Рубрики

Понятие, виды и признаки законов. Сущность и признак уголовного закона

Формальная определенность права представляет собой один из основных его признаков. Не имея выражения вовне, материального содержания, являющихся способом существования, правовая норма не может выполнить свои задачи по регулированию отношений в обществе. Таким образом, форма права – это средство выражения воли государства, юридических правил поведения. Она может выражаться в четырех видах, таких как правовой обычай, нормативный договор, юридический прецедент и нормативный акт, в том числе и закон, понятие, признаки, виды которых будут рассмотрены в данной статье.

Признаки законов.

Что такое нормативный акт?

Данное понятие определяют как правовой акт, который принят уполномоченными на то органами, содержащий предписания постоянного действия, носящие общий характер и рассчитанные на множественное применение на практике. Издаются они строго в установленной форме. По уровню юридической силы они делятся на две внушительные группы: подзаконные акты и законы, которые далее имеют еще более разветвленную структуру.

Понятие и признаки закона

Под законом традиционно в теории государства и права понимают принимаемый в особом порядке законодательными органами власти (либо референдумом) нормативный акт, выражающий волю народа, регулирующий самые важные общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой. Определение является исчерпывающим и будет полезно не только студентам юридических вузов, но и рядовым гражданам. Запомнив его однажды, впоследствии без труда можно воспроизвести признаки правового закона.

Признаки закона

  • Принять его может только референдум или законодательный орган власти.
  • При принятии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая установлена Конституцией РФ и Регламентами ФС РФ.
  • Он должен выражать интересы и волю народа.
  • Обладает наивысшей юридической силой, поэтому все подзаконные акты не должны ему противоречить ни в чем и полностью соответствовать.
  • Регулирует наиболее значимые отношения в обществе.

Закон понятие признаки виды.

В совокупности все перечисленные признаки законов придают им такое качество, как верховенство в системе нормативных актов. Изменять или отменять их может только тот орган, который их принимал, причем со строгим соблюдением установленной для этого процедуры.

Классификация по юридической силе

Распределение законов в группы может осуществляться по нескольким критериям. Самый первый из них – юридическая сила. Главенствующее место при этом занимает Конституция РФ. Она является учредительным, основополагающим политико-правовым актом, которые закрепляет права и свободы гражданина и человека, определяет форму государственного устройства и правления, учреждает федеральные органы власти государства.

Следующее место в иерархии занимают Федеральные конституционные законы. Они принимаются и регулируют вопросы, которые предусмотрены Конституцией РФ и органически с ней связаны. Например, ФЗ о референдуме, судебной системе, военных судах и др. Основные признаки законов при этом остаются теми же.

Далее по структуре располагаются нормативные акты текущего законодательства, которые освещают различные стороны политической, социально-экономической и духовной жизни общества. Например, кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и др.).

Следующая ступень – законы, принимаемые субъектами РФ, точнее их представительными органами власти. Их особенность в ограниченности действия, они «работают» только на определенной территории.

Признаки уголовного закона.

Классификация по правовому регулированию

В зависимости от предмета правового регулирования законы могут быть административными, трудовыми, гражданскими, конституционными, уголовными. Причем каждый из них имеет собственное определение, основные свойства при этом остаются общими, но с небольшими дополнениями. Например, признаки уголовного закона включают такое понятие, как нормативность. Он содержит нормы права – общеобязательные для людей правила поведения.

Классификация по сроку действия

В зависимости от данного критерия законы могут быть постоянными и временными. В первом случае они не имеют ограничения по срокам действия, а во втором, напротив, устанавливаются определенные временные рамки. Например, Закон о бюджете РФ (или отдельного региона) на 2016 год. Здесь же следует упомянуть о чрезвычайных законах. Их принятие возможно лишь в определенной ситуации, которая должна быть оговорена Конституцией. Признаки законов подобного рода имеют особенности. Они издаются при чрезвычайных ситуациях в стране либо характерны для тоталитарных и авторитарных режимов управления. В первом случае носят временный характер и прекращают свое действие после нормализации обстановки. Конституцией РФ возможность издания данного вида законов не предусмотрена.

Понятие и признаки закона.

Это основные критерии классификации. Кроме того, в зависимости от содержания законы могут быть социальными, бюджетными, политическими и т. д.; от степени систематизации – кодификационными (ГК, УК РФ и т. д.) и обычными; от объема регулирования – специальными и общими; от сферы деятельности – региональными и федеральными.

Подзаконные нормативные акты

Они издаются на основании законов и для их исполнения, содержат нормы юридического характера, но обладают меньшей силой. Они играют достаточно важную роль в жизни общества, исполняя детализирующую и вспомогательную функции. Представляют собой так называемое вторичное звено. При этом признаки законов и подзаконных актов различны. Последние не должны противоречить первым.

Виды подзаконных нормативных актов

  1. Указы, издаваемые президентом РФ. Они являются обязательными для исполнения и действуют на всей территории страны. Однако не должны противоречить Конституции, федеральным законам. Как правило, к изданию указов прибегают в случае обнаружения пробелов в праве.
  2. Постановления Правительства РФ. Их главная особенность в том, что они принимаются чаще всего во исполнение и всегда на основании законов. Они подлежат официальному опубликованию в СМИ не позднее установленного 15-дневного срока.Признаки правового закона.
  3. Уставы, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств, госкомитетов.
  4. Постановления и решения местных государственных органов власти. Например, областной Думы, Представительного собрания и т. д.
  5. Распоряжения, решения, постановления государственных органов местного самоуправления, а именно: губернаторов, глав администраций и т. д.
  6. Нормативные акты, принимаемые муниципальными (негосударственными) органами. Они издаются и принимаются в пределах компетенции указанных структур и действуют в пределах определенных образований – сел, поселков, районов, городов и т. д.
  7. Нормативные акты локального характера. Они принимаются на уровне конкретной организации, компании, предприятия и регулируют внутренние вопросы. Самый типичный пример – правила трудового распорядка.

Действие закона во времени

Все нормативные акты, в том числе закон (признаки и виды рассмотрены выше) имеют сроки своего функционирования. Так, они вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования, если иной срок и порядок не установлен ими самими.

Закон признаки и виды.

Обратной силой законы РФ не обладают. Иначе говоря, они не могут распространять своего действия на отношения, возникшие до их принятия и вступления в законную силу. Придать обратную силу можно двумя способами: напрямую включить этот пункт в закон (понятие, признаки, виды выше по тексту) либо применить его в тех случаях, когда он смягчает или полностью устраняет какой-либо вид ответственности.