Формальная определенность права представляет собой один из основных его признаков. Не имея выражения вовне, материального содержания, являющихся способом существования, правовая норма не может выполнить свои задачи по регулированию отношений в обществе. Таким образом, форма права – это средство выражения воли государства, юридических правил поведения. Она может выражаться в четырех видах, таких как правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и нормативный акт, в том числе и закон, понятие, признаки, виды которых будут рассмотрены в данной статье.
Что такое нормативный акт?
Данное понятие определяют как правовой акт, который принят уполномоченными на то органами, содержащий предписания постоянного действия, носящие общий характер и рассчитанные на множественное применение на практике. Издаются они строго в установленной форме. По уровню юридической силы они делятся на две внушительные группы: подзаконные акты и законы, которые далее имеют еще более разветвленную структуру.
Понятие и признаки закона
Под законом традиционно в теории государства и права понимают принимаемый в особом порядке законодательными органами власти (либо референдумом) нормативный акт, выражающий волю народа, регулирующий самые важные общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой. Определение является исчерпывающим и будет полезно не только студентам юридических вузов, но и рядовым гражданам. Запомнив его однажды, впоследствии без труда можно воспроизвести признаки правового закона.
Признаки закона
- Принять его может только референдум или законодательный орган власти.
- При принятии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая установлена Конституцией РФ и Регламентами ФС РФ.
- Он должен выражать интересы и волю народа.
- Обладает наивысшей юридической силой, поэтому все подзаконные акты не должны ему противоречить ни в чем и полностью соответствовать.
- Регулирует наиболее значимые отношения в обществе.
В совокупности все перечисленные признаки законов придают им такое качество, как верховенство в системе нормативных актов. Изменять или отменять их может только тот орган, который их принимал, причем со строгим соблюдением установленной для этого процедуры.
Классификация по юридической силе
Распределение законов в группы может осуществляться по нескольким критериям. Самый первый из них – юридическая сила. Главенствующее место при этом занимает Конституция РФ. Она является учредительным, основополагающим политико-правовым актом, которые закрепляет права и свободы гражданина и человека, определяет форму государственного устройства и правления, учреждает федеральные органы власти государства.
Следующее место в иерархии занимают Федеральные конституционные законы. Они принимаются и регулируют вопросы, которые предусмотрены Конституцией РФ и органически с ней связаны. Например, ФЗ о референдуме, судебной системе, военных судах и др. Основные признаки законов при этом остаются теми же.
Далее по структуре располагаются нормативные акты текущего законодательства, которые освещают различные стороны политической, социально-экономической и духовной жизни общества. Например, кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и др.).
Следующая ступень – законы, принимаемые субъектами РФ, точнее их представительными органами власти. Их особенность в ограниченности действия, они «работают» только на определенной территории.
Классификация по правовому регулированию
В зависимости от предмета правового регулирования законы могут быть административными, трудовыми, гражданскими, конституционными, уголовными. Причем каждый из них имеет собственное определение, основные свойства при этом остаются общими, но с небольшими дополнениями. Например, признаки уголовного закона включают такое понятие, как нормативность. Он содержит нормы права – общеобязательные для людей правила поведения.
Классификация по сроку действия
В зависимости от данного критерия законы могут быть постоянными и временными. В первом случае они не имеют ограничения по срокам действия, а во втором, напротив, устанавливаются определенные временные рамки. Например, Закон о бюджете РФ (или отдельного региона) на 2016 год. Здесь же следует упомянуть о чрезвычайных законах. Их принятие возможно лишь в определенной ситуации, которая должна быть оговорена Конституцией. Признаки законов подобного рода имеют особенности. Они издаются при чрезвычайных ситуациях в стране либо характерны для тоталитарных и авторитарных режимов управления. В первом случае носят временный характер и прекращают свое действие после нормализации обстановки. Конституцией РФ возможность издания данного вида законов не предусмотрена.
Это основные критерии классификации. Кроме того, в зависимости от содержания законы могут быть социальными, бюджетными, политическими и т. д.; от степени систематизации – кодификационными (ГК, УК РФ и т. д.) и обычными; от объема регулирования – специальными и общими; от сферы деятельности – региональными и федеральными.
Подзаконные нормативные акты
Они издаются на основании законов и для их исполнения, содержат нормы юридического характера, но обладают меньшей силой. Они играют достаточно важную роль в жизни общества, исполняя детализирующую и вспомогательную функции. Представляют собой так называемое вторичное звено. При этом признаки законов и подзаконных актов различны. Последние не должны противоречить первым.
Виды подзаконных нормативных актов
- Указы, издаваемые президентом РФ. Они являются обязательными для исполнения и действуют на всей территории страны. Однако не должны противоречить Конституции, федеральным законам. Как правило, к изданию указов прибегают в случае обнаружения пробелов в праве.
- Постановления Правительства РФ. Их главная особенность в том, что они принимаются чаще всего во исполнение и всегда на основании законов. Они подлежат официальному опубликованию в СМИ не позднее установленного 15-дневного срока.
- Уставы, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, госкомитетов.
- Постановления и решения местных государственных органов власти. Например, областной Думы, Представительного собрания и т. д.
- Распоряжения, решения, постановления государственных органов местного самоуправления, а именно: губернаторов, глав администраций и т. д.
- Нормативные акты, принимаемые муниципальными (негосударственными) органами. Они издаются и принимаются в пределах компетенции указанных структур и действуют в пределах определенных образований – сел, поселков, районов, городов и т. д.
- Нормативные акты локального характера. Они принимаются на уровне конкретной организации, компании, предприятия и регулируют внутренние вопросы. Самый типичный пример – правила трудового распорядка.
Действие закона во времени
Все нормативные акты, в том числе закон (признаки и виды рассмотрены выше) имеют сроки своего функционирования. Так, они вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования, если иной срок и порядок не установлен ими самими.
Обратной силой законы РФ не обладают. Иначе говоря, они не могут распространять своего действия на отношения, возникшие до их принятия и вступления в законную силу. Придать обратную силу можно двумя способами: напрямую включить этот пункт в закон (понятие, признаки, виды выше по тексту) либо применить его в тех случаях, когда он смягчает или полностью устраняет какой-либо вид ответственности.