Рубрики
...

Корпоративная социальная ответственность. Этика бизнеса

Корпоративная социальная ответственность – понятие, которое можно назвать более актуальным для западных стран, и на сегодняшний день пока еще не совсем привычным для слуха отечественных предпринимателей. Однако нельзя не сказать о том, что наш бизнес с течением времени также серьезно задумался об усвоении данной концепции.

Что она собой представляет?

корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность начала использоваться в мировом сообществе приблизительно в 60-х годах 20 века, когда эта концепция стала активно использоваться на действующих предприятиях Канады и США. На тот момент она воспринималась исключительно в качестве заботы руководителей о персонале, а также оказание содействия местным органом власти. Еще в 70-е годы по той причине, что увеличился рост беспокойства со стороны людей о состоянии окружающей природы, корпоративная социальная ответственность начала включать в себя еще и беспокойство об экологической обстановке в своем государстве.

На сегодняшний день западные специалисты менеджмента, рассматривая корпоративную социальную ответственность, предлагают использование концепции ЗР, которая предусматривает то, что руководители компаний будут одинаковое внимание уделять работе на прибыль, а также заботе о собственных сотрудниках, партнерах, клиентах и мероприятиям, главной задачей которых является гарантия защиты окружающей среды.

Как она обеспечивается?

развитие корпоративной социальной ответственности

Чем более масштабным является бизнес определенной компании, тем более влиятельной она становится по отношению к жизнедеятельности окружающей среды, причем относится это к ее сотрудникам, партнерам, клиентам, экономическому пространству, а также всевозможным культурным и образовательным процессам. В связи с этим корпоративная социальная ответственность предусматривает выполнение ряда обязательств, относящихся как к экономическим свойствам, так и к социальным. В частности, это касается своевременной оплаты налогов, обеспечения подчиненных максимально комфортными условиями работы, предоставления ряда рабочих мест и многого другого.

Стоит отметить тот факт, что разными компаниями используется разная система обеспечения подчиненных комфортными условиями, начиная от предложения абонемента в фитнес-клуб и заканчивая предоставлением собственного жилья тем сотрудникам, которые работают в течение длительного времени. Чаще всего трактуют понятие корпоративной социальной ответственности как ведение активной благотворительной деятельности компании.

Как ведется благотворительность?

понятие корпоративной социальной ответственности

Современные компании активно занимаются созданием всевозможных благотворительных фондов. В последнее время в обществе постепенно изменяется подход к благотворительности, начиная от стандартного финансирования различных благотворительных и общественных организаций, распределяющих самостоятельно деньги между различными объектами, и заканчивая партнерским участием всех сторон, то есть власти, общества и бизнеса. Таким образом, благодаря активному взаимодействию со стороны каждого из участников, появляются всевозможные социальные программы, которые одинаково интересны обществу и направлены на решение тех или иных социальных задач. Подобная модель сегодня называется социальным партнерством.

Уровни

Понятие корпоративной социальной ответственности подразделяется на несколько уровней:

  • Первый. Предусматривает выполнение таких обязательств, как своевременная оплата налогов, зарплаты сотрудников, а также по возможности предоставление различных новых рабочих мест.
  • Второй. Предполагает обеспечение каждого сотрудника не только адекватными условиями труда, но еще и жизни, вследствие чего проводится повышение квалификации уровня сотрудников, строительство жилья, проведение профилактического лечения, а также активное улучшение социальной сферы.
  • Третий. Наиболее высокий уровень ответственности, которым и предусматривается ведение благотворительной деятельности.

Внутренняя социальная ответственность

Развитие корпоративной социальной ответственности внутреннего типа предусматривает следующее:

  • Обеспечение безопасности труда.
  • Поддержание стабильной заработной оплаты.
  • Поддержание социально значимой зарплаты каждого сотрудника.
  • Предоставление дополнительного социального и медицинского страхования работников.
  • Активное развитие человеческих ресурсов с использованием обучающих программ, а также программ подготовки и дальнейшего повышения квалификации.
  • Помощь работникам в решении различных критических ситуаций.

Внешняя социальная ответственность

концепция корпоративной социальной ответственности

Внешняя корпоративная социальная ответственность организации включает в себя следующее:

  • Активное спонсорство, а также осуществление корпоративной благотворительности.
  • Содействие охране окружающей природы.
  • Взаимодействие с местными органами власти и обществом.
  • Готовность принимать активное участие в различных кризисных ситуациях.
  • Обеспечение ответственности за произведенные услуг или же товары перед потребителем (выпуск качественной продукции).

