Корпоративная социальная ответственность – понятие, которое можно назвать более актуальным для западных стран, и на сегодняшний день пока еще не совсем привычным для слуха отечественных предпринимателей. Однако нельзя не сказать о том, что наш бизнес с течением времени также серьезно задумался об усвоении данной концепции.
Что она собой представляет?
Корпоративная социальная ответственность начала использоваться в мировом сообществе приблизительно в 60-х годах 20 века, когда эта концепция стала активно использоваться на действующих предприятиях Канады и США. На тот момент она воспринималась исключительно в качестве заботы руководителей о персонале, а также оказание содействия местным органом власти. Еще в 70-е годы по той причине, что увеличился рост беспокойства со стороны людей о состоянии окружающей природы, корпоративная социальная ответственность начала включать в себя еще и беспокойство об экологической обстановке в своем государстве.
На сегодняшний день западные специалисты менеджмента, рассматривая корпоративную социальную ответственность, предлагают использование концепции ЗР, которая предусматривает то, что руководители компаний будут одинаковое внимание уделять работе на прибыль, а также заботе о собственных сотрудниках, партнерах, клиентах и мероприятиям, главной задачей которых является гарантия защиты окружающей среды.
Как она обеспечивается?
Чем более масштабным является бизнес определенной компании, тем более влиятельной она становится по отношению к жизнедеятельности окружающей среды, причем относится это к ее сотрудникам, партнерам, клиентам, экономическому пространству, а также всевозможным культурным и образовательным процессам. В связи с этим корпоративная социальная ответственность предусматривает выполнение ряда обязательств, относящихся как к экономическим свойствам, так и к социальным. В частности, это касается своевременной оплаты налогов, обеспечения подчиненных максимально комфортными условиями работы, предоставления ряда рабочих мест и многого другого.
Стоит отметить тот факт, что разными компаниями используется разная система обеспечения подчиненных комфортными условиями, начиная от предложения абонемента в фитнес-клуб и заканчивая предоставлением собственного жилья тем сотрудникам, которые работают в течение длительного времени. Чаще всего трактуют понятие корпоративной социальной ответственности как ведение активной благотворительной деятельности компании.
Как ведется благотворительность?
Современные компании активно занимаются созданием всевозможных благотворительных фондов. В последнее время в обществе постепенно изменяется подход к благотворительности, начиная от стандартного финансирования различных благотворительных и общественных организаций, распределяющих самостоятельно деньги между различными объектами, и заканчивая партнерским участием всех сторон, то есть власти, общества и бизнеса. Таким образом, благодаря активному взаимодействию со стороны каждого из участников, появляются всевозможные социальные программы, которые одинаково интересны обществу и направлены на решение тех или иных социальных задач. Подобная модель сегодня называется социальным партнерством.
Уровни
Понятие корпоративной социальной ответственности подразделяется на несколько уровней:
- Первый. Предусматривает выполнение таких обязательств, как своевременная оплата налогов, зарплаты сотрудников, а также по возможности предоставление различных новых рабочих мест.
- Второй. Предполагает обеспечение каждого сотрудника не только адекватными условиями труда, но еще и жизни, вследствие чего проводится повышение квалификации уровня сотрудников, строительство жилья, проведение профилактического лечения, а также активное улучшение социальной сферы.
- Третий. Наиболее высокий уровень ответственности, которым и предусматривается ведение благотворительной деятельности.
Внутренняя социальная ответственность
Развитие корпоративной социальной ответственности внутреннего типа предусматривает следующее:
- Обеспечение безопасности труда.
- Поддержание стабильной заработной оплаты.
- Поддержание социально значимой зарплаты каждого сотрудника.
- Предоставление дополнительного социального и медицинского страхования работников.
- Активное развитие человеческих ресурсов с использованием обучающих программ, а также программ подготовки и дальнейшего повышения квалификации.
- Помощь работникам в решении различных критических ситуаций.
Внешняя социальная ответственность
Внешняя корпоративная социальная ответственность организации включает в себя следующее:
- Активное спонсорство, а также осуществление корпоративной благотворительности.
- Содействие охране окружающей природы.
- Взаимодействие с местными органами власти и обществом.
- Готовность принимать активное участие в различных кризисных ситуациях.
- Обеспечение ответственности за произведенные услуг или же товары перед потребителем (выпуск качественной продукции).
Мотивация
Есть несколько мотивов, которые заставляют современных бизнесменов обеспечивать различные модели корпоративной социальной ответственности:
- Развитие собственного трудового коллектива позволяет не только исключить текучесть кадров, но и способствует привлечению лучших специалистов на действующем рынке.
- Увеличивается производительность труда в собственной компании.
- Улучшается имидж организации, растет ее репутация.
