношений в сфере профессиональной деятельности. они уполномочены вести переговоры для обеспечения соблюдения интересов сторон при их взаимодействии. Особое значение имеет их участие в обсуждениях, касающихся изменения, дополнения проектов и подписания коллективных договоров и соглашений. В этих документах прописываются ключевые принципы, правила взаимодействия нанимателя и сотрудников предприятия. Органами социального партнерства являются комиссии - структуры, формируемые непосредственно для осуществления указанных выше функций. Законодательство предусматривает определенный порядок взаимодействия субъектов. Оно должно основываться на принципе равноправия участников. Вступая в трудовые отношения, субъектам приходится сталкиваться с разными нормами. Вне зависимости от того, выступает ли гражданин обычным служащим предприятия или его руководителем (нанимателем), ему необходимо разбираться в положениях действующего законодательства, знать свои обязанности, ответственность и права. Существуют различные методические материалы, в которых можно найти все нормы, используемые в рамках профессиональной деятельности. Кроме этого, в РФ действуют разные курсы подготовки кадров. В стране действуют ВУЗы, где, кроме прочего, в программу обучения включена юридическая дисциплина, изучающая органы социального партнерства (это МТИ (Московский технологический институт например)).