Мотивация

Есть несколько мотивов, которые заставляют современных бизнесменов обеспечивать различные модели корпоративной социальной ответственности:

  • Развитие собственного трудового коллектива позволяет не только исключить текучесть кадров, но и способствует привлечению лучших специалистов на действующем рынке.
  • Увеличивается производительность труда в собственной компании.
  • Улучшается имидж организации, растет ее репутация.
  • Обеспечивается реклама определенного товара или же услуги.
  • Деятельность организации начинает освещаться в СМИ.
  • Обеспечивается устойчивое и стабильное развитие компании в обозримом будущем.
  • Появляется возможность привлечения инвестиций для развития социальных кампаний.
  • Сохраняется социальная стабильность во всем обществе.
  • Используются налоговые льготы.

Виды программ

корпоративная социальная ответственность организации

Есть несколько наиболее распространенных видов социальных программ:

  1. Социальный или же административный бюджет. В него входят различные финансовые средства, которые компания выделяет для реализации одной или же нескольких своих социальных программ, поддерживаемых на постоянной основе.
  2. Корпоративный кодекс. Представляет собой формальное определение принципов и ценностей деловых отношений компании, а иногда также ее партнеров или же поставщиков. Кодекс включает в себя минимальные заявленные затраты, а также поручительство компании всецело соблюдать их и требовать обязательного соблюдения от своих подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков или же лицензиатов. Кодекс нельзя назвать каким-то законом, поэтому он является обязательным исключительно для тех компаний, которые самостоятельно обязались его соблюдать.
  3. Цель социально ответственной компании. Представляет собой официально представленную позицию организации касательно собственной социальной политики.
  4. Приоритеты. Указанные в документальном виде наиболее важные направления, которые обеспечиваются реализацией различных социальных программ.
  5. Социальные программы. Это деятельность компании, которая осуществляется добровольно и направлена на развитие собственного персонала, формирование наиболее благоприятных условий труда, охрану природы, поддержку местного общества, благотворительную деятельность, а также ведение добросовестной деловой практики. При этом в данном случае главный критерий – полное соответствие программ, которые предусматривает корпоративно-социальная ответственность компании, ее стратегии и целям ведения бизнеса.
  6. Социальная активность. Выражается в активном проведении всевозможных социальных программ, имеющих как внешний, так и внутренний характер. В качестве отличительных особенностей программ социальной активности стоит выделить абсолютно добровольный характер их проведения, системность, а также непосредственную связь с основной стратегией и целью развития компании.

Типы программ

модели корпоративной социальной ответственности

Также есть несколько типов, на которые распределяются социальные программы:

  • Собственные.
  • Партнерства с федеральными, местными или же региональными органами управления.
  • Партнерства с различными организациями некоммерческого типа.
  • Сотрудничества с всевозможными профессиональными объединениями, а также разнообразными общественными организациями.
  • Направленные на информативное сотрудничество с различными средствами массовой информации.

Управление

Управление корпоративной социальной ответственностью предусматривает возглавление всех ведущих социальных программ, причем это непрерывно протекающий процесс в компании, который включает в себя несколько этапов:

  • Определение основных целей социальной политики компании.
  • Формирование специализированной структуры управления активными социальными программами.
  • Проведение различных программ, направленных на обучение в сфере социальной ответственности.
  • Реализация всевозможных социальных программ.
  • Оценка, а также информирование всех заинтересованных сторон о результатах проводимых социальных программ.

Направления

корпоративно социальная ответственность компании

Помимо этого, принципы корпоративной социальной ответственности предусматривают распределение нескольких направлений социальных программ.

- Ведение добросовестной деловой практики. Данное направление социальных программ в качестве основной цели предусматривает активное содействие принятию и последующей культивации добросовестной деловой практики среди собственных клиентов, партнеров и поставщиков.

- Охрана природы и сбережение ресурсов. Концепция корпоративной социальной ответственности предусматривает данное направление как инициативу компании, и в качестве основной своей цели ставит минимизирование вредного воздействия, оказываемого предприятием и его действиями на окружающую среду. В частности, начинают активно использоваться всевозможные технологии, направленные на экономное потребление природных ресурсов, утилизацию или же повторное использование отходов, минимизацию или полное устранение загрязнений окружающей среды, формирование экологически безопасного производства, а также транспортных перевозок.

- Активное развитие местного сообщества. Также осуществляется исключительно на добровольной основе и предназначается для того, чтобы внести собственный вклад компании в сферу развития местного сообщества. Включает в себя проведение различных акций и социальных программ для поддержки незащищенных слоев населения, сохранение или дальнейшее развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, спонсирование всевозможных культурных, спортивных и образовательных организаций, принятие участия в благотворительных акциях.

Развитие сотрудников

Корпоративная социальная ответственность бизнеса рассматривает развитие сотрудников как один из наиболее важных элементов стратегии, и ставит в качестве основной цели привлечение, а также дальнейшее удержание наиболее талантливых сотрудников. В частности, проводится обучение, а также профессиональное развитие работников, используются мотивационные системы оплаты труда, предоставляется социальный пакет, формируются соответствующие условия для досуга и отдыха, поддерживаются разнообразные внутренние коммуникации, а также обеспечивается участие сотрудников в принятии всевозможных управленческих решений.