- Обеспечивается реклама определенного товара или же услуги.
- Деятельность организации начинает освещаться в СМИ.
- Обеспечивается устойчивое и стабильное развитие компании в обозримом будущем.
- Появляется возможность привлечения инвестиций для развития социальных кампаний.
- Сохраняется социальная стабильность во всем обществе.
- Используются налоговые льготы.
Виды программ
Есть несколько наиболее распространенных видов социальных программ:
- Социальный или же административный бюджет. В него входят различные финансовые средства, которые компания выделяет для реализации одной или же нескольких своих социальных программ, поддерживаемых на постоянной основе.
- Корпоративный кодекс. Представляет собой формальное определение принципов и ценностей деловых отношений компании, а иногда также ее партнеров или же поставщиков. Кодекс включает в себя минимальные заявленные затраты, а также поручительство компании всецело соблюдать их и требовать обязательного соблюдения от своих подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков или же лицензиатов. Кодекс нельзя назвать каким-то законом, поэтому он является обязательным исключительно для тех компаний, которые самостоятельно обязались его соблюдать.
- Цель социально ответственной компании. Представляет собой официально представленную позицию организации касательно собственной социальной политики.
- Приоритеты. Указанные в документальном виде наиболее важные направления, которые обеспечиваются реализацией различных социальных программ.
- Социальные программы. Это деятельность компании, которая осуществляется добровольно и направлена на развитие собственного персонала, формирование наиболее благоприятных условий труда, охрану природы, поддержку местного общества, благотворительную деятельность, а также ведение добросовестной деловой практики. При этом в данном случае главный критерий – полное соответствие программ, которые предусматривает корпоративно-социальная ответственность компании, ее стратегии и целям ведения бизнеса.
- Социальная активность. Выражается в активном проведении всевозможных социальных программ, имеющих как внешний, так и внутренний характер. В качестве отличительных особенностей программ социальной активности стоит выделить абсолютно добровольный характер их проведения, системность, а также непосредственную связь с основной стратегией и целью развития компании.
Типы программ
Также есть несколько типов, на которые распределяются социальные программы:
- Собственные.
- Партнерства с федеральными, местными или же региональными органами управления.
- Партнерства с различными организациями некоммерческого типа.
- Сотрудничества с всевозможными профессиональными объединениями, а также разнообразными общественными организациями.
- Направленные на информативное сотрудничество с различными средствами массовой информации.
Управление
Управление корпоративной социальной ответственностью предусматривает возглавление всех ведущих социальных программ, причем это непрерывно протекающий процесс в компании, который включает в себя несколько этапов:
- Определение основных целей социальной политики компании.
- Формирование специализированной структуры управления активными социальными программами.
- Проведение различных программ, направленных на обучение в сфере социальной ответственности.
- Реализация всевозможных социальных программ.
- Оценка, а также информирование всех заинтересованных сторон о результатах проводимых социальных программ.
Направления
Помимо этого, принципы корпоративной социальной ответственности предусматривают распределение нескольких направлений социальных программ.
- Ведение добросовестной деловой практики. Данное направление социальных программ в качестве основной цели предусматривает активное содействие принятию и последующей культивации добросовестной деловой практики среди собственных клиентов, партнеров и поставщиков.
- Охрана природы и сбережение ресурсов. Концепция корпоративной социальной ответственности предусматривает данное направление как инициативу компании, и в качестве основной своей цели ставит минимизирование вредного воздействия, оказываемого предприятием и его действиями на окружающую среду. В частности, начинают активно использоваться всевозможные технологии, направленные на экономное потребление природных ресурсов, утилизацию или же повторное использование отходов, минимизацию или полное устранение загрязнений окружающей среды, формирование экологически безопасного производства, а также транспортных перевозок.
- Активное развитие местного сообщества. Также осуществляется исключительно на добровольной основе и предназначается для того, чтобы внести собственный вклад компании в сферу развития местного сообщества. Включает в себя проведение различных акций и социальных программ для поддержки незащищенных слоев населения, сохранение или дальнейшее развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, спонсирование всевозможных культурных, спортивных и образовательных организаций, принятие участия в благотворительных акциях.
Развитие сотрудников
Корпоративная социальная ответственность бизнеса рассматривает развитие сотрудников как один из наиболее важных элементов стратегии, и ставит в качестве основной цели привлечение, а также дальнейшее удержание наиболее талантливых сотрудников. В частности, проводится обучение, а также профессиональное развитие работников, используются мотивационные системы оплаты труда, предоставляется социальный пакет, формируются соответствующие условия для досуга и отдыха, поддерживаются разнообразные внутренние коммуникации, а также обеспечивается участие сотрудников в принятии всевозможных управленческих решений.